Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2006

Конкурс

Физика. Человек. Здоровье

Пояснительная записка

«Физика. Человек. Здоровье» – межпредметный курс по выбору, не дублирует содержание базового курса физики 9-го класса и имеет свое особое значение.

Курс построен на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий, формирует целостное видение общего объекта изучения наук естественного цикла «человек – природа», направлен на углубление знаний учащихся по физике и биологии, развитие их разносторонних интересов и способностей, подготовку школьников к практической жизни.

Программа курса тесно связана с физикой, биологией, физической культурой, включает разделы: «Основы здорового образа жизни», «Вопросы биофизики и организм человека», «Физика и медицина».

Курс рекомендован учащимся 9-х классов, ориентированным на изучение физики и биологии в 10–11-х классах.

Цель – изучение биофизических процессов в организме человека.

Задачи: дать представление о здоровом образе жизни и его составляющих на материалах физики и биологии, диагностических методах исследования организма человека; научить проводить простейшую самодиагностику состояния здоровья; овладеть некоторыми умениями проведения эксперимента, работы с различными информационными источниками (энциклопедиями по физике, медицине, биологии; данными медицинских исследований; интернет-сайтами и т.д.).

Курс предусматривает проведение лекций, фронтальных экспериментов, деловых игр, практических работ, выполнение физических упражнений, тестов, проведение экскурсий в медицинский кабинет школы, физиотерапевтический и другие кабинеты поликлиники.

Каждое занятие включает лекционные и практические виды деятельности, сочетает коллективные и индивидуальные формы обучения.

Оценка знаний и умений может проводиться в форме творческих работ (чтение докладов, сообщений, защита рефератов, изготовление и презентация плакатов и пр.), проведение итогового теста по основным разделам курса. В качестве примера приводим разработку некоторых тем из раздела «Вопросы биофизики и организм человека».

1. Тема:
«Теплорегуляция организма» (деловая игра)

Цели: обобщить и закрепить знания о взаимосвязи строения и функции внутренних систем человеческого организма с окружающей средой; развивать познавательные интересы учащихся на основе использования межпредметных связей биологии и физики.

Учащимся необходимо знать:

•о понятиях теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты, парообразование (испарение);

•о взаимосвязи строения и функции кожи, ее роли в процессе теплорегуляции.

Учащимся необходимо уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории для решения качественных задач с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных вариантах теплопередачи.

Оборудование: карточки с заданиями, бочонок с фишками, секундомер.

Предварительно класс делится на две команды; выбирается компетентное жюри.

ХОД ИГРЫ

Учитель: Будучи частью природы, живого мира, человек постоянно взаимодействует с ней. Природа – это среда обитания человека. Биологические возможности приспособления человека к различным условиям велики, и это сохраняет целостность организма. Нормальное существование организма возможно лишь благодаря поддержанию им постоянства внутренней среды. При изменении условий внешней среды для поддержания постоянства внутренней требуется включение тех или иных механизмов. Цель нашей игры – познакомиться с некоторыми из них, выявить их роль в теплорегуляции организма.

Игра состоит из четырех туров.

I тур. «Разминка»

Каждой команде предлагается 6 вопросов. Цель этого этапа – вспомнить основные физические и биологические понятия по теме «Теплорегуляция» (теплопередача, ее виды; парообразование и его виды; экзотермическая реакция, нейрогуморальная регуляция организма; органы тела, образующие и отдающие тепло).

•Назовите процесс передачи энергии, проходящий без совершения работы.

(Ответ: теплообмен, или теплопередача.)

•Какая физическая величина является мерой энергии, полученной или отданной телом в процессе теплообмена?

(Ответ: количество теплоты.)

•Перечислите виды теплопередачи.

(Ответ: теплопроводность, конвекция, излучение.)

•Назовите вид теплопередачи, при котором энергия передается от одной части тела к другой.

(Ответ: теплопроводность.)

•А вид теплопередачи, при котором перенос энергии осуществляется струями жидкости или газа?

(Ответ: конвекция.)

•Как называется явление перехода жидкости в пар?

(Ответ: парообразование.)

•Как называется процесс парообразования, проходящий с открытой поверхности жидкости?

(Ответ: испарение.)

•Перечислите факторы, влияющие на интенсивность испарения.

(Ответ: температура, площадь поверхности и род жидкости, влажность воздуха, воздушные потоки.)

Как называются химические реакции, протекающие с выделением энергии?

(Ответ: экзотермические реакции.)

•Перечислите органы, участвующие в образовании тепла.

(Ответ: печень, мышцы.)

•Назовите способы регуляции функций организма.

(Ответ: нервная и гуморальная регуляция.)

•Перечислите органы, участвующие в теплоотдаче.

(Ответ: кровеносные сосуды, кожа, легкие.)

II тур. «Ты – мне, я – тебе»

За две недели до игры учащимся был предложен список литературы, после ознакомления с которой командам надо было сформулировать для соперников интересные вопросы по теме «Теплорегуляция»*. Задание расширяет кругозор учащихся, способствует формированию навыков самостоятельной работы с книгой.

На обдумывание ответа командам предоставляется до 1,5 минуты. Полный и правильный ответ оценивается пятью баллами.

•В 1646 г., чтобы позабавить знатных гостей, миланский герцог Моно повелел выкрасить тело мальчика, олицетворявшего собой золотой век на праздничном шествии, золотой краской. После представления про мальчика забыли, а утром его нашли мертвым. Почему он умер?

(Ответ: краска, покрывавшая тело ребенка, нарушила функции кожи – поддержание постоянной температуры и дыхания.)

•Температура тела человека в норме составляет 36,7°С. Это практически всегда выше температуры окружающей среды. Из физики известно, что тела участвуют в теплообмене; более нагретые тела отдают энергию менее нагретым, так что в результате их температура должна понижаться. Но температура нашего тела постоянна. Чем объяснить это явление?

(Ответ: в клетках организма идет экзотермическая реакция C2 + 2O2 = 2CO2 + Q. Кроме того, температура тела сохраняется благодаря интенсивной выработке тепла за счет обменных процессов.)

•Как объяснить, почему температура воздуха над головой человека на 1–1,5 градуса выше температуры окружающего воздуха?

(Ответ: в процессе естественной конвекции тепло поднимается потоком теплого воздуха, нагреваемого кожей.)

•Почему на морозе кожа вначале краснеет, потом бледнеет и даже синеет?

(Ответ: происходят рефлекторное сужение и расширение кровеносных сосудов.)

III тур. «Заморочки из бочки»

Участники команд достают из бочонка фишки с номерами заданий. Предложенные ситуации требуют от учащихся применения знаний по биологии и физике в новых условиях. На обдумывание ответа дается 30 секунд. Полный и правильный ответ оценивается двумя баллами.

•Человек, пребывающий долгое время при низкой температуре, вынужден активно двигаться. Почему?

(Ответ: в результате работы мышц тело человека нагревается: выделяется большое количество тепла, поскольку ускоряются обменные процессы.)

•Если температура в комнате 20°С, мы чувствуем себя комфортно. Но, входя в воду той же температуры, мы ощущаем довольно сильный холод. Почему?

(Ответ: воздух – теплоизолятор. Он слабо проводит тепло. Вода обладает большей теплоемкостью, к тому же она – более хороший проводник тепла. В воде нам холодно, потому что она быстро отводит тепло от тела.)

•Чем объяснить, что посещение финской бани – сауны, где температура воздуха выше 100°С, безопасно для здоровья человека, а попадание в воду той же температуры – смертельно?

(Ответ: в сауне открываются поры потовых желез, на коже выступает пот, который быстро испаряется. Испарение охлаждает тело, по крайней мере настолько, чтобы выдержать при такой температуре 20–30 минут. Без охлаждающего эффекта испарения человек не смог бы перенести столь высокую температуру.)

•Почему в южных широтах местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?

(Ответ: одежда в данном случае – это средство теплового сопротивления. Между волокнами ткани и особенно ваты сохраняются мельчайшие объемы воздуха – плохого проводника тепла. Воздух защищает тело от перегрева.)

•Почему в жаркую погоду у человека усиливается чувство жажды?

(Ответ: когда температура среды выше температуры тела, теплоотдача происходит только путем испарения. Человек вынужден употреблять много жидкости, чтобы поддержать водный баланс).

•Что будет лучшей грелкой – мешочек с песком или бутылка с водой (при одинаковой массе и температуре)?

(Ответ: бутылка с водой, потому что теплоемкость воды больше теплоемкости песка. Водная грелка будет охлаждаться дольше.)

•Может ли нам казаться теплее в сырую погоду, чем в сухую, при одинаковой температуре воздуха?

(Ответ: в сырой и пасмурный день испарение уменьшается, так как все вокруг пронизано влажностью. В результате охлаждающий эффект от испарения пота не такой сильный: тело сохраняет тепло, потому что оно его меньше теряет.)

•Верно ли выражение «шуба греет»?

(Ответ: нет. Меховые шубы – пористые тела. Между волосками меха содержится воздух. Теплопроводность воздуха невелика, он защищает тело от охлаждения. Шуба не греет, а сохраняет тепло.)

IV тур. «Гонка за лидером»

Капитаны команд получают карточки-задания с расчетной задачей, таблицей, которую необходимо заполнить, и двумя вопросами для устного ответа. Время работы – 4 минуты. Команды делятся на группы, каждая из которых выполняет индивидуальное задание. Выполнение задания в полном объеме приносит команде 5 баллов.

•Какое количество теплоты затрачивается на испарение 12 кг пота, которые организм человека выделяет за сутки тяжелой физической работы, если удельная теплота парообразования равна 2,4 х 106 Дж/кг?

•Какое количество теплоты выделяет человеческий организм за сутки, если этого тепла достаточно, чтобы довести до кипения 33 л ледяной воды? Удельная теплоемкость воды – 4200 Дж /(кг х °С).

•Заполните таблицу.

Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами

•Почему больному с высокой температурой рекомендуется обтирание спиртовым раствором?

(Ответ: при испарении спирта с поверхности кожи она охлаждается.)

•Почему люди, одетые в прорезиненную одежду, с трудом переносят жару?

(Ответ: происходит перегрев организма, поскольку пот не испаряется.)

•Почему одежда человека должна быть сухой?

(Ответ: идет интенсивное испарение воды из мокрой одежды, возможно переохлаждение организма.)

Учитель: Мы в очередной раз убедились, что для нормального существования организму необходимо поддерживать постоянство внутренней среды и одним из механизмов является теплорегуляция. Это сложный физический процесс согласованного изменения интенсивности обмена веществ, просветов кровеносных сосудов кожи, образования и выделения пота, на испарение которого затрачивается энергия. Этот процесс саморегулируется с участием нервной системы организма.

Жюри подводит итоги игры и определяет команду-победительницу.

Информация

•Тепло отдается в окружающее пространство всей поверхностью тела. Следовательно, температура приповерхностных областей тела должна быть ниже температуры центральных. Например, температура мышечной части бедра составляет 35°С, центра стопы – 27–28°С, икроножной мышцы – 33°С.

•Внутренняя температура также не является постоянной. Различия температуры внутренних слоев составляют 0,2–1,2°С.

•Температура тела человека колеблется в течение дня, при этом она минимальна в предутренние часы и максимальна в дневное время. Амплитуда колебаний – приблизительно 1°С.

•При физической нагрузке в зависимости от ее интенсивности внутренняя температура может повышаться на 1–2°С. В противоположность этому средняя температура кожи уменьшается, так как благодаря работе мышц выделяется пот, который охлаждает кожу.

•В условиях покоя средняя температура тела постоянна, интенсивность обмена определяется скоростью переноса тепла от внутренних областей к поверхностным и от поверхности тела в окружающее пространство.

•Лишь менее половины тепла, выработанного внутри тела, распространяется к поверхности благодаря теплопроводности; большая часть тепла переносится путем конвекции в кровотоке. В связи с высокой теплоемкостью кровь – хороший переносчик тепла, и в силу этого она поддерживает тепловой баланс в организме.

•Наружный поток тепла осуществляется благодаря теплопроводности, конвекции (15%), излучению (45%) и испарению (25–40%). Теплопроводность имеет место в тех случаях, когда тело контактирует с твердыми телами или жидкостью. Теплопередача в виде инфракрасного излучения, испускаемого кожей, определяется температурой кожи, площадью ее поверхности и температурой окружающей среды. Перенос тепла путем конвекции и излучения часто называют сухой теплопередачей. Около 20–25% теплопередачи от тела человека в комфортных температурных условиях осуществляется за счет испарения жидкости с поверхности кожи и со слизистой оболочки, выстилающей дыхательные пути. При изменении условий окружающей среды и вида деятельности человека (покой, физическая нагрузка) числовые данные тоже изменяются.

2. Тема: «Физиология зрения и оптика»

Цели: сформировать понятие о гигиене зрения, развивать умение обосновывать физиологические и гигиенические правила, способствовать выработке полезных привычек и развитию интеллектуальных способностей.

Учащиеся должны знать:

•строение глаза и зрительного анализатора;

•основные нарушения зрения и заболевания глаз.

Учащиеся должны уметь применять знания о нарушениях зрения для профилактики заболеваний глаза.

Оборудование: фотоаппарат; негативное изображение, позитивное изображение, изображение предмета, которое дает собирающая линза; таблица «Строение зрительного анализатора»; тестовые задания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Сегодня мы познакомимся со многими функциями зрительного анализатора, именуемого зрением. Зрение – это удивительная, еще далеко не познанная совместная работа глаза и мозга. Уже столетия наука изучает глаз, и каждый ученый, открывая новые свойства и новые тайны, испытывает волнение, преклоняясь перед его совершенством.

В переносном смысле все мы – обладатели уникальных «фотоаппаратов». Подобных еще не сотворили руки человека. Наши глаза запечатлевают мир вокруг в непередаваемых, естественных красках и объемном изображении. Жаль только, что эти «фотографии» нельзя сложить в альбом. Своеобразным альбомом является наша память. Фото эти мгновенны, они отображают все, что мы видим.

Ребята, я предлагаю вам вспомнить основные части фотоаппарата. Это объектив, представляющий собой систему линз, светонепроницаемый корпус, видоискатель, диафрагма и затвор. В корпус помещена светочувствительная пленка. Свет, проходя через объектив, преломляется, падает на фотопленку, в результате на ней образуется скрытое изображение. Какими свойствами оно обладает?

Учащиеся: Изображение будет действительным, уменьшенным и обратным.

Учитель: Для получения четкого изображения предмета, который располагается на разных расстояниях от фотоаппарата, объектив перемещают относительно фотопленки, результат наводки контролируется через видоискатель. Может ли объектив обеспечить получение четкого изображения?

Учащиеся: Чтобы обеспечить четкое изображение, нужна определенная освещенность.

Учитель: Назовите ту часть фотоаппарата, которая регулирует световой поток, падающий на пленку.

Учащиеся: Затвор и отверстие в диафрагме, диаметр которого можно изменять.

Учитель: Свет, падая на фотопленку, вызывает в ней химические превращения – фотохимические реакции. Чувствительный слой фотопленки представляет собой состав из кристаллов бромида серебра, вкрапленных в желатин. Молекула бромида серебра состоит из двух ионов – положительного иона серебра, потерявшего валентный электрон, и отрицательного иона брома, захватившего его. Под действием света электроны отрываются от отдельных ионов брома. Они присоединяются ионами серебра, в результате образуются нейтральные атомы серебра. Идет процесс образования металлического серебра, появляется скрытое изображение. Дальнейшая обработка пленки ведет к получению негатива, из которого после химической обработки проявляется позитив.

Какие органы зрительного анализатора выполняют функции, аналогичные функциям названных частей фотоаппарата?

Учащиеся: Глаз.

Учитель: Назовите части глаза, которые обеспечивают преломление световых лучей.

Учащиеся: Роговица, хрусталик, стекловидное тело.

Учитель: Свет, попадающий в глаз, преломляется на его передней поверхности, в роговице, в водянистой влаге передней камеры глаза, хрусталике, водянистой среде задней камеры глаза и в стекловидном теле, благодаря чему на сетчатке образуется изображение. Наибольшее преломление происходит в хрусталике; он может изменять свою форму, кривизну поверхности, за что его часто называют живой линзой.

Четкость восприятия окружающего мира осуществляется рефлекторно, без участия сознания, путем изменения кривизны хрусталика. Приспосабливаемость глаза к видению на различных расстояниях называется аккомодацией. Существует предел аккомодации – 12 см, что соответствует максимальному сжатию хрусталика. Что это значит? Проведем эксперимент.

Фронтальный эксперимент 1

Цель: наблюдать работу хрусталика при различном удалении предмета от глаза, выявить расстояние наилучшего видения.

ХОД РАБОТЫ

Учитель: Расположите ладонь на расстоянии примерно 25 см от глаз. Рассмотрите линии ладони. Постепенно приближайте ладонь к носу. Что происходит с изображением?

Учащиеся проводят эксперимент и делают вывод: изображение становится нечетким, размытым. Расстояние наилучшего видения – 20–25 см от глаза, таким оно должно быть при чтении.

Учитель: Вспомним название той части фотоаппарата, которая регулирует поток света.

Учащиеся: Диафрагма.

Учитель: А какая часть глазного яблока выполняет подобную функцию?

Учащиеся: Зрачок – отверстие в радужке. А регулируют ширину отверстия центры среднего мозга.

Учитель: Проведем второй эксперимент.

Фронтальный эксперимент 2

Цель: наблюдать работу зрачка при различной освещенности глаза.

ХОД РАБОТЫ

Сидящие слева в каждом ряду просят соседа по парте повернуться к источнику света (окну, лампе) и прикрыть один глаз ладонью. Через несколько секунд надо отодвинуть ладонь «испытуемого» и проследить, что происходит с его зрачком. Теперь ученики меняются ролями и повторяют эксперимент.

Учащиеся проводят эксперимент и делают вывод: зрачок рефлекторно сужается на свету.

Учитель: Как формируется изображение на сетчатке? В палочках и колбочках сетчатки происходит сложный фотохимический процесс выцветания зрительного пигмента. С этого и начинается зрительный акт. Сетчатка выцветает, подобно ткани. Происходят превращения зрительного пигмента, то есть идет процесс трансформации световой энергии в нервное возбуждение, которое доходит до коры больших полушарий мозга и там анализируется. Одновременно с распадом зрительного пигмента идет его строительство. Если бы этого не происходило, то, один раз взглянув на мир и израсходовав весь запас зрительного пигмента, мы бы ослепли. Нарушение механизма восстановления зрительного пигмента – это болезнь, ведущая к слепоте.

Ребята, скажите: какими свойствами обладает изображение, полученное на сетчатке?

Учащиеся: Действительное, уменьшенное и обратное.

Учитель: Можно ли назвать те части глаза, о которых сейчас шла речь, живой оптической системой?

Учащиеся: Можно, глаз человека – живой «фотоаппарат».

Учитель: Однако еще в начале прошлого века известный физик и физиолог Гельмгольц высказал мысль, что, если бы ему прислали оптический инструмент, сконструированный так небрежно, как глаз, он отослал бы его назад мастеру. Ученый имел в виду физиологическое несовершенство глаза.

В основном оно проявляется в различной преломляющей способности центральных и периферических участков роговицы и хрусталика. В результате изображение неравномерно по четкости. Возникает вопрос: так ли уникален наш глаз как оптическая система? Системы линз в современных фотоаппаратах дают изображение значительно более высокого качества.

Объясните причину четкости воспринимаемого нами окружающего мира. (Ответы учащихся. Обобщая ответы, учитель подводит своих учеников к выводу о том, что глаз как изолированная оптическая система несовершенен.)

Учитель: Но в состав зрительного анализатора входит еще анализирующая часть нервной системы – зрительная зона коры больших полушарий. Именно она корректирует, поправляет видимое. При этом изображение воспринимается четким, цветным, объемным и осмысленным.

Зрительная ориентация в пространстве возможна только при бинокулярном (от лат. bini – «пара» и oculus – «глаз») зрении. Мы видим мир двумя глазами: на сетчатке изображения «отпечатываются» неодинаковые: правый глаз видит не совсем то, что видит левый.

Физкультминутка

Упражнение для глаз: широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза – до предела вниз, зафиксировав на секунду, затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же против часовой стрелки.

После выполнения упражнения имеет смысл напомнить школьникам: для ухода за глазами важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено; следует избегать слепящего света; полезно по нескольку раз в час на 2–5 секунд прекратить работу и дать глазам отдых, то есть закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Фронтальный эксперимент 3

Цель: наблюдать неодинаковое видение одного предмета правым и левым глазом.

ХОД РАБОТЫ

Учитель: Рассмотрите большой палец руки отдельно правым и левым глазом. Что вы наблюдаете?

Учащиеся проводят эксперимент и делают вывод: изображения различны.

Учитель: Это и есть, в сущности, главная причина того, что предметы представляются нам объемными: наше сознание совмещает оба впечатления в один рельефный образ. Бинокулярное зрение увеличивает поле зрения, повышает его остроту, обеспечивает большую чувствительность к свету, повышает точность оценки размера объектов и расстояний.

Для закрепления материала в течение 5 минут выполняем самостоятельную работу. (Каждый ученик получает карточку с заданиями.)

Задание 1. Заполните таблицу.

Задание 2. Поток света, поступающий внутрь глаза, регулируют:

а) сетчатка,
б) веки,
в) ресницы,
г) хрусталик,
д) зрачок.

Задание 3. Перечислите последовательно части глаза, через которые проходит световой луч:

а) белочная оболочка,
б) роговица,
в) сосудистая оболочка,
г) зрачок,
д) стекловидное тело,
е) хрусталик.

Задание 4. Что образует зрительный анализатор?

а) Зрачок,
б) сетчатка,
в) зрительные нервы,
г) зрительная зона коры больших полушарий,
д) глазные мышцы,
е) радужка.

Ответы: 1) Объектив – роговица, влага, хрусталик, стекловидное тело; диафрагма – зрачок; фотопленка – сетчатка; 2) б, в, д; 3) б, г, е, д; 4) б, в, г.

Учитель: А теперь кратко познакомимся с понятием зрительные иллюзии. Мы уже говорили об оптическом несовершенстве глаза. Оно и является причиной возникновения зрительных иллюзий. Проведем небольшой эксперимент.

Фронтальный эксперимент 4

Цель: выявить проявления оптического несовершенства глаза.

ХОД РАБОТЫ

•Определите на глаз, какой отрезок длиннее, а затем сравните с помощью линейки длину отрезков на рисунках А и Б.

•Параллельно ли изображены прямые?

Учащиеся проводят эксперимент и делают вывод: глаз как оптическая система несовершенен. Оптические иллюзии вполне возможны.

Учитель: Существуют и световые иллюзии. Например, синие предметы кажутся более удаленными, чем красные, будучи расположенными на одинаковом расстоянии от глаз; светлые предметы кажутся более объемными, чем темные. Такие иллюзии возникают потому, что сетчатка глаза неодинаково чувствительна к свету разных цветов.

Если знать истинные причины зрительных иллюзий, то можно объяснить так называемый обман зрения и суеверия, с ним связанные. По большей части обман зрения вызван тем, что мы не только смотрим, но и бессознательно рассуждаем. «Мы смотрим не глазами, а мозгом», – говорят физиологи.

Закончить урок хочется словами венгерского ученого Д.Хевеши: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».

Сегодня мы с вами в очередной раз попытались это сделать.


* Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
Маркушевич А.И. Детская энциклопедия «Человек». – М.: Педагогика, 1975.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьников. – М.: Просвещение, 1988.

Литература

  1. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука; ФМЛ, 1986.
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: Учебник для 7–9-х классов общеобразовательных школ. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС XXI в.», 2000.
  4. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Манойлов В.Е. Электричество и человек. – Л.: Энергоиздат, 1988.
  7. Маркосян П.Г. Физиология. – М.: Мир, 1985.
  8. Маркушевич А.И. Детская энциклопедия «Человек». – М.: Педагогика, 1975.
  9. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1986.
  10. Физиология человека. Пер. с англ. / Под ред. Костюка П.Г. – М.: Мир, 1986. – Т. 1.
  11. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьников. – М.: Просвещение, 1988.

 

Елена Левицкая