Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2007

Урок здоровья

Осторожно: дети! Факторы риска в процессе обучения

Факторы риска в процессе обучения

Я обязан... дать ребенку все
солнце, весь воздух, всю
доброжелательность, какая
 ему положена независимо от
заслуг или вин, достоинств
или пороков.
Януш Корчак

В современных условиях проблема сохранения здоровья населения России, и в первую очередь детского, число которого составляет более 20 миллионов, не только весьма актуальна, но вызывает особую тревогу. В Рекомендациях парламентских слушаний «Состояние законодательной базы охраны здоровья детей и подростков» сказано, что зрелость детей перед поступлением в школу в 90-е годы XX в. по сравнению с 80-ми снизилась в 2 раза. Уровень учебной нагрузки в школе сильно завышен (в гимназиях и лицеях – до 8 раз). Число здоровых детей в младших классах не превышает 10 процентов, а в старших – 5 процентов; у 80 процентов школьников нарушена социальная адаптация.
Влияние школы на формирование здоровья учащихся – длительное и непрерывное, ведь в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя при этом интенсивную умственную работу и находясь в определенных эколого-гигиенических условиях.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. На первый взгляд может показаться, что здоровье человека – его личное дело, что этим бесценным природным даром он может распоряжаться по своему усмотрению – беречь его или расточать. Но это не так. Здоровье – понятие не только биологическое, но и социальное. Ведь мы, семья, школа, общество и государство, должны воспитать прежде всего человека как гражданина – семьянина – специалиста.
Хорошее здоровье – это радостное восприятие жизни, это умение дарить добро, тепло, помощь, знания своим близким, друзьям, обществу; это высокая трудоспособность. Следовательно, богатство нации, общества, каждого человека, большого или маленького, состоит в биологическом и социальном здоровье.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие здоровья как полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только как отсутствие болезни и физических дефектов.
Для сохранения, поддержания и защиты здоровья детей (да и нашего тоже) большое значение имеют следующие факторы:
· условия учебного труда;
· психологический климат;
· образ жизни;
· прожиточный минимум (экономический показатель);
· состояние здравоохранения.

Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.
Разумеется, улучшить финансовое положение семьи или состояние здравоохранения мы, учителя, не можем, а вот изменить условия учебного труда ребят, психологический климат, образ жизни, продлевая детскость, сохраняя здоровье, – это в наших силах.
Многолетний опыт работы убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, подчас незаметное и поддающееся излечению только в результате сов­местных усилий родителей, врача и педагога. Наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление – это чаще всего следствие общего недомогания, а не каких-то физических изменений или нарушений функций клеток коры больших полушарий. У некоторых детей болезненно бледные лица, круги под глазами, отсутствует аппетит, они угрюмы, подавленны. Малейшие попытки улучшить питание вызывают аллергическую реакцию на теле ребенка. Самые тщательные анализы часто ни о чем не говорят: все как будто благополучно. В большинстве случаев оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в классе, в котором духота и нет ни одного зеленого растения. В этих условиях ребенок теряет способность к сосредоточенному, внимательному умственному труду. Особенно вырастает число недомоганий в пубертатный период (период полового созревания). Ученые говорят о трех самых сложных периодах в жизни человека – это момент рождения, смерти и пубертатный период. А мы, педагоги, почему-то никак не хотим с этим считаться.
Единственным радикальным лечением в таких случаях становятся правильный режим труда и отдыха, особенно чуткое и внимательное отношение к детям: периоды усиленной умственной деятельности мы должны чередовать с активным отдыхом – проведением физкультминуток (ФМ), физкультпауз (ФП) независимо от того, 1-й это класс, 5-й или 10-й. Цель – вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональное состояние.
Распорядок дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе не менее 2–3 часов в день, ночной сон не менее 8–10 (один час сна до полуночи равен двум часам сна после полуночи), короткий отдых (20–30 минут) днем. Обязательно ограничить просмотр телепередач, фильмов- боевиков и фильмов ужасов, длительную работу за компьютером, которые травмируют психику ребенка, ухудшают его зрение, портят осанку. Детей следует с раннего возраста приучать к физическим нагрузкам – тогда это станет привычкой, а затем потребностью. Замечательная поговорка гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Регулярные физические тренировки повышают уровень оксигенации крови детей, увеличивают адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы. Особенно хорошо действуют на сердечно-сосудистую систему ребенка утренняя гимнастика, ходьба, плавание, ритмическая гимнастика, езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах. Двигательная активность детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет должна составлять для девочек 4–9, для мальчиков 7–12 часов в неделю. В то же время детям с артериальной гипертензией противопоказаны статические нагрузки – поднятие тяжестей, различные виды борьбы.
В настоящее время артериальная гипертензия регистрируется у 8–25% школьников, и у медиков есть серьезные опасения, что она трансформируется в ишемическую болезнь сердца и гипертонию – основные причины инвалидности и смертности взрослого населения.
Еще один важный аспект профилактики сердечно-сосудистых заболеваний – правильное, сбалансированное, рациональное питание. По мнению экспертов ВОЗ, ребенку для обеспечения роста и развития достаточно 100 мг холестерина на каждые 1000 ккал энергопотребления в день. Основной принцип – не переедать, ограничить потребление поваренной соли, жирных сортов мяса, мучных изделий, сладостей. Увеличить поступление в организм солей калия и магния (в виде гречневой, овсяной, пшеничной круп, свежих фруктов и овощей, сухофруктов – изюма, кураги, чернослива); чаще употреблять ненасыщенные жирные кислоты (растительное масло). На это необходимо обратить особое внимание при организации детского питания в общеобразовательных учреждениях.
Профилактические мероприятия при популяционной стратегии необходимо направить на все детское население с целью предупреждения вредных привычек – употребления алкоголя, наркотиков, курения. В этой работе должны участвовать и школа, и семья. Детей надо учить здоровому образу жизни, так же как мы их учим чистить зубы, переходить правильно дорогу, читать, писать, считать. На курсах повышения квалификации мы приглашаем поработать над этой проблемой специалистов, мастеров в этой области из Центра профилактики СПИДа. Давая свои мастер-классы, проводя тренинговые занятия, они помогают нашим педагогам овладевать эффективными методиками по профилактике вредных привычек у детей и подростков (и, в част­ности, учить детей твердо и четко говорить: «Спасибо, нет!»).
Жизнь сегодня строится на небывалых скоростях: многое надо успеть сделать в течение суток! Нашим детям тоже трудно: необходимо приготовить все уроки, сходить в музыкальную школу, к репетитору или в кружок, в компьютерный класс, вынести мусор, купить молока и хлеба, встретиться с друзьями и т.д. Надо не только все успеть, но сделать так, чтобы везде ты был одобрен, успешен...
Таким образом, нервное напряжение, стрессы испытываем мы все. Однако одни преодолевают их, могут во время короткого отдыха после работы, учебы переключиться, то есть отдаться общению с семьей, друзьями, природой, книгами, сну. Другие замыкаются в себе, считая, что им тяжелее и хуже всех. Энергия негативных эмоциональных переживаний, не имея выхода, проецируется на внутренние органы. Человек, ребенок начинают ощущать боль, дискомфорт в области сердца, груди, желудка, позвоночника, суставов... Возникает страх тяжело заболеть.
Неврозы – всегда нечто большее, чем болезнь одного органа. Поэтому помогать нужно нервной системе в целом. «Плачет мозг, а слезы в желудке»так охарактеризовал в начале XX в. суть невротических явлений русский ученый И.Кассирский. Вегетативные расстройства при неврозах можно рассматривать как эквиваленты эмоциональных нарушений, депрессий, так как мозговые центры, ответственные за регуляцию функций внутренних органов, взаимосвязаны с центрами мозга, отвечающими за эмоциональную сферу психической жизни человека. Вегетативные колебания артериального давления, тахикардия, перебои в работе сердца, желудочно-кишечного тракта возникают при невротических расстройствах – либо постоянно, либо приступообразно усиливаясь. Поэтому все, чем «награждаем» мы, родители, учителя, взрослые, общество, государство, наших детей – будущее страны, – все эти болезни имеют психосоматическую природу. Вот что сегодня должен знать, понимать и осознавать каждый учитель, идущий в класс на урок или на внеурочное мероприятие к детям.
Вот о чем необходимо в первую очередь разговаривать с родителями на родительских собраниях, а мы выясняем показатели успеваемости наших детей. Состояние здоровья ребят и успехи на уроках находятся в прямой зависимости. Если ученику комфортно в школе; если он каждое утро идет в класс с радостью; если ему интересно на уроках с учителями и одноклассниками; если ребенок уверен в том, что его учитель всегда выслушает, поймет и поможет; если у него нет страха оттого, что он не сделал какое-то задание и теперь получит двойку, его будут ругать родители и учителя; если ребенок не испытывает давления, нервного напряжения, – то в этом и есть заслуга учителя, в этом его мастерство, профессионализм. И ребенок будет выпускаться из школы более здоровым, спокойным, уверенным в себе, действительно благодарным учителям за понимание, помощь, милосердие, человечность.
Категория здоровья – категория емкая, имеющая биологическую и социальную основу. Природа является источником здоровья. В.А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому, чтобы, прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, ребята прочитали страницы самой чудесной в мире книги – книги природы.

Слышу я природы голос,
порывающийся крикнуть,
как и с кем она боролась,
чтоб из хаоса возникнуть.
Может быть, и не во имя
обязательно нас с вами,
но чтоб стали мы живыми,
мыслящими существами.

Здесь, среди природы, особенно отчетливой, яркой была мысль: мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым чутким, самым тонким, что есть в природе, – с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и неосторожность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма».

Ребенок мыслит образами. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже осмысливает он закономерности природы, жизни. Нежные, чуткие нейроны его мозга еще не окрепли, их надо развивать, укреплять. Если с первых дней обучения ребенок должен воспринимать только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель. Вот где причина такого явления, с которым многие учителя часто встречаются: ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, будто внимательно слушает, но не понимает ни слова, потому что педагог все рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры – все это абстракции, обобщения, без живых образов мозг устает... Здесь и кроется начало отставания.
Ребенку нужно не только слушать учителя, но и молчать. В эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивных слушателей. Чтобы осмыслить каждый яркий образ – словесный или наглядный, – надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать – одно из самых тонких качеств педагога. А многим из нас ответы ребят нужны молниеносно, как и беглое чтение на время.
Чтение «на время» – еще один фактор риска для здоровья наших детей уже в первом классе. Этой процедурой мы идем наперерез биологической природе ребенка, создавая таким образом дискомфорт, стрессовую ситуацию, нервное напряжение, способствуя тем самым возникновению, а затем развитию разного рода заболеваний, отбиваем охоту учиться. Хотя каждый учитель знает, что важно не столько быстро читать, сколько осознавать, понимать, о чем идет речь.
«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения», – говорил В.А. Сухомлинский. Нежелание учиться у ребят происходит от непосильной учебной работы, а она, в свою очередь, является следствием перегрузки. Перегрузка – это не только объем материала, но и качество его подачи. «Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, – главная причина отсутствия свободного времени, главная беда школы» (В.А. Сухомлинский).
Есть учителя, которые считают, что они должны «выжать из детей все, на что они способны», держа их в течение 45 минут в постоянном умственном напряжении. После таких «эффективных уроков» ребенок уходит домой как выжатый лимон; уставший, он легко раздражается, возбуждается. Ему надо отдохнуть, необходимо поспать, а у него музыкальная школа, домашние задания, и от одного взгляда на сумку с книгами и тетрадями детям становится тошно.
Перегрузка ученика – следствие и недостаточного мастерства педагога. Учителю следует помнить, что учение – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда во многом определяется теми отношениями, которые складываются между ним и детьми, поэтому учитель всегда должен знать о пластическом образе общенияс учениками, который воспринимается ими на подсознательном уровне. Поэтому:

· поза учителя должна быть открытой, «без замков»;
· ладони повернуты в сторону детей;
· никаких угрожающих поз: поза «воинствующего петуха» (руки сзади, в замке); «полицейского» (руки в карманах); «граната в кармане» (одна рука в кармане); «расстрел из пистолета» (ручка в руках учителя, направленная на учеников); «лев перед прыжком» (учитель опирается на свой стол обеими ладонями, важно оглядывая класс).

Эти позы вызывают у детей страх и неуверенность в своих силах. Учителю необходимо надеть «платье доброжелательности», имея при этом открытое, искреннее лицо.
Таким образом, спокойная, дружественная обстановка целенаправленного умственного труда, без спешки и рывков, полная понимания и доверия, помогает возникновению у ребят душевного равновесия, уверенности в своих силах, радости успеха. Без осознания этого сегодня невозможно, обучая, растить здоровых детей, молодежь.
Задумайся, мой друг педагог: нужны ли нашей стране умные, но больные граждане, умные, но больные родители, умные, но больные специалисты?!

Марина Солодкова