Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


М. Буров

Физио­терапия в домашних условиях
(современные методики и лучшие рецепты
народной медицины)

Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2005. – 156 с.

 

 

 

Книга Михаила Бурова, входящая в серию «Панацея», представляет читателям широкий спектр физиотерапевтических процедур, которые можно проводить дома.
Вначале рассматривается техника таких простейших и часто применяемых в домашних условиях процедур, как аппликации, грелки (в том числе обычная водная, химическая, электрическая), компрессы (горячий, согревающий, горчичный, лекарственный), ингаляции, горчичники, горчичные обертывания, общие и ножные горчичные ванны, банки. Помимо  описания техники проведения, автор детально рассказывает об основных показаниях и противопоказаниях к ним.
Мы также узнаем о разнообразных методах применения холода и его воздействии на организм человека (пузырь со льдом, холодный компресс, контрастный душ и др.).
Вторая глава книги знакомит читателя с главными понятиями и принципами лечения водой. Мы получаем подробную информацию о разновидностях ванн по составу, длительности, температуре; о местных ваннах; душе; влажных укутываниях; о наиболее действенных методиках водолечения, разработанных Кнейппом (обливание всего тела, обливание верхней или нижней части тела, спины, бедер, головы); обмывании тех или иных частей тела холодной водой, применение холодных компрессов.
Детально излагаются методики обертывания, а также использования общих ванн: холодных, горячих, тонизирующих, конт­растных, травяных, ароматических, скипидарных (по Залманову), с перекисью водорода, паровых; местных ванночек. Автор останавливается и на лечении и профилактике заболеваний с помощью минеральных вод.
В последующих главах идет речь о технике проведения лечебных процедур с глиной (об использовании глиняной воды, клизм с глиной, компрессов, обертываний), а также с некоторыми металлами (в том числе с медью, серебром, золотом) и о магнитотерапии. Подробно и интересно автор освещает возможности ароматерапии. Читатель узнает о механизмах действия молекул пахучих веществ на человека, об эффектах разных ароматов – стимулирующем  и тонизирующем (лавровый лист, гвоздика, черная смородина, шалфей, лаванда, лимон и др.), успокаивающем (укроп, герань, ромашка, мелисса, апельсин и др.), антистрессовом (бергамот, герань, лаванда и др.), укрепляющем (мелисса, лаванда, мята, мускат), освежающем (лимон, апельсин, мандарин и др.); приводятся рецепты составов для приготовления ароматических подушечек.
Есть рассказ и о лечении камнями (стоун-терапия), применении в домашних условиях нафталана, озокерита, бишофита, пчелиного воска; полезные советы об использовании соли: при поносе, простуде, ушибах, синяках и ссадинах, запорах, болях в суставах и мышцах.
В конце книги читателю сообщается полезная практическая информация разнообразного характера, в том числе: какие физические упражнения целесообразно включать в ежедневный комплекс утренней гимнастики; как проводить ежедневный легкий самомассаж; как использовать лечебные грязи для очищающих масок при угрях, для укрепления волос; как правильно ставить горчичники детям, а также осуществлять гидромассаж и простейшие методики йоги для взрослых.
Из приложений тоже можно извлечь немало ценных сведений – о выборе качественной минеральной воды; о том, какое воздействие оказывают на организм человека разные цвета радужного спектра; о музыке как методе физиотерапии; о су­ществующих медицинских приборах, использующих магнитные поля; о талассотерапии; о лечении подсолнечным маслом (по Ужегову).

Г.С. Михайлова

Болезни детей от 7 до 17 лет.
Гастрит, анемия, грипп, аппендицит, вегето­сосудистая
дистония, невроз и др.

– СПб.: ИГ «Весь», 2005. – 128 с.

 

 

 

 

Врач Г.С. Михайлова написала книгу о заболеваниях детей школьного возраста. Она рассказывает об основных недомоганиях, встречающихся у школьников, – болезнях желудочно-кишечного тракта, кровеносной системы, инфекциях, в том числе скрытых, острых состояниях и др.
С вступлением в школьную жизнь ребенок оказывается подвержен тем же болезням, что и большинство взрослых, но ход заболеваний и лечение имеют свои возрастные особенности, на что и обращает пристальное внимание автор. Кроме того, она останавливается на «психологической стороне» дела – ведь на протяжении школьной жизни ребенок переживает множество стрессов: тут и особенности адаптации к школе, и отношения со сверстниками и учителями, и первые серьезные победы и поражения, и многое другое.
Начальная глава книги – «Мы – это то, что мы едим» –содержит подробный рассказ о болезнях органов пищеварения: дискинезии желчевыводящих путей, хроническом гастродуодените, остром гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Об инфекциях, поражающих как взрослых, так и детей, таких, как острый инфекционный гепатит (болезнь Боткина, или гепатит А), вирусный гепатит Б, рассказывается в следующей главе. Здесь же рассматривается «псевдотуберкулез» (кстати, болезнь никакого отношения к туберкулезу не имеет), возбудитель которого – бактерия йерсиния псевдотуберкулеза. Она может инфицировать продукты питания, особенно молочные, а также овощи, употребляемые без предварительной термической обработки. В центре третьей главы – «нервные» недуги у детей, среди которых судороги, аффективно-респираторные пароксизмы, обмороки, дискоординированность движений, малая (минимальная) мозговая дисфункция, вегетососудистая дистония, артериальные гипертензия и гипотензия.
Отдельная глава отводится важнейшим видам скрытых инфекций – хламидийной, цитомегаловирусной, кандидозной, микоплазменной и уреаплазменной. Далее подробно рассказывается о современных перспективах в лечении злокачественных опухолей, основных факторах риска развития рака. Рассматриваются два эндокринных расстройства – сахарный диабет и ожирение. Оба этих заболевания весьма актуальны на сегодняшний день, и до сих пор некоторые аспекты их возникновения и лечения остаются нераскрытыми.
В главе «Заболевания, которые у нас в крови» идет речь о болезнях кровеносной системы – лейкозе, железодефицитной анемии, заболеваниях крови, сопровождающихся повышенной кровоточивостью.
Особое внимание уделяет автор возникновению и течению у детей и подростков венерических болезней – гонореи, сифилиса и таких заболеваний половых органов, как баланопостит (инфекционный воспалительный процесс в области головки полового члена), перекрут яичка, варикоцеле (расширение вен семенного канатика), водянка яичка; наблюдаемым у детей воспалительным заболеваниям брюшной полости, требующим немедленной консультации хирурга (острый аппендицит, остеомиелит, фурункулез и др.).
Не менее важным оказывается разговор о закаливании детей: описываются приемы, даются рекомендации, как проводить процедуры закаливания, с чего начинать и в каком возрасте.
Последняя глава, представляющая несомненный интерес для всех родителей, – «Психологические проблемы переходного возраста». Здесь и рассказ о подростковом алкоголизме и наркомании, и практические советы по их предупреждению, и рекомендации, как поступать, если есть подозрения, что они уже имеют место. Обсуждаются и такие проблемы, как подростковая сексуальность, неврозы, неврозоподобные состояния, депрессия у подростков.
Книга предназначена для широкого круга читателей, в первую очередь для родителей.