Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2007

Технология

Компьютер против наркотиков

Проблема наркомании стоит в России сейчас так остро, что является угрозой генофонду нации и национальной безопасности. Достаточно взглянуть на несколько цифр, чтобы осознать всю глубину и драматизм положения.
В 2004 г. в России было зарегистрировано 3 млн 460 900 наркоманов, это 2,4% от общей численности населения. В 2005 г. общее число лиц, допускающих незаконное употребление наркотиков, составило уже 5,99 млн человек, из них 1,87 млн – под­ростки и молодежь. А по данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков превышает официальную в 8–10 раз.
Первичная профилактика – важнейший элемент в антинаркотической работе. Ее эффективность зависит от направленности и убедительн­сти медико-гигиенических материалов, способа их подачи, «дистанции доверия» к источнику информации, уровня гигиенической культуры учащихся. Мы провели анкетирование московских старшеклассников (378 человек).
И увидели, что число учащихся, приобщенных к употреблению различных психоактивных веществ, растет. Четверть школьников считают допустимым употребление «легких наркотиков».  Большинство старшеклассников рассматривают ранний сексуальный опыт как широко распространенное явление в кругу своих сверстников. Почти четверть опрошенных от всего числа школьников отрицают, что от их поведения зависит возможность заражения ВИЧ/СПИД и другими ИППП. Многие также не знают, что при шприцевой форме наркомании высок риск заражения ВИЧ/СПИД-инфекцией.

Учитывая, что в общеобразовательных школах есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», мы разработали компьютерную программу для молодежи по профилактике наркомании.
программа включает в себя совокупность информационных, контролирующих и тестирующих кадров, обеспечивает опрос и обучение в диалоговой системе как индивидуума-пользователя, так и группы учащихся в дисплей-классе. Индивидуальная форма подачи информации помогает преодолеть барьерную установку пользователя и эффективно доносит до него конкретные научные сведения о проблеме и методах профилактики. В ходе эксперимента такое обучение одобрили 80% студентов Воронежского государственного аграрного университета (группа студентов 1-го курса) и практически все школьники старших классов московских общеобразовательных школ № 523 и 1726. Программа также прошла пилотную апробацию в Центре дополнительного образования детей (школьники 13–15 лет, г. Воронеж).
Обучающая компьютерная программа по профилактике наркомании «Вооружен знаниями – значит, предупрежден... Ваш выбор...» была разработана совместно с программистами МТЦ «Поиск-ХХI»1.
При разработке программы мы руководствовались принципами:
· создать у молодежи представление о пагубном влиянии психоактивных веществ на здоровье;
· развенчать миф о безопасности «легких» наркотиков и ошибочное мнение о легкости отказа от увлечения психоактивными веществами (ПАВ);
· сформировать наркотическую настороженность и умение сохранить собственное здоровье;
· осветить проблему через комплексное раскрытие ее многосторонности на современном научном уровне;
· назидательное, декларативное воздействие сменить на разъяснительную работу с использованием новых технологий гигиенического воспитания;
· использовать разные формы подачи информации на основе ее детализации, учета социально-психологических и половых особенностей, познавательных возможностей учащихся;
· обучение здоровью подростков должно соответствовать принципу «обучения воздержанию», т.е. быть превентивным в отношении как употребления алкоголя и наркотиков, так и вступления в ранние половые связи.
В программе речь идет о наиболее часто употребляемых наркотических веществах – так называемых «дискотечных наркотиках»: препаратах конопли, экстази, ЛСД, а также эфедроне и героине. В информационно-справочном блоке программы приводятся дополнительная информация о ПАВ и краткие сведения о ВИЧ/СПИД-инфекции.
Задача эксперимента заключалась в том, чтобы оценить отношение школьников к новым технологиям гигиенического обучения, проанализировать целесообразность такой формы подачи сведений о наркомании и о других проблемах здорового образа жизни.
Эксперимент позволяет получить дополнительную информацию. Это важно, поскольку предмет нашего исследования относится к числу неизученных проблем.

Методика проведения пилотного эксперимента была следующей: в каждый персональный компьютер мы ввели программу, позволяющую получать полное представление об информированности пользователя по разработанной тематике.
Уточнение уровня информированности пользователя происходит непосредственно до начала работы с дидактическими задачами, выполняющими функцию обучения, содержание которых соответствует основному содержанию программы. Конечный результат обучения устанавливается с помощью посттестовых утверждений. Программа также содержит анкету, позволяющую выявить мнения подростков о ее достоинствах и недостатках и степень заинтересованности обучаемых в предлагаемой тематике.
В эксперименте приняли участие 52 старше­классника (27 юношей и 25 девушек). Анализ персонифицированных ответов школьников с учетом их индивидуального темпа обучения, времени, затраченного на работу с компьютерной программой, оценок, полученных в баллах, позволил выделить три группы обучаемых.
Первая группа сформировалась из тех, кто показал как высокий уровень фоновых знаний, так и хорошую оценку по итоговому тесту. В эту группу вошли 13 старшеклассников. Хотя у первой группы пользователей отмечались достаточно высокие знания о наркомании, тем не менее школьники этой группы расширили их в результате работы с программой. Максимум времени, затраченного на работу с программой, составил немногим более часа, минимум – 35 минут. Временной показатель отражает индивидуализированный темп обучения пользователей. Максимум баллов, полученных в результате тестирования в этой группе, составил 260 из 260 возможных, минимум – 250.
Анкетирование учащихся этой группы показало, что игра им была понятна и интересна. По их мнению, программа полезна для молодежи и должна тиражироваться. Они также отметили необходимость разработки аналогичных программ по другим проблемам ЗОЖ.
Во вторую группу вошли 17 человек, имеющих удовлетворительные фоновые знания. Программа им дала много нового. Максимум полученных баллов в этой группе составил 240 из 260 возможных, минимум – 225.
В этой группе освоение новой информации происходило легко, поскольку она накладывалась на удовлетворительные фоновые знания.
Максимум времени, затраченного на работу с программой, составил 56 минут, минимум – немногим более 30 минут.
10 пользователей из второй группы поняли программу в полном объеме, она вызвала у них интерес; трем пользователям программа была непонятна; два эксперта отметили доходчивость изложения проблемы. У экспертов не было единого мнения о целесообразности тиражирования этой программы и о том, будет ли она интересна молодежи. Также в этой группе не удалось выявить единое мнение о необходимости разработки аналогичных программ по другим проблемам ЗОЖ.
Третья группа учащихся отличалась низким уровнем знаний о наркотиках и низкой оценкой по итоговому тесту. В эту группу вошли 22 старшеклас­сника. Число баллов в этой группе составило от 140 до 205 из возможных 260. Время, затраченное на работу с программой, – от 30 минут до 1 часа 37 минут. У части учащихся из третьей группы были ошибочные представления о ПАВ, которые прочно укоренились в их сознании. Другая часть отнеслась к работе с программой формально, невнимательно и невдумчиво.
Пользователи третьей группы оценили программу по-разному. Четырем из них она была интересна доходчивостью изложения сведений. В то же время пять экспертов указали, что программа не вызвала у них интереса, поскольку ничего нового о наркомании не содержит. Хотя тесты показали, что уровень фоновых знаний у обучаемых этой группы был низким, особенно в сравнении с обучаемыми из первой и второй групп. Трое пользователей отметили, что они посоветовали бы своим друзьям поработать с программой. Четверо считают ее интересной для молодежи, но только трое из опрошенных считают нужным ее тиражировать. Четверо экспертов высказали пожелания получить знания по другим проблемам ЗОЖ с помощью аналогичной программы.
Подводя итог анализу данных по всем трем группам обучаемых, можно сделать вывод, что положительный эффект обучающей программы по профилактике наркомании зависит не только от правильной интерпретации научных сведений, но и от исходного уровня знаний обучаемых, их отношения к вопросам, составляющим содержание программы. Компьютерные программы должны внедряться в процесс обучения молодежи здоровью, но в то же время их надо сочетать с традиционными методами и средствами гигиенического воспитания.
Анализ ответов фокус-группы позволил установить, что подростки заинтересованы в получении научно обоснованных сведений по проблемам наркомании. Чем ниже были фоновые знания у пользователей компьютерной программы, тем больше информации о ПАВ они получили. Ошибочные представления о препаратах конопли, психостимуляторах (эфедроне, экстази) были развенчаны. Учащиеся стали понимать, что наркомания – трудноизлечимая болезнь.
Следовательно, можно утверждать, что в процессе обучения осуществлялась непрерывная обратная связь пользователей с программой, которые самостоятельно и достаточно активно, в индивидуальном темпе получили знания о проблеме. Таким образом, компьютерная программа дает возможность проводить занятия как в режиме репетитора, так и в режиме экзаменатора.

Многолетний опыт разработки компьютерных программ, экспериментальная проверка их результативности, использование в учебном процессе ряда вузов и школ позволили нам раскрыть общие подходы к разработке базовой обучающей компьютерной программы.
И тем не менее при разработке программы «Вооружен знаниями – значит, предупрежден... Ваш выбор...» базовый алгоритм подвергся значительной коррекции в связи со спецификой проблемы. На первом этапе надо было уяснить сущность санитарно-просветительного воздействия и точно определить его цели. Качество разрабатываемого содержания во многом зависит от того, насколько научно определены конечные цели гигиениче­ского обучения, его объем и структура (система знаний, навыков и умений по охране своего здоровья). На втором этапе надо определить начальный и конечный уровень информированности обучаемого по разрабатываемой тематике. Приступая к разработке сценария, автор – разработчик программы может получить полное представление об уровне информированности пользователей как из научной литературы, так и при проведении собственного социологического исследования.
Кроме того, целесообразно изучить истории болезней наркоманов, находящихся как на стационарном лечении, так и под наблюдением наркологического диспансера. Тогда можно составить реальные дидактические задачи, вызывающие доверие. Уточнить уровень информированности пользователя программой можно непосредственно перед работой с блоком № 2 «Немного о наркотиках» и блоком № 3 с помощью предтестовых утверждений.
Ответы на предтестовые утверждения оцениваются по балльной шкале оценок на основе сложения и вычитания исходя из максимальной суммарной оценки в баллах.
При формировании предтестовых утверждений целесообразно использовать альтернативные «закрытые» ответы (положительный или отрицательный). Результат обучения устанавливается с помощью посттестовых утверждений, которые составлены на основе суммирования предлагаемых ранее утверждений из всех блоков, т.е. они аналогичны предтестовым утверждениям и различаются только изменением нумерации в кадр-плане. По разнице оценки, полученной пользователем программы при ответе на посттестовые и предтестовые утверждения, определяется конечный результат обучения и изменения уровня информированности.
На третьем этапе вырабатывается стратегия обучения: определяются основные направления воздействия в процессе решения медико-гигиенической дидактической задачи, определяются логические узлы передаваемой компьютерно-просветительной информации, обеспечивающие управление познавательной деятельностью пользователя и формирующие адекватное гигиеническое поведение. Методика построения программы отражает тактику обучения, т.е. в зависимости от избранной стратегии предлагается детализированная система предъявления медико-гигиенической информации.
В результате разработки гигиенических обучающих программ с компьютерным тестированием знаний были выявлены некоторые закономерности их построения, а структурные узловые элементы этих программ позволили сформировать и предложить определенный алгоритм базовой компьютерной программы по профилактике наркомании (см. схему ниже).
Программа имеет несколько блоков (логических узлов).
1-й блок – обращение к пользователю и его регистрация;
2-й блок – предтестовые утверждения, которые одновременно определяют уровень гигиенической культуры пользователя и способствуют формированию установки на восприятие изучаемой проблемы.
Во втором блоке «Немного о наркотиках» дается разъяснение основных терминов, употребляемых в наркологии для осознания и овладения объективной информацией, закодированной в ситуационных (дидактических) задачах.
3-й, основной, блок состоит из предтестовых утверждений и отдельных композиционных фрагментов информации, которые кодируются с помощью дидактических задач. Решение последних стимулирует познавательно-логическую деятельность, усвоение знаний по проблеме. Таким образом, строится обучающий алгоритм с полной детализацией действий пользователя программы, регистрирующий уровень знаний обучаемого на каждом этапе.
В процессе обучения информация может быть передана с помощью наглядных средств. Изобразительные средства, их расположение в кадр-плане, сочетание цветовых и шрифтовых элементов формируют интерес пользователя к изучаемой проблеме. Иллюстрации в компьютерной программе снимают утомление, переключают внимание, поясняют и усиливают содержание текста.
Важное место в кадр-плане занимает плакатное изображение шприцевого введения наркотика. Этот образ несет черты яркой обобщенности, способствует концентрации внимания и лучшему запоминанию.
Серьезное внимание следует уделять графическому оформлению и характеристике знаков.
Так, угловой размер знаков должен быть не менее 20 угловых минут. Оптимальный размер знаков – 24 угловые минуты. Высота знака должна быть не менее 3,1 мм, ширина – 0,6–0,7 его высоты, расстояние между строчками по вертикали – не менее 50% от нее, толщина штриха – не более 1/5–1/6 от длины знака, но не менее 0,4 мм; расстояние между словами в строке – не менее 70% от высоты знака, емкость экрана – не более 64 знаков в строке и не более 16 строк. Предпочтительны белый, синий, желтый и оранжевый цвета монохромного изображения.
4-й блок содержит итоговые посттестовые утверждения, 5-й – справочный банк данных. 6-й блок – файл персонифицированного учета оценок каждого пользователя по пред- и посттестовым утверждениям. 7-й – анкета.
В текстах дидактических задач целесообразно закодировать сведения о ПАВ на примере персонажей в повествовании, которые употребляют те или иные наркотики. В условии задачи может упоминаться либо одно, либо несколько последовательно употребляемых ПАВ.
Число дидактических задач в программе должно быть ограничено рамками целесообразности, а также количеством времени, затрачиваемого на их решение. Последнее объясняется необходимостью предупреждения переутомления пользователя программы.
В качестве основных критериев результативности программы были отобраны следующие:
· временной критерий, определяющий скорость и прочность усвоения медико-гигиенической информации;
· критерий, позволяющий выделить обобщенные типы обучаемых (анализируются уровни знаний пользователей по пред- и итоговым тестам):
– группа с хорошими фоновыми знаниями и максимальным положительным сдвигом в осведомленности после работы с программой;
– группа с удовлетворительными фоновыми знаниями и положительным сдвигом в осведомленности обучаемых, однако не в полном объеме;
– группа с низким уровнем фоновых знаний и незначительным сдвигом в осведомленности;
– персонифицированный уровень знаний по данным тестирования после обучения, являющийся индикатором эффективности компьютерной программы.

Определялось также отношение пользователей к конкретной тематике компьютерной программы (анкетный опрос).

Алгоритм обучающей компьютерной программы «Наркомания»

 

Литература

1. Кошкина Е.А. Основные проблемы эпидемиологии наркоманий на современном этапе // Материалы II Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М., 2006. – С. 35–40.
2. Ляхович А.В., Лозовская А.С. Компьютерная программа – новая форма гигиенического обучения в профилактике ВИЧ-инфекции в учебном процессе // Гиг. и санит., 1994. – С.43–45.
3. Ляхович А.В., Лозовская А.С. Методика разработки обучающих компьютерных программ с тестированием знаний для молодежи по проблемам здорового образа жизни // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья, 2001. – № 4 – С. 31–34.
4. Лозовская А.С. Профилактика наркомании / В кн.: Ляхович А.В., Маркова А.И. «Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании: учебное пособие для врачей, педагогов общеобразовательных учреждений немедицинского профиля /высших учебных заведений, техникумов, колледжей, школ» / Москва – Воронеж, 2004 – С. 235–259.
5. Надеждина А.В. О совершенствовании охраны здоровья детей подросткового возраста / Совещание руководителей службы охраны материнства и детства органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, 20–23 мая 2003. – М., 2003. – С. 71–76.
6. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркомания. – М.: Медицина, 2002. – С. 256.
7. Рохлина М.Л. Клиника наркоманий и токсикоманий: Руководство по наркологии /Под ред. Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика, 2002. – Т. 1. – С. 269–336.

1 И.А. Винокуров, В.А. Смирнов, Е.В. Трушкин, Е.Ю. Волнейко.

Александра Лозовская ;
Александр Ляхович