Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2007

Учительская

Школа для директоров

Почти все учителя понимают, что учить детей надо так, чтобы те не растеряли здоровье за годы, проведенные в школе. Но очень многие не представляют, как это можно сделать. На наш взгляд, один из способов решить эту проблему – подготовить руководителей школ в системе повышения квалификации к проектированию здоровье­сберегающего образовательного процесса

Анкетирование директоров и заместителей директоров общеобразовательных учреждений Белгородской области (256 человек со стажем управленческой работы от 1 года до 20 лет) позволило выявить, что наибольшие затруднения вызывают:
– анализ состояния здоровьесберегающей деятельности – 22% слушателей;
– организация мониторинга состояния здо­ровья школьников – 35%;
– валеологический анализ используемых учебных программ – 74%;
– планирование учебно-воспитательной работы с соблюдением санитарно-гигиенических требований в условиях интенсификации учебного процесса – 69%;
– организация перемен между уроками, способствующих оптимальному двигательному режиму, – 80%;
– организация работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей – 47%;
– организация здоровьеориентированных мероприятий для педагогических работников – 68%;
– разработка новых авторских программ, методик, содействующих укреплению здоровья школьников, – 92%.

Руководителям школ было предложено оценить свои знания и умения, касающиеся проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса, в том числе:
знание ключевых понятий «здоровье», «здоровьесберегающий образовательный процесс», «здоровьесберегающая педагогика», «проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса»; факторов снижения здоровья учащихся в процессе обучения; здоровьесберегающих технологий обучения; критериев и способов эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности учителя; требований к организации здоровьесберегающего образовательного процесса; этапов, алгоритмов проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса;
умение формулировать цели и задачи здоровьесберегающего образовательного процесса; анализировать состояние здоровьесберегающего образовательного процесса; отбирать содержание, технологии обучения, содействующие сохранению здоровья учащихся; прогнозировать результаты внедрения проекта; соотнести результат с целями проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса; оценить эффективность реализации проекта здоровьесберегающего образовательного процесса; разработать конкретную модель здоровьесберегающего образовательного процесса в школе; прогнозировать побочные эффекты от внедрения проекта и разрабатывать способы их профилактики; удерживать рефлексивную позицию и вносить необходимые коррективы в проект; разрабатывать программы мониторинга влияния образовательного процесса на здоровье учащихся и учителей; обеспечивать мотивацию участников здоровьесберегающего образовательного процесса.
Наибольшие затруднения при проектировании здоровьесберегающего образовательного процесса вызвали следующие вопросы:
– знание критериев и способов эффективной здоровьесберегающей деятельности учителя;
– знание этапов, алгоритмов проектирования;
– умение разработать конкретную модель здоровьесберегающего образовательного процесса;
– умение разработать программу мониторинга влияния образовательного процесса на здоровье учащихся;
– умение удерживать рефлексивную позицию и вносить коррективы в проект.
Затруднения, возникающие в процессе проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса, руководители школ связывают:
– с недостатком знаний о проектировании (41%);
– с недостаточной научно-методической помощью (44%);
– с недостатком времени и сил (34%);
– с отсутствием методической литературы (28%);
– а также с перегрузкой учебного плана предметами.
Менее 1% опрошенных отметили отсутствие ориентации педагогов на сохранение здоровья учащихся, что позволяет сделать вывод об осознании педагогами приоритета сохранения здоровья учащихся в процессе обучения.
Эта информация послужила основанием для определения целей и содержания курсовой подготовки руководителей школ в системе повышения квалификации к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса. Полученные результаты позволили, во-первых, констатировать низкий уровень умения проектировать здоровьесберегающий образовательный процесс; во-вторых, выявить потребности руководителей школ в конкретных проектировочных знаниях и умениях; в-третьих, осознать невозможность реализовать обозначенные потребности в существующей структуре подготовки руководителей школ на курсах повышения квалификации в БелРИПКППС и необходимость разработать новую программу для руководителей школ по подготовке к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса; в-четвертых, убедиться в том, что именно руководитель образовательного учреждения является тем специалистом, который определяет мотивацию педагогического коллектива на реализацию здоровьесберегающих технологий в школе.

Цель разработанной нами программы – содействовать освоению у слушателями теоретико-методологической базы проектирования здо­ровьесберегающего образовательного процесса в школе. Подготовка руководителей школ в системе повышения квалификации рассматривается нами как взаимодействие целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов, наполнение которых определяется спецификой осваиваемого слушателями вида профессиональной педагогической деятельности.

Содержание программы подготовки руководителей школ к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса направлено на осознание руководителями школ ценности здоровьесберегающей профессиональной педагогической деятельности, формирование цело­стного представления о здоровьесберегающем образовательном процессе и овладе­ние опытом проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса.
Проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса аккумулирует множество умений (прогностических, проектировочных, конструктивных, аналитико-диагностических, рефлексивных), необходимых руководителю для эффективного решения образовательных задач. Организационно-управленческий аспект проектирования позволяет обеспечить оптимальное распределение обязанностей и ответственности участников процесса.
Мы рассматриваем проектирование как вид деятельности, в котором происходит осмысление будущего образовательного процесса на основе анализа ситуации и выбора оптимального решения, что позволяет комплексно решать проблему сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов. Проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса направлено на решение следующих задач:
– предоставление учащимся базового образования;
– формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
– формирование гармоничных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;
– организация оздоровительной работы, направленной на формирование у школьников мотивации поведенческих навыков здорового образа жизни.
При этом в качестве прогнозируемого результата выступает ученик – человек, здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни.
Реализация цели и задач проекта осуществляется по следующим направлениям:
– учебно-воспитательная работа;
– диагностическая работа;
– профилактическая и коррекционная работа;
– научно-методическая и опытно-экспериментальная работа;
– информационно-просветительская работа;
– координационная работа.
Подготовка слушателей отражает логику проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса (целеполагание, ориентировка, диагностика исходного состояния, рефлексия, прогнозирование, моделирование, реализа­ция проекта, оценка результатов, коррекция). При этом реализуется оптимальная последовательность поэтапной подготовки слушателей, включающая:
– ориентационно-теоретический этап (усвоение ключевых теоретико-методологических положений, подходов к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса);
– деятельностно-практический этап, направленный на усвоение специальных знаний и формирование умений по проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса;
– преобразующий этап (использование полученных знаний в условиях реального образовательного процесса).
Реализация программы предполагает лекционные и семинарские занятия слушателей, самостоятельную работу (разработку проектов), консультации специалистов в течение всего срока обучения, защиту итоговых проектов в конце срока обучения. Реализуемая модель подготовки руководителей школ к проектированию здоровье­сберегающего образовательного процесса позволяет сформировать базовые знания и умение проектировать здоровьесберегающий образовательный процесс. Результатом подготовки слушателей на курсах повышения квалификации является
знание:
– признаков педагогических инновационных проектов, классификации проектов, форм, методов, технологий проектирования;
– основ проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса, понятия концепции проекта;
– порядка разработки проекта здоровьесберегающего образовательного процесса, путей и механизма его реализации;
– способов диагностики и оценки результатов проектов здоровьесберегающего образовательного процесса, оценки эффективности проектной деятельности;
– порядка оформления проектной документации;
– механизмов управления процессами реализации проекта;
умение:
– определять потребность в проекте здоровье­сберегающего образовательного процесса;
– применять теоретические и прикладные методы при разработке проекта, сформулировать гипотезу, цели, задачи проекта здоровьесберегающего образовательного процесса, описать ожидаемые результаты;
– разделить процесс реализации проекта на определенные временные этапы;
– подобрать методики диагностики и контроля хода реализации проекта;
– определить критерии, параметры и показатели оценки достижения результатов проекта;
– подготовить нормативно-правовую и отчетно-информационную документацию;
– разработать модель механизма управления проектом и привести эту модель в действие.

Подготовка руководителей школ к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса ориентирована на решение проблем, устранение которых может дать полезный эффект не только в оздоровлении учащихся и учителей, но и в повышении качества образования.

Е. Богачева