Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2007

Точка зрения

С точки зрения гигиениста

Старшая школа – особое образовательное пространство, в рамках которого завершается формирование социально адаптированной личности и происходит ее профессиональное самоопределение. «Концепция профильного обучения на старшей ступени школьного образования» (2002) предполагает новые принципы организации образовательного процесса старшеклассников. Инновационные процессы в старшей школе развертываются на фоне весьма неблагополучных показателей состояния здоровья подростков. Эти негативные изменения в состоянии здоровья старшеклассников многие ученые связывают с интенсивностью обучения и перегрузкой образовательных программ.

Профильное обучение не является чем-то новым для нашей школы. Результаты гигиенических исследований предыдущих лет (конец 70-х – начало 80-х годов прошлого века) показывают, что реализация профильного обучения всегда сопровождалась существенным увеличением образовательной нагрузки и в этой связи ухудшением здоровья учащихся профильных классов по сравнению с их сверстниками из общеобразовательных.

Тем не менее и по мнению многих, профильное обучение представляет собой самую жизнеспособную и перспективную новацию в образовании, в ее реализации заинтересованы не только педагоги, но и работодатели, государство в целом. Как и многие нововведения в российской школе, профильное обучение мы рассматриваем как межведомственную и междисциплинарную проблему, обсуждение которой не должно замыкаться только в педагогическом сообществе. Среди основных задач модернизации школьного образования – приоритет сохранения здоровья учащихся, поэтому проблема создания благоприятных, здоровьесберегающих условий в процессе школьного обучения приобретает сегодня особую актуальность. 

Мы изучили особенности изменения состояния здоровья старшеклассников при различных вариантах организации обучения и разработали рекомендации по гигиенической оптимизации учебного процесса. Исследование было выполнено в условиях естественного гигиенического эксперимента в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и г. Ногинска Московской области.

Его результаты показали, что процесс адаптации учащихся к требованиям, которые предъявляет современная старшая школа, сопровождается значительным напряжением вегетативного и эмоционального статуса, а также существенным нарушением режима дня и ухудшением состояния здоровья. В ответ на учебную нагрузку у 70% старшеклассников выявлены неблагоприятные сдвиги артериального давления, а для более чем половины учащихся характерен повышенный и высокий уровень невротизации. При этом почти для трети подростков характерны сниженные уровни самочувствия и активности (от 25% до 40%).

Анализ режима дня показал, что 51% учащихся 10-х классов на приготовление домашних заданий тратит больше положенного времени. К 11-му классу их число снижается до 30%, при этом снижается и среднее время приготовления уроков (более чем на полчаса). Это объясняется тем, что дети начинают больше времени тратить на дополнительные занятия (с репетиторами, курсы при вузах), дополнительные занятия начинают доминировать над подготовкой к занятиям в школе. Количество учащихся, посещающих дополнительные занятия, к 11-му классу возрастает с 61% до 87%. Увеличивается доля школьников, которые занимаются на факультативах и курсах для поступления в вуз (с 33% до 82%). Одновременно число одиннадцатиклассников, занимающихся дополнительно музыкой, ИЗО, иностранными языками, снижается в 1,8 раза по сравнению с 10-м классом. 

В досуговой деятельности подростков приоритетное место занимают просмотр телепередач, видеофильмов, а также занятия на компьютере: среднее время составляет 2 часа в день, причем около 30% школьников тратят на эти занятия 2,5 часа и более. Из этого следует, что не только в учебном процессе, но и в досуговой деятельности старшеклассников доминируют статические виды деятельности.

Длительное приготовление уроков, дополнительные занятия по подготовке в вуз, просмотр телепередач и сидение за компьютером приводят к нарушениям режима дня: подавляющее большинство (около 85%!) учащихся недосыпают, более 70% из них испытывают потребность в дневном сне, а более половины жалуются на усталость и головную боль.

Подавляющее большинство учащихся старших классов ориентированы на продолжение образования после окончания школы, т.е. учебная мотивация у них достаточно высока. Между тем адаптация к обучению в старшей школе имеет высокую физиологическую и даже скорее патологическую стоимость, о чем свидетельствует тот факт, что от начала к концу обучения в старшей школе происходит достоверное ухудшение состояния здоровья учащихся. Это выражается в снижении (с 51,0 до 30,4%) от первого ко второму году обучения в старшей школе наполняемости II группы здоровья (подростки, имеющие морфофункциональные отклонения в состоянии здоровья) при одновременном увеличении (с 46,0 до 67,4%) III группы (подростки, имеющие хронические заболевания). Кроме того, происходит исчезновение немногочисленной (2,5% у десятиклассников) I группы здоровья (здоровые подростки) и появление учащихся с хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, то есть IV группы здоровья (1,8%). Общая патологическая пораженность (распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний) от 10-го к 11-му классу увеличивается, причем по самому неблагоприятному варианту – главным образом за счет прироста хронических заболеваний.

Анализ результатов медицинских осмотров позволил выявить особенности нарушений здоровья учащихся старших классов. Так, в структуре функциональных отклонений 1-е ранговое место занимают психические расстройства и расстройства поведения, 2-е – нарушения системы кровообращения, 3-е – опорно-двигательного аппарата, 4-е – нарушения органа зрения. На 5-м ранговом месте находятся функциональные эндокринно-обменные отклонения, причем ведущее место принадлежит дефициту массы тела, на 6-м месте – расстройства органов пищеварения. А в структуре хронических заболеваний 1-е ранговое место занимают болезни органов пищеварения, 2-е – болезни опорно-двигательного аппарата, 3-е – болезни органов дыхания, 4-е – болезни органа зрения, 5-е – психические расстройства, 6-е – болезни кожных покровов.

Одной из особенностей обучения в старшей школе является значительное повышение объема суммарной образовательной нагрузки. В это понятие мы включили: занятия в школе, подготовку домашних заданий, дополнительные занятия по подготовке в вуз, что особенно характерно для учащихся профильных классов (ПК). Если недельная суммарная учебная нагрузка десятиклассников общеобразовательных классов (ОК) возрастает примерно на 2,5 часа по сравнению с 9-м классом, то в профильных классах она увеличивается до восьми с половиной часов (см. рис.). Эту ситуацию мы связываем с тем, что реализация профильного обучения происходит без «относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов», что противоречит «Концепции профильного обучения на старшей ступени школьного образования» (2002). 

Динамика объема недельной суммарной образовательной нагрузки учащихся 9–11-х классов

Динамика объема недельной суммарной образовательной нагрузки учащихся 9–11-х классов

Больший объем недельной суммарной образовательной нагрузки в ПК и вызванное этим более существенное нарушение режима дня подростков по сравнению с их сверстниками из ОК отразились на показателях умственной работоспособности и состоянии сердечно-сосудистой системы. Сравнительные динамические наблюдения за уровнем умственной работоспособности старшеклассников выявили, что на первом году обучения в старшей школе (10-й класс) к концу учебного дня для учащихся ПК характерны более низкие как количественные, так и качественные ее показатели по сравнению с их сверстниками из традиционных – ОК. Величина интегрального показателя работоспособности была несколько больше у учащихся ОК (1,28 усл. ед. против 1,16 усл. ед.)

Полученные данные позволяют говорить о том, что освоение образовательной нагрузки учащимися в ПК в сравнении с ОК сопровождается большим снижением работоспособности. На фоне положительной динамики умственной работоспособности учащихся от 10-го к 11-му классу (возрастные показатели) одиннадцатиклассники профильных классов не только догоняют, но и обгоняют своих сверстников из ОК по показателям умственной работоспособности.

Профилизация заключительного этапа школьного обучения ставит выпускника основной школы перед необходимостью ответственного выбора – предварительного самоопределения в выборе профессии. Изучение готовности подростков-старшеклассников к выбору профессии и профиля обучения показало, что только 55% из них определились с выбором будущей профессиональной деятельности. Это в значительной степени происходит из-за отсутствия в школах налаженной профориентационной работы (табл. 1). Подтверждение этому мы находим в публикациях Ганузина В.М. с соавт. (2004), Милюхина А.В. с соавт. (2004), Кучмы В.Р. (2005), Рапопорт И.К. (2005) и др.

Таблица 1

Выбор профессии и профиля обучения (%) 

Выбрали профессию для работы в будущем

55

Избранный профиль обучения совпадает с выбранной профессией

38

Выбор профиля обучения связан:

с интересом к предметам

92

с необходимостью для поступления в вуз

42

с престижностью профиля

26

с настоянием родителей

8

Из определившихся в своем выборе значительная часть подростков (62%) учится в классе, профиль которого не соответствует их профессиональному выбору, что в основном связано или с отсутствием в школе необходимого профиля, или с нежеланием подростков менять школу. Полученные результаты коррелируются с данными научных исследований Сахарова В.Г. (2004), Шафигулина Г.Ш. (2005), Шустова И.Ю. (2005) и др., свидетельствующими о том, что учащиеся 9-х классов при выборе профессии в значительной степени ориентированы на мнение своих сверстников и одноклассников. Большую самостоятельность в этом вопросе проявляют более зрелые одиннадцатиклассники. Таким образом, школа мало влияет на процесс профессионального самоопределения подростков.

Одновременно мы установили, что у школьников, профиль обучения которых не совпадает с выбором будущей профессиональной деятельности, физиологическая стоимость обучения выше, чем у их сверстников, профиль обучения которых совпадает с выбранной профессией. Об этом свидетельствуют большее количество неблагоприятных сдвигов работоспособности, меньшая величина интегрального показателя умственной работоспособности, а также большее напряжение вегетативной нервной системы у подростков, которые обучаются не «в своем» профиле. Значительное увеличение объема суммарной образовательной нагрузки в сочетании с обучением большинства подростков по профилю, не соответствующему выбранной профессиональной деятельности, приводит к более выраженному ухудшению состояния здоровья учащихся профильных классов. Особенно четко зависимость состояния здоровья учащихся от объема образовательной нагрузки прослежена у учащихся одного из профильных классов, в котором недельный объем суммарной образовательной нагрузки был самым высоким – 67 часов, что на 9 часов больше, чем в других профильных классах (табл. 2). Одной из особенностей реализации профильного обучения в современной школе является его вариативность. В настоящее время наиболее распространены следующие модели: однопрофильный класс, класс с обучением по системе «школа – вуз», мультипрофильный класс.

Таблица 2

Общая патологическая пораженность учащихся старшей школы в классах с различной организацией учебного процесса (%)

Показатели здоровья

ОК

ПК 

ПК с максимальным объемом образовательной нагрузки 

Функциональные отклонения

285,90*

300,96

333,57

Хронические болезни

88,46

96,90

105,00

Общая патологическая пораженность

374,36

397,86

438,57

* Цифры получаются больше 100%, т.к. каждый ребенок имеет более одного диагноза.

Оценка здоровьесберегающего потенциала различных вариантов организации профильного обучения показала, что самые неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии организма подростков характерны для обучающихся по системе «школа – вуз». Об этом свидетельствуют самое низкое значение интегрального показателя работоспособности (0,52 усл. ед. против 1,16 усл. ед.), наибольшая частота случаев сильного и выраженного утомления (61,0% против 41,5%), а также повышенной и высокой невротизации (66,7% против 49,9%). Это связано с тем, что обучение по системе «школа – вуз» сопровождается не только самым большим объемом образовательной нагрузки (до 67 часов), но и использованием непривычных для школьников вузовских форм обучения: увеличение доли лекционных занятий, проведение занятий в форме семинаров, контроль знаний в форме зачетов. Кроме того, преподавание профильных предметов, которое зачастую ведется преподавателями вуза, осуществлялось либо в конце учебных занятий – на 7–8-х уроках, либо на базе вуза после учебных занятий в школе.

Наиболее благоприятной с гигиенической точки зрения оказалась мультипрофильная модель обучения. Реализация этой модели позволяет наиболее полно учесть интересы каждого учащегося, так как предполагает возможность не только формировать индивидуальные образовательные траектории путем создания индивидуальных учебных планов, но и проводить обучение подростков в малых группах, что создает реальную возможность для личностно ориентированной педагогики. 

Сравнительный анализ выявил, что у учащихся мультипрофильного класса был самый высокий уровень работоспособности (комплексный показатель работоспособности – 1,71 усл. ед. против 1,16 усл. ед.), а также наименьшее число неблагоприятных сдвигов работоспособности и артериального давления (26,1% против 41,5% в контроле). Кроме того, доля учащихся, имеющих низкий уровень работоспособности, в мультипрофильных классах в пять раз меньше, чем в других профильных классах (4,0% против 20,7%). 

Для учащихся однопрофильных классов поддержание умственной работоспособности сопровождается значительным напряжением вегетативной нервной системы: почти у всех выявлены неблагоприятные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы (91,4% против 59,1%). Более низкие, чем при других моделях профильного обучения, уровни работоспособности учащихся мы связываем с особенностями обучения в однопрофильных классах. Для подростков этих классов выбор профиля обучения ограничен, так как школа, как правило, организует не более 1–2 профилей обучения, а при отсутствии непрофильных (общеобразовательных) классов у значительной части старшеклассников происходит «насильственная» профилизация. Это подтверждается результатами наших исследований, поскольку именно в этих классах более половины учащихся не определились с выбором будущей профессии. Наше исследование показало, что реализация этой модели приводит к значительному повышению объема суммарной образовательной нагрузки, так как старшеклассники вынуждены заниматься дополнительно не только для подготовки к поступлению в вуз, но и для успешного обучения в школе. 

Мы оценили также реакции на учебную нагрузку у учащихся профильного класса, в организацию учебного процесса которого были включены следующие компоненты: модульная технология обучения, которая предполагает учет индивидуальных познавательных возможностей учащихся; двухнедельное расписание уроков (в одну неделю изучаются преимущественно предметы естественно-научного цикла, а в другую – гуманитарного); регулярное чередование в течение всего учебного года периодов учебы и каникул (5–6 недель учебы чередуются с недельными каникулами). Результаты наших исследований показали, что такая организация профильного обучения способствует повышению работоспособности учащихся и снижению утомительного влияния учебной нагрузки. Об этом свидетельствуют более высокие, чем у учащихся других ПК, значения качественных показателей умственной работоспособности в сочетании с меньшим количеством неблагоприятных сдвигов сердечно-сосудистой системы (36,0% против 59,1%) и частотой случаев повышенной и высокой невротизации (37,5% против 49,9%). Полученные данные позволяют сделать вывод, что эти компоненты учебного процесса являются здоровьесберегающими и их использование способствует повышению адаптации подростков к требованиям старшей школы. 

Полученные в ходе исследования результаты позволили нам сформулировать следующие практические рекомендации для педагогов:

  • необходимо снизить объем суммарной образовательной нагрузки;

  • совершенствовать работу по профессиональной ориентации и предпрофильной подготовке учащихся;

  • сохранить возможность обучаться в общеобразовательных классах для подростков, не определившихся с профилем обучения;

  • отдавать приоритет таким вариантам профильного обучения, которые предполагают индивидуализацию образовательного процесса, возможность обучения в малых группах;

  • реализовать личностно ориентированный подход в обучении старшеклассников с учетом возрастно-половых особенностей их умственной работоспособности;

  • использовать здоровьесберегающие компоненты в организации учебного процесса.

Анна Седова ;
Марина Степанова ,
доктор медицинских наук, НИИ гигиены детей и подростков РАМН