Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2007

Вне урока

Лечебная езда

Лошади много тысяч лет живут рядом с человеком. Подтверждением этого являются древние рисунки на скалах. Лошади были нужны человеку для турниров, охоты, войн, как транспортное средство. Но, оказывается, лошади еще и лечат

Природные лекари

Животные (пчелы, дельфины, пиявки, морские зайцы, лошади, лягушки, змеи, волнистые попугайчики, хомяки, серые тюлени, кошки, собаки, карликовые кролики, аквариумные рыбки) обладают особым лечебным воздействием на человека. Этот эффект был известен еще в древности.
Анималотерапия – система лечения человека, когда наряду с лекарствами больному предписано общение с животными (лат. аnimal – животное). Каждый вид животных лечит свои болезни.

Разновидность анималотерапии – лечебная верховая езда (ЛВЕ). Другие названия: райттерапия (англ. ride – «верхом») и иппотерапия (греч. hippos – лошадь). Последний термин употребляется чаще.
Из беседы с руководителем общественной организации «Кентавр» И.И. Бурмистровой (г. Петрозаводск) мы узнали, что иппотерапия – это форма лечебной физкультуры, где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, сам процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.
Античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом на лошади. Особенно он рекомендовал прогулки верхом меланхоликам, поскольку они освобождают от темных мыслей и вызывают мысли «веселые и ясные».
Просветитель Д.Дидро (XVIII век) в труде «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» указывал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С ее помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются».
В современной Европе иппотерапия стала развиваться в последние 30–40 лет. Первые попытки применить верховую езду и физические упражнения на лошади для лечения инвалидов были предприняты в Германии, странах Скандинавии, а затем в Велико­британии, Канаде, Швейцарии, Польше и Франции. Сейчас, например, в Великобритании работают около 700 групп иппотерапии, а в США – более 1000.
В России лечение верховой ездой начали применять в 1991 г., открыв на территории Московского ипподрома детский экологический центр «Живая нить».
В настоящее время в 45 странах мира, включая Россию, действуют центры иппотерапии – самостоятельные или при клубах верховой езды, где выделяют небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами.

Анималотерапия в лечении болезней

Вид животного

Болезнь

Кошки

Сердечно-сосудистые заболевания, суставные и головные боли, остеохондроз,
депрессии, внутренние воспалительные заболевания

Собаки

Ишемическая болезнь сердца, осложнения после инсульта, атеросклероз,
избыточный вес

Грызуны

Неврозы, болезни суставов

Попугаи

Мигрени, нейродермиты, заикание, боли в сердце

Рыбки

Простуды, неврозы, бессонница, нейродермиты, псориаз

Лошади

ДЦП, аутизм, синдром Дауна, душевные болезни, сколиоз

Дельфины

ДЦП, нарушения слуха и речи, поражения центральной нервной системы

 

Как объяснить эффект

Существуют два подхода к объяснению лечебного эффекта верховой езды: физиологический и психосоциальный.
Физиологический. Температура тела лошади на полтора градуса выше температуры тела человека. Мышцы спины идущей лошади разогреваются и своим движением массируют мышцы ног всадника, усиливая в них кровоток. Улучшение кровотока в ногах улучшает и кровоснабжение мозга.
Для обездвиженного больного важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом (тело запоминает полученный опыт). Это подтверждается экспериментом, проведенным в 70-х годах французскими учеными: если больного ребенка посадить на лошадь и пластырем отметить на его теле несколько контрольных точек, будет видно, что траектория, которую они описывают, идентична траектории нормальной ходьбы.
У него работают практически все группы мышц (даже те, которые в обычной жизни инвалида бездействуют).
Лошадь при движении шагом передает человеку от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. Больной сидит верхом, а его тело, шея — весь организм работают так, словно он идет сам.
Необходимость сохранить равновесие на движущейся лошади заставляет всадника координировать работу мышц спины, туловища, шеи, конечностей.
Психосоциальный. У большинства детей-инвалидов нарушено ощущение пространства, своего тела, затруднено осознание себя как личности. Чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.
Лошадь чутко реагирует на любое движение на­ездника, она дает возможность даже тяжело больному ребенку сразу почувствовать результат того, что он сделал. Захотел повернуть – и она подчинилась! Натянул повод – остановилась! Опыт собственной успешности накапливается, и его можно уже переносить в другие сферы.

Занятие

Наблюдение и беседа с руководителем общественной организации «Кентавр» И.И. Бурмистровой позволяют описать занятие по иппотерапии. Оно предполагает наличие пациента, лошади, инструктора и коновода.
Пациентом является больной ребенок. Для каждого ребенка разрабатывается своя программа лечения. Например: слепому ребенку не нужно развивать ноги, а нужно влиять на его настроение, психику, социальную адаптацию. Для ребенка, у которого парализованы ноги (ДЦП), лошадь будет «продолжением» его ног. Такой ребенок при ее помощи становится самостоятельным, он может «идти».
Лошадь должна быть взрослой, между 5–6 и 13–14 годами; лучше непородистой (не участвовавшей в скачках или бегах); с покладистым характером; спокойной; выносливой; иметь большой опыт общения с людьми; не бояться щекотки (спокойно реагировать на прикосновение к ушам, хвосту, пояснице); не слишком высокой (для удобства работы).
Инструктор должен иметь медицинское образование. Он полностью отвечает за всадника (больного ребенка).
Коновод отвечает за здоровье и тренированность лошади. Он ведет лошадь во время занятия и помогает инструктору.

Заниматься иппотерапией можно:
1) летом – на обычном плацу на открытом воздухе (размер не меньше 60х40 м), огороженном забором; грунт должен быть мягким, ровным, хорошо впитывающим воду;
2) зимой – в специальном крытом манеже.

Занятие по иппотерапии имеет четкую структуру:
1-й этап. Подготовка (приветствие; подготовка ребенка и лошади к занятию).
2-й этап. Установление контакта с лошадью.
3-й этап. Настрой (упражнение на расслабление – выбирает пациент).
4-й этап. Основной (упражнения на сосредоточение, двигательный контроль).
5-й этап. Творческий (выполнение любых упражнений, придумывание своих).

Только один пример

В литературе описано много случаев, когда больному помогла иппотерапия. Приведем один из них.
Однажды в центр привезли 15-летнего мальчика в коляске. Родители боролись за него как могли: делали операции, лечили... Но ходить он все равно не мог, даже не пытался, потому что это трудно. Интереса к жизни не проявлял никакого, а верховая езда казалась не имеющей к нему отношения.
Его посадили в седло. Два человека помогали удерживаться верхом. Мальчик ощутил себя совершенно в новом качестве: в его сознание было прочно впечатано «я не могу» – и вдруг динамичное движение, победа над собственным телом и управление сильным животным!
Эти переживания были столь сильными, что мальчик не захотел возвращаться в коляску и пошел с помощью двух палок после первого же занятия. Ходить было невероятно тяжело, но и вернуться в прежнее состояние невозможно... Постоянные занятия лечебной верховой ездой и полный отказ от коляски позволили ему научиться ходить без костылей и палки.

Трудности

В Петрозаводске много больных детей (инвалидов), которым могла бы помочь иппотерапия. А центров, оказывающих такую помощь, мало. Например, в об­щественной организации «Кентавр» работают несколько волонтеров-коноводов и один инструктор.
Развитие иппотерапии в Петрозаводске сдерживается нехваткой материально-технических средств:
– Для содержания лошадей требуются: корм, уход и помещение.
– Поскольку нет крытого манежа, детям приходится заниматься в более теплой одежде – и лечебный эффект ослабляется.
– Центр расположен на окраине города, нет специального транспорта, поэтому инвалидам трудно добираться до него.
Ситуацию надо менять.

Литература по теме
1. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002.
2. Уотсон М.Г., Лайон Р., Монтгомери С. Лошади / Пер. с нем. – М.: Профиздат, 2001.

Ирина Комарова ;
Юлия Комарова