Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2007

Образ жизни

Чего не знают родители

Нашими главными союзниками и помощниками при формировании здоровьесберегающей среды являются родители наших учеников. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогический коллектив лицея профессионально определяет содержание, формы взаимодействия, совершенствования работы с семьями, с родительской общественностью. Основой нашего взаимодействия являются раскрытие творческого потенциала родителей, уважительная система педагогической поддержки родителей в обучении, развитии детей, в совершенствовании семейного воспитания. 70–80% родителей наших лицеистов имеют высшее образование. Однако многочисленные, в том числе и наши, исследования показывают, что уровень знаний родителей в вопросах не только формирования здоровья, но и воспитания детей оказывается крайне низким. Поэтому исключительно актуальной проблемой становится целенаправленное просвещение родителей. В решении этой задачи, помимо традиционных форм (личная беседа с родителями, родительские собрания), используются такие формы и средства, которые отвечают двум основным требованиям – системности в планировании предлагаемого материала и регулярности занятий. Этим требованиям в значительной степени соответствует такая форма просвещения родителей, как родительские университеты здоровья. В программу работающего в лицее уже два года университета включены темы, специфичные для отдельных возрастов учащихся и такие, которые имеют общий характер. Обычно занятиям в университете предшествует индивидуальная беседа педагога с родителями, в которой им объясняют важность их участия в обучении ребенка, создания благоприятного климата в семье и поддержания контакта с ребенком. Программа включает тот материал по формированию здоровья, который осваивают учащиеся, и ориентирует родителей на создание в семье такой системы жизнедеятельности (включая режим дня и недели, характер двигательной активности, питания, поведения родителей и т.д.), которая соответствует (а не противоречит) тем знаниям и практическим рекомендациям, которые учащиеся получают в образовательном процессе.
В работе университета здоровья широко используются возможности локальной компьютерной сети лицея. В частности, благодаря ей есть возможность знакомить родителей с материалами лекций, бесед, результатами системного мониторинга показателей здоровья и физического развития обучающихся. Кроме того, им демонстрируют те физические упражнения, которые используются в классах на уроках, кинофильмы о создании здоровьесберегающих условий для повседневной жизнедеятельности и организации учебного места лицеиста дома. Повышают заинтересованность родителей в работе университета и эффективность самой его работы предлагаемые им памятки и рекомендации.
При разработке индивидуальных образовательных программ мы выделили основные разделы, каждый из которых является неотъемлемым компонентом приобщения родителей к полноценному сотрудничеству с лицеем. Естественно, что самой разработке программ предшествует детальное обсуждение с родителями каждого из разделов, что позволяет им лучше понять организацию, содержание и уровень требований к обучению.

Педагогический коллектив лицея № 44, г. Липецк