Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2007

Из первых рук

Обед в школьной столовой

Новые продукты и технологии, успехи и проблемы системы школьного питания обсуждали участники научно-практической конференции «Питание детей и подростков в организованных коллективах». Конференция прошла в рамках международного форума по оптимальному детскому и школьному питанию

Критерии выбора

О продукции, поставляемой в московские школьные столовые, рассказал представитель Роспотребнадзора столицы Андрей Мосов. Главными критериями при выборе продуктов являются их пищевая ценность и, конечно, стоимость. Особые требования предъявляются к качеству: состав блюд не может представлять эпидемиологическую опасность и должен соответствовать принципам щадящего питания. Пища должна быть приготовлена без специй, без обжаривания и пассировки, без использования консервантов и красителей. Допускаются только натуральные красители: Е101 (рибофлавин), 140 (хлорофилл), 160 (каротины), 162 (красный свекольный), 163 (антоцианы – экстракты из кожицы винограда и черной смородины).
При приготовлении школьных завтраков и обедов используются более 2000 наименований продуктов (в том числе половина – полуфабрикаты). Но только 200 продуктов имеют повышенную пищевую и биологическую ценность, содержат витамины и микроэлементы. Обогащенные продукты – это прежде всего 2 сорта зернового и 35 сортов мучного (пшеничного и ржано-пшеничного с содержанием ржаной муки до 70%) хлеба. К сожалению, весь этот хлеб печется из муки тонкого помола.
Из 133 наименований молочных продуктов и творожных изделий только 16 обогащены микронутриентами и обладают пробиотическими свойствами. Предприятия пищевой промышленности не стремятся выпускать продукцию целевого назначения, созданную для детей по специальной рецептуре.
Все кондитерские изделия, которые продаются в школах, должны быть насыщены нужными добавками. Ведь, съев обычную высококалорийную шоколадку или кекс, ребенок утолит чувство голода, но полезных веществ не получит.
По словам Любови Машинистовой, главного специалиста Департамента образования столицы, 76% из 1,5 млн московских школьников питаются в школьных столовых. Примерное меню, разработанное Институтом питания РАМН, периодически обновляется.
Бесплатные горячие завтраки получают все ученики начальных классов. А бесплатным 2-разовым питанием обеспечены дети из малоимущих и многодетных семей, учащиеся школ здоровья и полного дня, спортивных классов и школ и т.д. (всего 600 тыс. детей). Горячие блюда ребята могут и покупать, а также воду, соки, пакетированное молоко и другие разрешенные для детских заведений продукты в буфетах и торговых автоматах. В каждой московской школе создана общественно-административная комиссия по контролю качества питания. В нее входят не только педагоги и администрация, но и ученики, родители, представители районной управы, попечительского совета. Ежедневно в школьных пищеблоках проверяются качество сырья, закладка, соблюдение технологии, выход готовых блюд.

Оплата по карте

Оплачивать еду в школьных столовых ребята скоро будут с помощью пластиковых карточек. По распоряжению мэра столицы Ю.Лужкова всем ученикам общеобразовательных учреждений Москвы будет выдана электронная «Карта учащегося». Она будет содержать медицинскую информацию о владельце, его фотографию, домашний адрес и телефон родителей.
Возможности карты разнообразны: это и льготный проезд в метрополитене и наземном общественном транспорте, и посещение библиотек, и выход в Интернет, и обслуживание в школьных столовых. С помощью карты можно будет эффективнее контролировать адресную социальную помощь, средства на школьное питание, выделяемые из городского бюджета. Родители смогут через банк переводить деньги на счет ребенка для оплаты обедов в школьной столовой или «перекуса» в буфете; резервировать определенные суммы, предназначенные для питания и затем контролировать, что ел ребенок. «Электронные деньги» нельзя будет потратить на другие цели, купить на них алкоголь или табачные изделия.
Это нововведение полезно и с точки зрения сглаживания социального неравенства – не так заметно наличие или отсутствие денег в детском кошельке.
Кроме того, карточка будет регистрировать время, когда ребенок пришел в школу или вышел из нее, обеспечит доступ родителей к «электронному школьному дневнику», поможет организовать внешкольные мероприятия (экскурсии, посещение музеев, театров и концертов).
Такой карточкой уже пользуются ребята в 38 школах. Но до полного обеспечения всех школ столицы этой программой еще дале­ко – компьютерное оснащение проекта стоит недешево.

Консервативны дети и чиновники

Разработчики рационального питания детей в организованных коллективах сталкиваются с целым перечнем проблем. Пожалуй, основная загвоздка в том, что введению новых продуктов сопротивляются как чиновники высокого уровня, так и сами школьники. Недостаточно создать полезный и вкусный продукт, нужно еще добиться того, чтобы ребенок его съел.
Гастроэнтерологи, диетологи (РГМУ) и психологи Московского городского психолого-педагогического университета изучают вкусовые предпочтения школьников, переносимость и психологическое восприятие новых видов пищевых продуктов. С некоторыми результатами исследования участников конференции познакомил доктор медицинских наук Владимир Касаткин. Вкусовые предпочтения ребят определялись с помощью анкетирования родителей.
Для чистоты эксперимента оценивали два совершенно новых продукта – буйволиное и козье молоко. Родители прежде всего обращали внимание на содержание консервантов (82% родителей), вкус, внешний вид и запах (78% опрошенных) молока. На их восприятие большое влияние оказывали также семейные традиции питания, объем и красочность упаковки, реклама. Если специалисты объяснят всю полезность экзотического буйволиного или не очень любимого козьего молока, создадут образ деликатесных продуктов, то и отношение к ним изменится. В общем, технологии для создания благосклонного восприятия новых, обогащенных полезными компонентами продуктов существуют.

Таисия Голосова