Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2007

Учительская

Педагоги за партой

К сожалению, сегодня никто не учит педагогов
работать в здо­ровьесберегающем режиме.
Поэтому в липецкой школе-лицее № 44 организовали
постоянно действующий семинар для учителей
(занятия проходят 6 раз в году)
по вопросам формирования образовательной среды.
занятия ведут преподаватели ЛГПУ

Программа методического семинара

Тема 1. Проблемы ЗОЖ в современном обществе. Образовательный процесс и здоровье учащихся. Состояние здоровья учащихся как актуальная проблема современного образования. Факторы риска здоровья образовательной среды. Культура здоровья учащихся и учителей как непременное условие решения проблемы.
Практическая часть:
1. Анкетирование слушателей «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни».
2. Самостоятельная работа: «В чем заключается твоя ответственность за здоровье учащихся».

Тема 2. Психофизиологические особен­ности школьников. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста. Факторы риска здоровья учащихся.

Тема 3. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса. Понятие о здо­ровьесберегающей организации образовательного процесса. Принципы рационального подбора учебных предметов в учебном дне и их последовательность, количество уроков и их трудоемкость в разные дни рабочей недели и т.д. Планирование и содержание домашних заданий, контрольных и самостоятельных заданий. Здоровьесберегающая организация урока и перемен. Гигиенические условия в классе.

Статья опубликована при поддержке компании "SpaShop". Косметологическое оборудование для салонов красоты - фототерапия, оборудование для загара, микротоковая терапия, уф стерилизатор, диодные лазеры, парафинотерапия, кавитация, ультразвуковые аппараты и другое оборудование. Доступные цены, большой выбор, гарантия качества, только проверенные ведущие производители. Посмотреть каталог товаров, контакты и сделать заказ в Киеве Вы сможете на сайте, перейдя по ссылке: http://spashop.com.ua/.

Практическая часть:
1. Планирование учебного расписания в соответствии с возрастными особенностями динамики умственной работоспособности учащихся.
2. Освоение средств предупреждения нарушений зрения и осанки на уроке.
3. Освоение средств по устранению застойных явлений в системах дыхания и кровообращения и активизации иммунитета на уроке.

Тема 4. Основные направления здоровье­сберегающей деятельности учителя. Построение образовательного процесса в соответствии с целями гуманистического образования. Создание у учащихся устойчивой мотивации на здо­ровье и обучение их здоровой жизнедеятельности. Формирование общей культуры и ее неотъемлемой части – культуры здоровья. Формирование и обеспечение здоровья учащихся. Обучение культуре здоровья в программах учебных дисциплин. Организация и содержание дней и праздников здоровья. Сотрудничество с родителями в вопросах обеспечения здоровья детей.
Практическая часть:
1. Разработка программы праздника здоровья.
2. Определение круга вопросов по воспитанию культуры здоровья в преподавании учебных дисциплин (по темам).
3. Разработка тематики бесед по вопросам обеспечения здорового образа жизни в семье с родителями.

Тема 5. Психология отношений «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Понятие о взаимосвязи психики учащегося с успешностью обучения и состоянием здоровья. Ученик как личность. Пути формирования мотивации к обучению. Формы психического взаимодействия учителя с учащимися. Воспитание культуры общения как средства обеспечения психического комфорта в классном коллективе. Причины конфликтов, пути их предупреждения и преодоления. Культура и пример учителя как важнейшие факторы его взаимоотношений с учащимися.
Практическая часть:
1. Знакомство с приемами диагностики психического состояния ученика.
2. Освоение приемов регуляции психического состояния учащихся.
3. Включение вопросов по воспитанию культуры общения в преподавание учебных дисциплин.

Тема 6. Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся в обучении. Понятие о морфофункциональной и психологической конституции человека. Биоритмологические особенности человека. Простейшие средства и методы диагностики учителем индивидуально-типологических особенностей детей. Пути индивидуализации обучения в соответствии с индивидуально- типологическими особенностями учащихся.
Практическая часть:
1. Освоение методов диагностики типологических особенностей детей.
2. Разработка примерных программ учебно-воспитательной деятельности с учащимися различных типологических категорий.

Тема 7.
Методы повышения работоспособности и предупреждения раннего умственного утомления. Понятие об умственной работоспособности. Пути тренировки умственной работоспособности. Особенности суточной, недельной и сезонной динамики умственной работоспособности детей младшего школьного возраста.

Факторы преждевременного умственного утомления. Диагностика наступления утомления. Средства и методы поддержания высокой умственной работоспособности и ее восстановления на уроке и на перемене. Здоровье, образ жизни и умственная работоспособность.
Практическая часть:
1. Методы диагностики утомления при умственной работе у учащихся.
2. Освоение средств повышения умственной работоспособности и предупреждения ее раннего снижения на уроке.
3. Освоение приемов проведения физкультминуток и физкультпауз.

Тема 8. Понятие о здоровьесберегающих педагогических технологиях. Современные педагогические технологии и проблема здо­ровья. Понятие о здоровьесберегающих педагогиче­ских технологиях. Требования к здоровьесберегающим педагогическим технологиям. Дидактический принцип сознательности и активности как основа здоровьесберегающих педагогических технологий. Системы Монтессори, НЛП и др.
Практическая часть:
1. Разработка требований к здоровьесберегающим педагогическим технологиям.

Тема 9. Как научить ребенка учиться. Учебная деятельность как мотивация. Место учебной деятельности в жизнедеятельности ребенка. Рабочее место ученика дома. Место учебной деятельности в жизни учащихся различных возрастов. Зависимость эффективности учебной деятельности от образа жизни. Как изучить особенности внимания и памяти и тренировать их. Когда, как и с чего начинать приготовление домашних заданий. Как самому распознать начинающееся утомление и что делать для восстановления умственной работоспособности. Умственная и общая релаксация учащихся в выходные дни и в течение каникул. Образ жизни и рациональная учебная деятельность в период подготовки к экзаменам. Образ жизни в течение каникул.
Практическая часть:
1. Пути реализации принципа сознательности и активности в обучении.
2. Знакомство со средствами и методами тренировки внимания и памяти.
3. Разработка модели рабочего места ученика дома.

Тема 10. Режим жизнедеятельности ученика.Роль планированияжизни в обеспечении здоровья ученика и успешности его обучения. Основы планирования жизнедеятельности. Учет индивидуально-типологических, социально-бытовых и других условий в планировании жизнедеятельности. Оптимальное чередование нагрузки и отдыха как исходная предпосылка рационального планирования жизнедеятельности. Примерные схемы планирования жизнедеятельности для школьников различных уровней обучения.
Практическая часть:
1. Разработка режима жизнедеятельности для учащихся различных классов.
2. Ознакомление со средствами активного отдыха.
3. Пути взаимодействия учителя с родителями в формировании образа жизни ученика.

Тема 11. Формирование устойчивости к вредным привычкам. Понятие о вредных привычках. Причины, провоцирующие приобщение к вредным привычкам у учащихся различных возрастов. Простейшие методы диагностики вредных привычек. Формы, средства, организация работы и тактика действий учителя по предупреждению и устранению вредных привычек.
Практическая часть:
1. Ознакомление с простейшими методами диагностики вредных привычек.
2. Разработка программы воспитательных мероприятий по предупреждению и отучению от вредных привычек.
3. Определение круга вопросов по предупреждению вредных привычек в преподавании учебных предметов.

Тема 12. Здоровье учителя и пути его обеспечения. Особенности труда учителя и его влияние на организм. Психологические аспекты здоровья учителя. Культура и психика. Психология общения и поведения учителя. Простейшие методы психорегуляции. Информационные нагрузки и здоровье. Рациональная организация профессиональной деятельности учителя. Активный отдых и его место в режиме учителя. Организация двигательной активности, питания, досуга учителя. Основы планирования и рациональной организации режима дня, недели, месяца и года. Основы рационального построения трудовой деятельности учителя.
Практическая часть:
1. Самооценка образа жизни учителя (заполнение анкеты).
2. Разработка режима жизнедеятельности учителя на неделю.

Анкета самооценки образа жизни учителя

Отношение к здоровью

Вопросы анкеты
В вашей семье обращается серьезное внимание на вопросы здоровья? Да/Нет
Дома есть пособия по вопросам здоровья и ЗОЖ?
Да/Нет
Курите ли вы? Да/Нет, бросил
Употребляете ли вы алкогольные напитки?
Вы себя считаете: здоровым / относительно здоровым / больным / затрудняюсь ответить
Вы соблюдаете режим дня в будние дни? Да/нет
Вы ложитесь спать в одно и то же время? Да/нет
Вы просыпаетесь с чувством недосыпания: не чаще 1 раза в неделю / 2–3 раза / постоянно
Проснувшись утром, вы: сразу встаете / встаете и делаете гимнастику / еще немного нежитесь под одеялом.
Ваше отношение к физкультуре: выполняете утреннюю гимнастику / не менее 3 раз в неделю занимаетесь физкультурой не менее 1 часа / вполне удовлетворяет бытовая двигательная активность
Завтрак: легкий и преимущественно растительный / плотный и калорийный / не завтракаете / как придется
Обед: плотная еда / слегка перекусить / можно и потерпеть в суете дел
Вы едите свежие овощи и фрукты: 1–2 раза в день / 2–3 раза в неделю / как придется
Вы едите горячие блюда: 2–3 раза в день / ежедневно / как придется
Вы принимаете пищу: ежедневно в одно и то же время / как придется
К назначенному времени обычно вы: приходите точно вовремя / приходите заранее / испытываете дефицит времени
Занимались ли вы физкультурой и спортом раньше? Да/нет
Наличие хронических заболеваний
В течение года болеете простудами 1–2 раза / 3–­4 ра­­­за / более 4 раз
Нарушения: осанки/зрения
Проживание: в своем доме / в своей квартире / снимаете квартиру / в общежитии

Ваши жизненные приоритеты

Работа
Родительство
Здоровье
Материальное благополучие
Служебная карьера
Любовь и дружба
Уважение окружающих
Семья

Факторы, мешающие вам заниматься своим здоровьем (до двух вариантов)

Дефицит времени
Усталость после работы
Лень
Отсутствие условий для занятий
Уверенность, что болезни вам не грозят
Отсутствие интереса к здоровью
Домашняя занятость (семья, дети)
Отсутствие компании для занятий
Материальные затруднения

Оцените уровень своих знаний и умений (по 10-балльной системе)

Знаю анатомо-физиологические особенности:
— своего возраста
— своего пола
Умею измерять пульс
Умею оценить свое физическое развитие (рост, вес, окружность грудной клетки, осанку и др.)
Умею оценить свою физическую подготовку (выполнение нормативов на быстроту, силу, выносливость, гибкость)
Могу оценить уровень своего здоровья (по Амосову, Апанасенко, Белову или др.)

Вы бы хотели для своего здоровья (отметить до двух вариантов)

Заниматься физической культурой
Освоить методы очистки организма
Освоить методы психорегуляции
Научиться рациональному питанию
Освоить массаж и самомассаж
Научиться методам закаливания
Получить систему знаний о здоровье

Чем вы обычно занимаетесь в свободное время (до трех ответов)?

Общественной работой
Посещением спортивных зрелищ
Учебой, самообразованием
Просмотром телепередач
Чтением книг, газет, журналов
Посещением театра и кино
Любимым занятием, хобби
Физкультурой
Встречей с друзьями
Пассивным отдыхом (ничегонеделание)
Выпиваю рюмочку, кружку пива
Участвую в художественной самодеятельности
Активным отдыхом (туризм, рыбалка, охота, отдых на природе)
Малоподвижными играми (домино, карты, лото и т.д.)

Какие средства вы используете для оптимизации своего здоровья (до трех ответов)

Сауна, баня
Закаливание
Рациональное питание
Массаж и самомассаж
Нетрадиционные занятия (йога и т.д.)
Средства народной медицины
Физические упражнения
Лекарства и витамины
Стимуляторы (чай, кофе)
Алкоголь

Результаты анкетирования учителей позволяют не только выявить болевые точки организационной деятельности лицея, но и обратить внимание на их здоровье.

Редакция