Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2007

Вместе с психологом

Пойми меня или Как ребенок воспринимает мир

Нас окружают люди, предметы, вокруг постоянно происходят события, мы участвуем в различных ситуациях. Это все то, что называется окружающим миром, или окружающей нас действительностью. Но часто ли мы задумываемся, насколько по-разному, по-особому каждый человек воспринимает одну и ту же ситуацию, одни и те же слова, явления природы, другого человека? Тем более дети, чей внутренний мир настолько чуток и мифологичен, что разобраться в нем сложно порой даже и самому близкому человеку – родителю

С самого раннего возраста нам присуще воспринимать особенности окружающего мира через определенную систему. Давайте разберемся, что это такое и с помощью каких наблюдательных инструментов можно определить ведущий канал (систему) восприятия у самого себя, у ребенка и у других людей. Понимая свои особенности, мы сможем лучше понимать детей, с которыми работаем.
Например, если у учителя ведущая система восприятия окружающего мира визуальная, то и преподавать он будет с опорой на визуальные стимулы, даже использовать соответствующие определения и сказуемые. У такого преподавателя будет комфортно учиться детям с ведущей визуальной системой восприятия, а вот дети-«кинестетики» будут принимать информацию от него с трудом, вследствие чего могут быть автоматически зачислены учителем в отстающие. Что особенно опасно в начальной школе, когда учитель один и ребенок остро переживает мнение своего первого учителя о нем и его поступках.
Итак, по порядку.
Если присмотреться повнимательнее, то многое из того, что мы называем окружающим миром, состоит из трех объемных составляющих.
Во-первых, это зрительные образы. То есть все, что мы видим, начиная от окружающих предметов, красок природы, отражения в зеркале и кончая произведениями искусства. Даже наши цветные сны или мысленные образы относятся сюда.
Вторая составляющая – звуки. Все, что мы слышим: гул машин за окном, голоса людей в соседней комнате, телефонные переговоры, стук клавиш компьютера, музыкальные мелодии, которые мы любим, шум воды в раковине или хруст снега под ногами.
В-третьих, объемность картине окружающего мира добавляют ощущения – обоняние, осязание, вкус. Это и запах любимой туалетной воды, и аппетитные запахи пищи, запах тела человека, с которым мы общаемся, запах воздуха от вы­хлопных газов автомобилей, запах зимнего леса на прогулке и т.д. Это вкус еды, которую мы смакуем в ресторане или в школьной столовой заглатываем «на ходу», вкус зубной пасты... Это и ощущение от прикосновения к предмету, человеку, шерсти животного или от прикосновения к нам: грубого или ласкового, мягкого или жесткого, холодного или теплого; ощущение одежды на теле или отсутствия таковой, прикосновения воды к коже или руки матери, ощущение ветра, дождя, солнечных лучей, мороза, то есть всего того, что мы «чувствуем кожей».
Вне зависимости от того, нравится нам или нет, то, что мы слышим, видим, чувствуем или насколько мы осознаем происходящее, влияние тех или иных раздражителей на нас в данный момент либо сочетание их и составляет неповторимую картину нашего мира.
Вокруг нас непрерывно что-то происходит, мы все время что-то ощущаем, слышим, видим. И где бы мы ни жили, в городе или деревне, мы постоянно включены в систему этих трех реалий. Отношение к увиденному, услышанному, про­чувствованному может быть разным, но оно есть всегда. Для современного человека стало бы чудом попасть в пространство, где нет ни единого звука, вида, запаха.
Несмотря на то что в определенном месте в определенное время несколько человек получают одинаковую порцию «внешних раздражителей», у каждого из них складывается свое, неповторимое восприятие окружающего мира.
Почему так происходит, мы опишем ниже, а вначале проведем небольшую диагностику, позволяющую лучше понять свои особенности вос­приятия.
При определенной степени развития наблюдательности и объективности, используя наши рекомендации, вы сможете проделать ее сами.
1. Для начала необходимо понаблюдать за тем, что и как вы говорите.
Для этого вы можете попросить кого-то послушать ваш рассказ и записать все глаголы и прилагательные, которые были использованы. В момент рассказа не думайте об этом, ни в коем случае не подбирайте слова, а, максимально расслабившись, свободно излагайте свою мысль. Тема может быть любая, например, о погоде или событиях сегодняшнего дня. Если нет помощника, то можно записать на магнитофонную пленку любой свой разговор по телефону или рассказ на свободную тему, а затем, прослушав его, выписать глаголы и прилагательные.
Если вы диагностируете ребенка, то здесь будет проще, поскольку вы можете попросить его рассказать все что угодно, например, как он провел каникулы, где был и что видел.
2. Для этого задания вам непременно понадобится помощь со стороны или вы сможете про­вести его сами, диагностируя какого-либо ученика из класса.
Вспомните любой знакомый образ (например, берег моря, закат, лицо матери) и попросите, чтобы кто-нибудь понаблюдал за вами в момент вспоминания. Предложите человеку обратить внимание на движение глаз, в какую сторону они будут обращены. Может быть, вспоминая, вы смотрите в сторону, как бы вслушиваясь в образ; или поднимаете глаза кверху либо вглядываетесь в даль, чтобы лучше рассмотреть; или опускаете глаза вниз, чтобы почувствовать образ внутри себя.
3. Понаблюдайте в обычной жизни, на чем вы больше всего акцентируете внимание при общении с человеком: как он выглядит (какие цвета использует в одежде), как от него пахнет, насколько приятен звук его голоса, насколько приятно к нему прикасаться (обнимать, пожимать руку и т.п.). Наблюдать рекомендуется в обычной, привычной для вас или ребенка, которого вы диагностируете, обстановке. Чтобы облегчить себе задачу, можно мысленно задать вопрос: «А что больше всего привлекает мое внимание в этом человеке?». Такие наблюдения можно проделать несколько раз с разными людьми. Для достоверности свои впечатления лучше записать.

Когда необходимые данные собраны, можно приступить к анализу.
Естественно, что любой человек воспринимает окружающий мир через все системы поступления информации – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус; но посредством какой-то системы больше и глубже, чем через остальные.
Например, если наиболее важной для вас является информация, полученная через зрение, тогда основой при принятии решения или просто для составления мнения будет впечатление от зрительных образов.
Ваша доминирующая система может проявляться в речи, возможно, в самых неожиданных интерпретациях. Например, разговаривая по телефону, на эмоциональном подъеме вы воскликнете: «Смотри…» – или вместо подобающей случаю фразы «Слушай меня…» скажете: «Ну посмотри же на меня…». Это типичные ситуации для человека с развитой визуальной («визус» – зрение) системой восприятия.
Психологи говорят, что таких людей большинство. Наверное, потому, что в нашем мире очень многое ориентировано на зрение, во вторую очередь – на слух и в последнюю – на ощущения. Телевизор мы смотрим и слушаем, реклама на щитах ориентирована только на зрение, радио – на слух, в школе нам преподают, рассказывая и показывая на доске, документы, с которыми работаем, – тоже на зрение. На долю ощущений, особенно осязания, приходится мало стимулов в повседневной жизни.
Итак, первое задание. При анализе следует обращать внимание на слова, наиболее часто употребляемые в речи, – обычно это глаголы и прилагательные – в качестве наиболее выразительных, живописных, динамичных.
Для речи человека, у которого наиболее ярко развита визуальная (через зрение) система восприятия информации, будут характерны следующие слова:
Прилагательные
·Названия всех цветов и оттенков, а также прилагательные типа яркий, тусклый, блеклый, бледный, цветной, разноцветный, ясный, отчетливый, блестящий, матовый, фотографический и т.п.
Глаголы
·Видеть, представлять, наблюдать, любоваться, сверкать, сиять, блестеть, мерцать, светиться, следить, отражать, выглядеть, освещать, рисовать, походить, устремляться и т.п.
То есть сюда относятся все слова, обозначающие признаки, действия и состояния, воспринимаемые посредством зрения.

Для речи человека с наиболее развитой аудиальной (через слух) системой восприятия будут характерны слова, содержащие характеристики звука, интонации голоса:
Прилагательные
·Громкий, тихий, мелодичный, сумбурный, многословный, дребезжащий, шуршащий, ритмичный, грохочущий, монотонный, чирика­ющий и т.п.
Глаголы
·Слышать, стучать, звать, высказывать, звучать, щелкать, настраиваться, отключаться, рычать, грохотать, свистеть, петь, хлопать, ломать, шуршать, прихлебывать, визжать, храпеть, гундосить и т.п.
Существительные
·Шорох, шепот, треск, хруст, звук, диалог, монолог, интонация и т.п.

Человек, который прежде всего воспринимает окружающий мир через осязание, вероятнее всего, будет использовать слова, отражающие ощущения (кинестетический канал):
Прилагательные
·Тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, холодный – теплый, мокрый – сухой, мягкий – грубый, нежный, ласковый, знойный, жесткий, чувствительный, чувственный, вкусный, питательный, ароматный, затхлый, закупоренный, наэлектризованный, тесный, устойчивый – не­устойчивый, возбужденный, напряженный, покатый, острый, тупой, неровный, бархатный, шелковистый, пушистый и т.д.
Глаголы
·Хватать, удерживать, ощущать, чувствовать, приблизиться, обернуться (во что-либо), идти (ползти, бежать), расслабиться, сердиться, беситься, падать, летать, плавать, прикасаться, закопаться, держаться и т.п.

Второе задание – отследить движение глаз при вспоминании – также дает информацию о вашей ведущей системе восприятия мира. Если вы устремляете глаза вверх или вдаль, как бы вглядываясь за горизонт, то скорее всего ваша доминирующая система восприятия мира – через зрение. Для вас важны зрительные образы и внешний вид, вы обращаете внимание на оттенки цвета, вам относительно легко работать с напечатанным текстом, иллюстрациями, художественными образами.
У детей с развитой визуальной системой восприятия мира богатые воображение и фантазия, они легко и быстро усваивают информацию, отображенную на доске или в учебнике. Чтобы легче понять, им необходимо увидеть и посмотреть.
Если при вспоминании какого-то момента из своей жизни ваш взгляд направлен строго влево или вправо (по направлению к уху), вы как бы вслушиваетесь в информацию, то скорее всего вашей ведущей системой служит слух. Вы ориентированы на звуковые стимулы, вам важно, что вы слышите. Громкий, дребезжащий звук будет вам особенно неприятен, а приятная, мелодичная музыка, наоборот, расслабит.
Для детей с ведущей аудиальной системой восприятия мира важно услышать информацию, важны тон голоса и его мелодичность. При этом они острее реагируют на окрики и изменение интонации в речи учителя или любого другого взрослого.
Если вам наиболее сильно открыт мир ощущений – значит, наиболее важным для вас в восприятии мира являются чувства, прикосновения, запахи, вкус и т.п. Вы больше ориентированы на тактильные внешние раздражители. Значимым для вас будет восприятие от прикосновения, фактуры ткани, вкусовых качеств еды, сбалансированных запахов.
У детей с ведущей кинестетической системой восприятия нередко наблюдается внешняя заторможенность в поведении, или, наоборот, они склонны постоянно прикасаться к своему учителю, даже обнимать его. Прикосновение к предмету или человеку для таких детей – важный фактор для установления контакта и даже понимания урока.
Если такого ребенка, когда он «лезет со своими объятиями», оттолкнуть, то контакт с ним нарушается и до него потом невозможно станет «достучаться».
Если правильно оценить и знать свою ведущую систему восприятия и ведущие системы восприятия учеников, то можно гармонизировать многие отношения и события вашей жизни.
Если вы большую часть информации воспринимаете через зрение, то яркие расцветки в спальне будут побуждать к действию или попросту раздражать, зато на мягкость перин или монотонный звук телевизора вы вряд ли обратите внимание.
Если вы воспринимаете в большей мере окружающее через ощущения, то важную роль для спокойного, расслабляющего сна сыграют приятные на ощупь простыни, свежий воздух в комнате или запах ароматического масла, а вот цвет самих простынь (если это не кричащая расцветка) может оставить вас равнодушным.
Если вам важно звуковое окружение, то спокойно спать даже под тихий звук телевизора, показывающего боевик (с соответствующим музыкальным оформлением), невозможно. Постоянно дребезжащий звук радио может помешать сосредоточиться.
Эти знания могут помочь наладить отношения с собственным ребенком и другими людьми, с учениками. Если правильно оценивать свои особенности, а также особенности другого человека, то конфликтов бытовых может стать меньше. Например, ученик, с которым у вас сложные отношения, ориентирован на ощущения, а вы – на зрение. Может возникнуть непонимание в ожиданиях: вы даете яркие визуальные стимулы, ри­суете словами незабываемые образы, а ребенок их не воспринимает, не улавливает их красоты до тех пор, пока не прикоснется к вашей руке или сам не вылепит из пластилина то, о чем рассказал учитель.
Подарите ребенку радость от общения с вами, учитывая его особенности и ожидания, а затем намекните, расскажите, чего желаете сами. В любом случае помните, что другой человек не рентген, он не умеет читать ваши мысли, предугадывать желания! Зато вы теперь можете моделировать общение и процесс обучения исходя из знания.
Желаем вам приятного пути по лабиринтам познания.

Ольга Горбушина