Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2007

Из первых рук

Педагогические ресурсы

Сохранение здоровья детей за время обучения в школе – одно из основных направлений эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который с 2001 г. осуществляет Министерство образования и науки РФ. Поэтому на протяжении всего эксперимента ведется мониторинг состояния здоровья школьников

Физиологический, психологический, социальный, нравственный аспекты здоровья необходимо рассматривать с педагогических позиций. Здоровый человек с точки зрения современного педагога – это тот, кто: эффективно справляется со стрессами и умеет предупреждать и разрешать конфликты; принимает ответственные решения; находит свою социокультурную нишу; мобилен на меняющемся рынке труда; не просто приспосабливается к внешним условиям, но осмысленно их перестраивает, тем самым улучшая общественное здоровье. Понятие «здоровье» в педагогике связывается с успешностью человека в современном мире, его участием в улучшении жизни, с активной гражданской позицией.
В таком понимании здоровье школьников требует не столько сбережения, сколько целена­правленного развития и саморазвития.
Осмысление здоровья как педагогической категории ориентирует учителей на признание активной роли учащегося в укреплении собственного здоровья, а значит, на выявление и создание в образовательной системе педагогических условий, способствующих этому.
Экспериментальная работа показывает: носители содержания школьного образования (стандарты, базисный учебный план, учебники, программы) должны быть сконструированы таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечивать вариативность содержания образования, предоставлять возможность каждому учащемуся строить индивидуальную образовательную программу, соответствующую его способностям и склонностям. Для этого в стандарте должна быть минимизирована обязательная часть. Следовательно, двухуровневые стандарты в старшей школе, увеличение вариативной части и выделение учебного времени для профильного обучения – механизмы, способствующие укреплению здоровья школьников. В программах вариативной части содержание рекомендуется структурировать в небольшие целостные модули, из которых учащийся сможет осмысленно выбирать «свои», конструируя таким образом свой образовательный маршрут. Для этого содержание модулей должно быть доступным и личностно значимым для учащихся.
Это направление модернизации российского образования пока «западает». При повышении квалификации педагогов следует предусмотреть освоение учителями способов включения неадаптированной информации в образовательный процесс. Необходимы межпредметная и внутрипредметная интеграция учебного содержания, а также интеграция учебного и неучебного содержания, позволяющая организовывать проектную, исследовательскую деятельность школьников. Образовательный стандарт должен в меньшей степени представлять собой отбор информации, предназначенной к усвоению, а в большей – виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся.

Укрепление здоровья школьников как задача использования современных педагогических технологий заставляет пересматривать взаимодей­ствие между всеми элементами образовательного процесса. Во-первых, в здоровьесберегающие технологии должно быть заложено изменение позиции педагога по отношению к ученику. Содействует укреплению здоровья школьника гуманистическая позиция учителя-партнера. Авторитарная позиция учителя-начальника, напротив, препятствует становлению здоровой личности. В основе здоровьесберегающих педагогических технологий должно лежать не подчинение, а совместная деятельность. В системе управления образованием необходимо менять формы и характер взаимодействия управленцев с педагогами: стимулировать инициативу, развивать партнерство, конкурсные формы поддержки инноваций, содействовать расширению и обогащению горизонтальных связей.
Сегодня педагог должен выступать не источником информации, а организатором взаимодействия ученика с нею. Обучая учителей новым педагогическим технологиям, следует обратить их внимание на изменение роли учителя. В аспекте взаимодействия «ученик – информация» содействующим укреплению здоровья признается интегративно-исследовательский подход. Успешно реализовать его позволяет метод проектов, когда ученик конструирует субъективную научную картину мира, определяет и аргументирует собственное отношение к информации. Примером удачного использования интегративно-исследовательских технологий служат образовательные походы экспериментальных школ Нестеровского района, система экологического образования школы поселка Рыбачий Зеленоградского района Калининградской области.
Немаловажным здоровьесберегающим условием выступает мотивационное сопровождение учебной деятельности: привлекательность для учащегося как результата обучения, так и самого образовательного процесса.
Следует шире применять те педагогические технологии, которые опираются на учебное сотрудничество, обогащают взаимодействие «ученик – ученик», предусматривают кооперацию в обучении, так как они развивают умение работать в команде, учат распределять задачи и ответ­ственность и благодаря этому достигать успеха.
Существенным здоровьесберегающим критерием является обеспечение комфортности занятий: учащимся должна быть предоставлена возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно пользоваться источниками информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок, удобно располагаться и перемещаться в образовательном пространстве.
Дополнительный здоровьесберегающий ресурс содержится и в организации образовательного пространства. Образовательное пространство может позитивно влиять на здоровье, если его устройство учитывает возрастные особенности учащихся, стимулирует учителя к использованию современных педагогических технологий, расширению классно-урочной системы. В начальной школе это: гибкое расписание занятий, учитывающее двигательные потребности детей, выделение игровых зон и зон отдыха. Подростковая школа нуждается в помещениях для групповой и исследовательской деятельности, лабораториях и мастерских. Образовательное пространство подростковой школы должно поощрять познавательную деятельность учащихся. Образовательное пространство для старшеклассников – это возможность создавать профильные группы (внутриклассные, межклассные, межпараллельные, межшкольные), а также посещать занятия по выбору, слушать лекции. В старшей школе необходимы учебные помещения для индивидуальной работы с информацией при помощи компьютера и Интернета, а также кабинеты для использования медиатехнологий.
Реализации перечисленных требований будут способствовать сетевое взаимодействие между близко расположенными школами, создание школ-ступеней, образовательных консорциумов и комплексов. Например, интересен опыт создания здоровьесберегающих условий при пространственном разделении младшей и старшей школы в г. Полесске Калининградской области; опыт ряда школ Калининградской области по организации обучения первоклассников в детских садах; используемый в ряде школ Калининградской области триместровый учебный режим, который позволяет оптимизировать учебные нагрузки учащихся.

Важнейшим педагогическим фактором здоровьесбережения является модернизация системы оценивания: традиционная отметка зачастую травмирует психику школьника и препятствует его личностному развитию. Так как «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся» (ст. 15 Федерального закона «об образовании»), реализация этого фактора полностью находится в руках педагогических коллективов и дирекции школ.
Мы рекомендуем не устанавливать какую-либо жесткую оценочную шкалу, одинаковую для всех форм учебной работы, а сделать систему оценивания гибкой, чувствительной к успехам учащегося, фиксирующей и накапливающей его достижения. В частности, система оценивания, заложенная в процедуре единого госэкзамена, в большей степени отвечает этим требованиям, чем традиционная. Оценивать надо таким образом, чтобы оценке учителя предшествовала самооценка учащегося, надо делегировать самому ученику, насколько это возможно, право выбора форм и методов оценивания.
Большим подспорьем для здоровьесберегающего оценивания в начальной школе стало письмо Минобразования России о безотметочном обучении в младших классах. Подобные научно-методические рекомендации об организации оценивания остро необходимы также и в средней, и в старшей школе. Наиболее показательны в этом плане опыт педагогического коллектива лицея № 18 г. Калининграда, а также наработки школ по созданию «портфеля учебных достижений».
Особого внимания руководителей образовательных систем требует организация преподавания физической культуры. Механическое увеличение часов на этот предмет не ведет к укреплению здо­ровья школьников. Необходим пересмотр основ его преподавания, в первую очередь изменение содержания: переход от единых нормативов к выбору учащимися форм и содержания занятий по этому предмету через организацию секций. Подобный опыт имеется в ряде школ Калининградской области, в частности, в лицее № 23 г. Калининграда, в гимназии № 6 г. Гусева.
В основе содержания физкультурного образования должно быть обеспечение каждому школьнику оптимальной двигательной активности, сопряженной с положительными эмоциями, поддержка желания регулярно получать двигательную нагрузку.
Мониторинг эксперимента показывает, что необходимо организовать лечебную физкультуру для части учащихся согласно медицинским показаниям. Всероссийская диспансеризация и мониторинг состояния здоровья школьников показали, что большинство детей имеют вторую и третью группы здоровья. В начальной школе № 2 г. Зеленоградска Калининградской области все учащиеся занимаются лечебной физкультурой под руководством специалистов.

Изменение подхода к преподаванию физкультуры требует особой системы оценивания: основные задачи оценки при занятиях физкультурой – во-первых, поддерживать интерес ребенка и желание заниматься; во-вторых, отмечать динамику физического состояния ученика, фиксировать и поощрять его достижения, связанные с регулярностью и систематичностью занятий. К этому призывает письмо Министерства образования, рекомендующее организовывать безотметочное обучение по физкультуре, музыке, изобразительному искусству.
Физкультурное образование тогда станет фактором укрепления здоровья школьников, когда будет представлять собой целостную систему, пронизывающую весь уклад школьной жизни. В этом направлении ведут серьезную работу педагогические коллективы школ пос. Крылово Правдинского района, пос. Борское Гвардейского района.
Сегодня особенно остро стоит проблема удовлетворения образовательных потребностей учеников с ограниченными возможностями, в том числе тех, кто нуждается в коррекционном обучении. Детей, нуждающихся в коррекции, в общеобразовательных школах все больше, а педагоги не имеют достаточной квалификации для организации разноуровневого образовательного процесса, отсутствует медико-психологическое сопровождение, нет соответствующих учебников и методических рекомендаций, помогающих организовать образовательный процесс в условиях интегрированного образования. Решению этой проблемы следует уделить специальное внимание. Для младших школьников важно создать ситуацию успеха, учитывать их индивидуальные особенности и возможности, построить им индивидуальные образовательные маршруты, определить оптимальный учебный режим. Для подростков с их ранимой психикой и трудностями физиологического созревания особенно важен охранный режим обучения, нужны разноуровневые рабочие зоны. Для этого возраста хороши групповые формы учебной деятельности. Старшеклассники нуждаются в социально-психологическом сопровождении.

Большой потенциал укрепления здоровья школьников заложен в воспитательной работе. Необходимо предоставлять учащимся широкое поле разнообразных форм деятельности, возможностей проявить себя и быть востребованным другими людьми. Надо создать целостный учебно-воспитательный процесс в школе и за ее пределами, постоянно взаимодействовать с родителями, усилить внимание к духовно-нравственному воспитанию молодежи. Уже есть опыт обогащения учебно-воспитательного пространства школы: созданы школы-спутники – учреждения дополнительного образования – как структурные подразделения общеобразовательных школ. Подобный опыт целенаправленно развивается в экспериментальных школах Калининградской области: в школе № 10 и лицее № 18 г. Калининграда, гимназии № 2 г. Гурьевска. Школа и студии, секции, кружки дополнительного образования при таком партнерстве оказываются во взаимной выгоде; партнерство позволяет реанимировать и существенно развить систему дополнительного образования.
Органам управления образованием следует нормативно поддержать создание на базе общеобразовательных учреждений культурно-образовательных комплексов, включающих наряду с другими направлениями дополнительное образование.

Г. Гончар ;
М. Короткевич