Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2007

Пульс событий

Сотворим долину Добра

Эффективность правового воспитания школьников во многом зависит от право­вой компетентности педагогических кадров. Специалист, работающий как с от­дельным ребенком, так и с группой детей, должен обладать зна­ниями в области юриспруденции, психологии, педагогики, социологии, медицины.
На сегодняшний день юридические нормы, которые регламентируют статус ребенка и семьи, разбросаны по значительному числу различных отраслей пра­ва: семейного, гражданского, финансового, трудового, уголовно-процессуального и других. В этих условиях неизбежно возникают пробелы в координации действий всех служб, защищающих права ребенка. Необходима единая основа для формирования этого правового института. Такой основой призваны стать нормы российского ювенального законодательства. Разработка этих норм – проблема юристов. А проблема педагогов – уже се­годня сделать так, чтобы взрослые не действовали в маленькой стране Детства как оккупанты. К сожалению, именно родители варварски вторгаются в эту хрупкую страну, причиняя эмоциональные, а иногда и физические страдания.
Администрация и учителя школы находятся в сложной ситуации. Дети, приходя в школу, несут на себе еще и психологический груз отношений в семье. То, каким образом относятся к ребенку в семье родные и близкие, влияет и на его поведение, и на учебные успехи. Нарушение прав ребенка в семье приводит к тому, что школа вынуждена защищать ученика, иначе ей самой не решить поставленные перед ней задачи. Опрос администраторов школ показал, насколько часто школе приходится иметь дело с защитой своих учащихся от всех форм насилия со стороны родителей, родственников.
72,9% опрошенных директоров школ сказали, что им приходилось защищать детей от злоупотреблений со стороны родителей, выраженных в отсутствии заботы или небрежном отношении, а 20,8% защищали детей от грубого обращения и эксплуатации. 32,2% опрошенных указали на факты физического насилия над детьми со стороны родителей. О психическом насилии в семье говорили 14,4% опрошенных. Все эти данные свидетельствуют, что семья, которая должна стоять на страже прав и законных интересов своих детей, не всегда это выполняет.
Именно этим обусловлено введение в штатное расписание образовательных учреждений должности социального педагога. В ряде районов нашей области, таких, как Хлевенский, Елецкий, Добровский, и в городе Ельце в каждой школе и в каждом детском саду есть социальный педагог.
В Ельце уже 12 лет успешно работает Центр социального здоровья детей и подростков, в котором занимаются дети «группы риска». Социальные педагоги центра разработали собственные диаг­ностические, коррекционные, реабилитационные программы, помогающие развивать творческие способности детей, расширять их кругозор, повышать самооценку. И самое главное – педагоги центра осуществляют контроль за соблюдением прав детей по месту жи­тельства.
Есть и общественные организации, которых волнует судьба детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Пример такой работы – взаимодействие сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних с общественной организацией «Союз социальной защиты детей» в Становлянском районе. На базе Дома ремесел «Родник» села Дамское «Союз» обеспечивает занятость детей и подростков, занимается их правовым воспитанием.
Подросткам здесь помогают определиться с профессией, а главное, у них формируют активную жизненную позицию. Такая форма работы необходима подросткам, подверженным нравственным метаниям.
Созданный на базе факультета дошкольной педагогики и психологии Елецкого государственного университета молодежный отряд «Факел» оказывает помощь детям из асоциальных семей, вовлекает их в творческую деятельность. Студенты знакомят своих подопечных с основами правовых знаний в игровой форме, воспитывая граждан правового государства.
Еще одна группа мер по обеспечению прав детей в образовательных учреждениях заключается в повышении уровня открытости этих учреждений, в частности, в обеспечении доступа к информации о правах детей и их родителей. В каждой школе Липецкой области имеются информационные материалы, разъясняющие права ребенка. Но этого мало. Учащиеся должны иметь представление и о способах реализации этих прав. Кто их научит?
Семья или школа?
Опрос учащихся показал, что первым источником, из которого дети узнают о своих правах, является школьный урок или внеклассные мероприятия, проводимые в школе (52,7% опрошенных). Из средств массовой информации и в результате самостоятельного чтения о своих правах узнают в основном ученики лицеев и гимназий. Правовой всеобуч от родителей получили лишь 22% опрошенных.
Составляя программы обучения педагогов, Институт развития образования (ИРО) стремится в первую очередь повысить правовую культуру всех участников образовательного процесса. В институте были обучены социальные педагоги школ, детских садов, учреждений государственной поддержки детства, дополнительного и профессионального образования. Лекторами выступили не только преподаватели педагогических и юридических вузов, но и работники прокуратуры Липецкой области, судьи областного суда, работники УВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав администрации области, а также специалисты Центра плани­рования семьи и репродукции, областного Центра диагностики и консультирования, кри­зисного центра. Объединенными усилиями всех специалистов качество знаний педагогов в области защиты прав детей было повышено. Особой популярностью у социальных педагогов пользовались элективные курсы:
•«Работа образовательного учреждения с семьей в сельском микросоциуме. Правовой аспект».
•«Новое в законодательстве РФ и Липецкой области по защите прав детей».
•«Соблюдение и защита прав детей в образовательных учреждениях».
•«Нормативные, социальные и педагогические проблемы обеспечения права детей на образование».

Кафедра педагогики и психологии разработала авторские программы обучения общественных инспекторов по охране прав детства. Особое внимание в этих программах было уделено профилактике жестокого обращения с детьми и методам диагностики этого антисоциального явления специалистами. По данным программам в Институте развития образования ежегодно обучаются 180–200 человек – пятая часть общественных инспекторов Липецкой области. Курсовая переподготовка идет в каждом из шести районов Липецкой области: Елецком, Хлевенском, Липецком, Грязинском, Добровском и Усманском.
Администрация Липецкой области, Департамент науки и образования совместно с Институтом развития образования издали сборник законодательных актов РФ и Липецкой области по ювенальной юстиции. Вопросы защиты прав детей постоянно находятся в поле зрения администрации. Специалисты Института развития образования, социальные педагоги и психологи школ, руководители образовательных учреждений, специалисты по охране прав детей ежегодно принимают участие в традиционном круглом столе «От кого и от чего мы должны защищать наших детей?», который проводит администрация области. Готовясь к дискуссии, Институт развития образования провел социологическое исследование среди:
•детей;
•родителей;
•специалистов органов опеки и попечи­тельства и работников правоохрани­тельных органов.
Было опрошено 850 человек. Изучалась проблема жес­токого обращения с детьми в школьном, домашнем и уличном микросоциуме. Родите­ли главным местом жестокого обращения посчитали улицу. 44% специалистов по охране прав детей и работников правоохранительных органов считают, что чаще всего дети подвергаются физическому и моральному насилию со стороны родителей. А дети? Они больше всего боятся:

что ими будут недовольны учителя за плохую успеваемость;

что родители их накажут;

что их побьют сверстники;

одиночества;

другое.


Анализ уровня тревожности показал, что спокойных, уверенных в себе детей мало:

никогда не испытывают страха;

испытывают иногда;

испытывают часто.


Чаще всего дети боятся плохих оценок, выставляемых учителями. Большинство психо­логических травм, физических расправ и даже детских суицидов имеют в своем анамнезе плохую оценку в школе... Может ли ребенок опротестовать учительский «приговор»? Имеет ли право не согласиться с оценкой? В этой ситуации многое зависит от педагогической и правовой культуры учителя. Должен же быть человек, которому ребенок верит безгранично и в чьей честности не сомневается. И такие люди, пользующиеся огромным авторитетом у детей, есть в каждой школе. Так, например, в лицее № 44 г. Липецка из числа учителей был избран уполномоченный по правам детей. Этот опыт был оценен и востребован другими учебными заведениями, а Институт развития образования подготовил в помощь школам методические рекомендации по организации выборов таких уполномоченных. Кроме того, ИРО совместно с Центром диагностики и консультирования разработал ряд памяток для родителей и педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми, по организации школьных телефонов доверия, почты доверия, куда могут обратиться и школьники, и родители. В ряде школ уже есть большой опыт работы в этом направлении: в лицее № 66, лицее № 44, гимназии № 19 г. Липецка и других.
В условиях, когда дома зачастую царят произвол и жестокость по отношению к ребенку, школа должна стать солнечной долиной Добра и Справедливости. Повышение уровня правовой культуры учителей, уровня их педагогической культуры – необходимое условие соблюдения прав детей в образовательных учреждениях. И количество таких педагогов, объединенных любовью к детям, с каждым годом растет. В стенах Института развития образования создана общественная организация «Ассоциация социальных педагогов области «Солнечное братство». Ежегодно в члены этой организации принимаются лучшие педагоги, отдающие свое сердце, свой талант на благо детей.
Гуманистические принципы Декларации прав ребенка не потеряли своей актуальности. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищенным от всех форм физического и психического насилия. Ему должен быть предоставлен весь спектр прав человека.

Т. Волынчикова