Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2007

Технология

Борьба за осанку в отдельно взятой школе

Последняя Всероссийская диспансеризация показала, что заболевания опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста за последние 10 лет участились и по распространенности вышли на 3-е место.
Мы проанализировали результаты осмотров учеников 1-х и средних (5–8-х) классов четырех школ Москвы и увидели, что большинство школьников, поступивших в 1-й класс, уже имели функциональные отклонения и заболевания опорно-двигательного аппарата. Нарушения и заболевания ОДА отсутствовали только у 1,7% первоклассников.
Функциональные нарушения позвоночника были представлены в виде асимметричного расположения лопаток, отсутствия строго горизонтального положения плечевого и тазового пояса, крыловидных лопаток, скручивания туловища вокруг вертикальной оси и нарушений осанки (сколиотическая, сутулая, лордическая, кифотическая и выпрямленная). Остаточные явления рахита наблюдались в виде деформаций грудной клетки («куриная» грудь, грудь «сапожника») и Х- и О-образной деформации ног. Функциональные нарушения стопы в виде ее уплощения.
Заболевания позвоночника были представлены сколиозом, а стопы – плоскостопием. У девочек сколиоз встречался почти в 2 раза чаще, чем у мальчиков, а плоскостопие у мальчиков – в 1,5 раза чаще, чем у девочек.
Среди учащихся средних классов распространенность функциональных нарушений и заболеваний нарастала. В 5–6-х классах детей без нарушений ОДА не было.
По сравнению с первоклассниками в 5–6-х классах значительно больше учащихся с такими функциональными нарушениями позвоночника, как скручивание туловища вокруг вертикальной оси (почти в 2 раза) и нарушений осанки (почти в 1,5 раза). На фоне уменьшения распространенности ско-лиотической осанки и уплощенной стопы (почти в 1,5 раза) увеличилась распространенность сколиоза и плоскостопия. Это свидетельствует о переходе у части школьников сколиотической осанки в сколиоз, а уплощенной стопы – в плоскостопие.
Среди учащихся 7–8-х классов нарушения и заболевания со стороны ОДА отсутствуют только у 1,2% школьников. В 7–8-х классах достоверно увеличилась распространенность сколиоза. Сохранилась тенденция к росту асимметричного расположения лопаток, сутулой осанки (18,5%) и плоскостопия.
Специалисты все более утверждаются во мнении, что функциональные нарушения ОДА в детском возрасте представляют большую опасность, если они своевременно не выявлены и если не приняты меры для их устранения. Одним из необходимых условий нормального формирования ОДА в детском и подростковом возрасте является правильное положение позвоночника и стоп (правильные осанка, посадка за учебным столом, походка, положение во время сна). Неправильные положения при повышенной эластичности детского скелета приводят к его деформации и таким заболеваниям, как сколиоз, патологический кифоз, патологический лордоз, плоскостопие и др.

Распространенность нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата
среди учащихся первых и средних классов (по результатам осмотра, в %)

Вид нарушений 1-е классы
n = 176
5-6-е классы
n = 161
7-8-е классы
n = 168

Асимметричное расположение лопаток

59,1

54,0

62,5

Отсутствие горизонтального положения плечевого и тазового пояса

54,0

31,7

53,0

Крыловидные лопатки

30,7

31,0

18,5

Скручивание туловища вокруг вертикальной оси

19,3

34,8

26,8

Нарушения осанки

35,2

50,3

48,8

Уплощенная стопа

44,3

33,5

35,1

Остаточные явления рахита

55,1

53,4

54,8

Сколиоз

8,5

14,3

20,2

Плоскостопие

34,1

44,1

48,2

Кроме того, функциональные нарушения ОДА создают условия для развития заболеваний многих внутренних органов и систем. Так, например, у детей и подростков с сутулой осанкой снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При такой осанке также нарушается нормальная деятельность органов брюшной полости (пищеварение, выделение, репродукция).
Снижение опорной функции позвоночника и стоп, в связи с их деформациями способствует постоянным микротравмам сосудов головного мозга во время движений (ходьба, бег, прыжки), что отрицательно влияет на нервно-психическую деятельность, сопровождается быстрым утомлением, частыми головными болями и эмоциональной лабильностью.
Рост патологических состояний ОДА выходит за рамки только медицинской проблемы и приобретает социальную значимость.
Заболевания опорно-двигательного аппарата часто становятся причиной ограничения в выборе профессии, для службы в армии; негативно сказываются на репродуктивном здоровье, ведут к инвалидности в социально активном возрасте, доставляют физические и психологические страдания.
Поскольку наиболее существенные нарушения происходят на этапе школьного обучения, то сохранение и укрепление ОДА школьников является актуальной задачей общеобразовательной школы.
Анкетирование учащихся средних классов (5–8-е) общеобразовательных школ ЮЗАО г. Москвы показало, что 80% опрошенных не смогли дать правильное определение осанки. Ни один из опрошенных не назвал все признаки неправильной осанки. Выделили лишь сгорбленную спину, сведенные плечи, опущенную голову, шаркающую походку, согнутые в коленях ноги (см. рис.).

Статья подготовлена при поддержке ООО "Компания С.А.И.". Если вы решили открыть бизнес по продаже обуви, то оптимальным поставщиком станет ООО "Компания С.А.И.". На сайте, расположенном по адресу «www.Saicom.Ru», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать обувь оптом, по выгодным ценам. В ООО "Компания С.А.И." работают только высококвалифицированные специалисты, которые смогут в кратчайшие сроки оформить ваш заказ.


Знание факторов, влияющих на формирование осанки, оказалось таким: почти все школьники отметили ношение тяжестей в одной руке и посадку за учебным столом, меньшее количество ребят – занятия физкультурой и спортом и походку, почти половина опрошенных – положение тела во время сна, питание – около 20%. Треть респондентов не знали о влиянии осанки на положение внутренних органов.
Недостаточно знали дети и о факторах, влияющих на формирование стоп. Многие назвали правильно подобранную обувь. Следующие позиции занимают: гимнастика для ног, правильная походка и питание. На этот вопрос не смогли ответить около 10% учащихся, а 14% ответили неправильно. Из числа опрошенных не оказалось лиц, указавших все факторы, способствующие правильному развитию стоп.
15–20% опрошенных считали, что можно принимать самостоятельные меры (без консультации врача) при заболеваниях ОДА и нарушениях осанки. 6% мальчиков считали возможным не выполнять рекомендации врача. Затруднились в выборе поведения в предлагаемых ситуациях 12% школьников, что можно также трактовать как незнание.
Анкетирование свидетельствует: подростки не знают о профилактике заболеваний ОДА, у большинства отсутствует поведение, направленное на правильное формирование ОДА.
На протяжении 6 лет (2001–2006 гг.) в общеобразовательной школе № 539 ЮЗАО г. Москвы в качестве эксперимента осуществляется Комплексная программа «Здоровье в общеобразовательной школе».* Целью программы является формирование здоровья учащихся общеобразовательных школ в условиях учебного процесса.
Для обучения школьников используется учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), которая в 5–11-х классах ведется по авторской программе. Блок, посвященный формированию ЗОЖ в этой программе, существенно расширен.**
На уроках ОБЖ используются специально разработанные уроки здоровья. Уроки рассчитаны на 5 учебных часов и включают темы: «Формирование правильной осанки» (2 часа), «Формирование правильной посадки за учебным столом» (1 час), «Формирование правильной походки» (2 часа). Каждый урок содержит цель, задачи, предоставляет необходимый объем знаний и навыков, методику, контрольные вопросы, тесты для проверки знаний, задания на дом. На занятиях по ОБЖ учащихся знакомят со строением скелета человека, возрастными особенностями костно-мышечной системы ребенка и подростка, эндо- и экзогенными факторами, влияющими на нее, демонстрируют и обучают тому, как следует правильно стоять, ходить, сидеть. Кроме того, уроки здоровья способствуют коррекции неправильно сформированных навыков непосредственно в процессе занятий.
Уроки здоровья, проводимые в рамках предмета ОБЖ, логично встраиваются в сетку школьного расписания, не требуют дополнительного времени, не увеличивают нагрузку на педагогический коллектив и, что особенно важно, на учащихся. Внедрение уроков здоровья по профилактике нарушений и заболеваний ОДА в программу по ОБЖ позволило существенно повысить уровень информированности школьников.
Для обучения здоровью вне рамок учебного процесса в школе работает университет здоровья. Для учителей и родителей организованы лекторий по профилактике нарушений и заболеваний ОДА, а также индивидуальные консультации родителей по результатам медицинских осмотров состояния ОДА их детей.
Разработка учебного плана, подготовка и чтение лекций, учебно-методический и научно-популярный материал для слушателей (брошюры, буклеты, памятки и др.), а также консультации родителей осуществляются научными сотрудниками лаборатории формирования здоровья детей и молодежи НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова. Учебный план и тематика лекций одобрены и согласованы с администрацией и коллективом школьного комплекса.

* Авторы программы – сотрудники НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова: профессор А.В. Ляхович, ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук А.И. Маркова, старший научный сотрудник Л.М. Медведь.
** Авторы программы – сотрудники лаборатории формирования здоровья детей и молодежи НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова. Программа утверждена научно-методическим Советом по основам безопасности жизнедеятельности Департамента образования города Москвы.

 

Примерный план лекций для учителей и родителей по теме «Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у школьников»

Современная эпидемиологическая ситуация патологических состояний ОДА среди детей и подростков и ее медико-социальная значимость.
— Понятие о скелете человека. Форма, строение скелета (позвоночник, грудная клетка, кости таза, конечности, кисть, стопа), его функции. Возрастные особенности ОДА ребенка и подростка.
Факторы, влияющие на формирование ОДА.
Осанка. Понятие и определение осанки. Физиологические механизмы формирования осанки. Признаки правильной осанки. Контроль и самоконтроль за правильной осанкой. Значение правильной осанки для нормального формирования ОДА, работы внутренних органов и гармоничного развития всего организма.
Основные факторы, влияющие на формирование правильной осанки: правильная посадка за учебным столом, правильная походка, правильное положение во время сна.
Посадка за учебным столом. Понятие и определение посадки. Признаки правильной посадки. Контроль и самоконтроль за правильной посадкой. Подбор учебной мебели в соответствии с ростом школьника. Расположение рабочей поверхности (книги, тетради) к источнику света. Признаки и виды неправильной посадки.
Походка. Понятие и определение походки. Признаки правильной походки. Контроль и самоконтроль за правильной походкой. Значение правильно подобранной обуви для правильной походки (размер, назначение, сезон, форма и размер каблуков). Пешие прогулки. Признаки и виды неправильной походки.
Положение во время сна. Признаки правильного положения во время сна и условия, его обеспечивающие. Требования к мебели для сна (кровать, диван) и постельным принадлежностям (подушка, матрас). Признаки неправильного положения во время сна.
Физическая культура, двигательная активность и спорт.
Утренняя зарядка и ее значение. Физические упражнения общеукрепляющие и корригирующие. Современные тренажеры для формирования правильной осанки. Подвижные и спортивные игры. Значение и правильное выполнение физкультминуток. Правильный выбор вида спорта. Способности и консультации врача. Значение систематических занятий в спортивных секциях.
Одежда и обувь.
Значение правильно подобранной одежды и обуви (по размеру, по назначению, по сезону). Форма и размер каблуков для детей разного возраста.
Наиболее распространенные функциональные нарушения ОДА в детском и подростковом возрасте.
Неправильная осанка. Виды и признаки неправильной осанки: сутулая, выпрямленная, лордическая, кифотическая, сколиотическая. Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки: неправильная посадка за учебным столом, неправильная походка, неправильное положение во время сна; ношение тяжестей в одной руке или в спортивной сумке на одном плече; ношение одежды и обуви не по размеру, не по назначению и не по сезону.
Уплощенная стопа. Признаки и причины уплощенной стопы. Вред ношения обуви без каблуков и на слишком высоких каблуках. Недостаточная или чрезмерная нагрузка на ноги.
Остаточные явления рахита. Признаки, виды и последствия остаточных явлений рахита у школьников. Деформации грудной клетки и Х- и О-образные деформации ног как следствие недостатка в организме кальция и витамина D. Профилактика. Необходимое время пребывания на солнце, рациональное и специальное питание.
Функциональные нарушения ОДА как факторы риска его заболеваний.
Наиболее распространенные заболевания ОДА среди школьников: патологический лордоз, патологический кифоз, сколиоз, кифосколиоз, плоскостопие. Необходимость своевременных выявлений нарушений ОДА. Значение профилактических медицинских осмотров. Обязательное выполнение рекомендаций врача.
Избыточная и недостаточная масса тела как фактор риска функциональных нарушений и заболеваний ОДА. Необходимость контроля над массой тела школьника.

Анастасия Коломенская ;
Наталия Мирская ;
Римма Росомаха