Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2006

Особый ребенок

Больной "стереотип"

Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной жизненной психологии.
С.Л. Рубинштейн

«Жизненная психология» членов нашего общества, как ни странно это покажется, страдает отсутствием цельности. Так, общественное отношение к людям со статусом «инвалид» давно сложилось в две четкие модели: медицинскую и социальную, – и в психологии людей, к огромному сожалению, доминирует медицинская.

Медицинская модель определяет и детей, и взрослых с проблемами здоровья как проблему, в которой акцент поставлен на зависимость человека-инвалида, а подход основан на негативных стереотипах. Возможная помощь рассматривается в медицинской плоскости и ассоциируется с медработниками, которые зачастую имеют смелость принимать решения, где и какое образование может получить ребенок-инвалид, где и в каких условиях ему жить, где и кем работать взрослому человеку, иметь или не иметь потомство. Итог подобного подхода: люди с инвалидностью перестают быть частью жизни общества.

Первый шаг в преодолении психологии стереотипного отношения к людям со статусом «инвалид» – признание того, что каждый человек, будь то взрослый или ребенок, уникален и в силу своей уникальности занимает индивидуальное и неповторимое место в жизни общества. В связи с этим следует именовать тех, кто имеет статус инвалида, людьми «с ограниченными возможностями здоровья», признавая тем самым их равенство и право на свободу выбора.

То же подразумевает и социальная модель. Ее основной смысл выражен в Фундаментальных принципах инвалидности (1976), опубликованных организацией «Союз людей с физическими нарушениями против сегрегации» (UPIAS). В контексте социальной модели признается факт, что физические нарушения и хронические болезни создают для людей реальные трудности, а положение и дискриминация, которую они испытывают, искусственно созданы обществом.

Страх, невежество, предрассудки и дискриминация – это то, что на самом деле снижает потенцию человека с ограниченными возможностями здоровья.

Как иллюстрацию к вышесказанному предлагаю таблицу, которая отражает общественный взгляд на инвалидность (сквозь призму медицинской и социальной модели), стереотипы, ярлыки и возможные варианты их изменения.

В заключение подчеркнем: причина нездорового, «больного» отношения к проблемам инвалидности коренится в самом общественном сознании. При изменении «больных» стереотипов общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья соответственно будет меняться и человек.

 

Ольга Скулкова ,
психолог,  Москва