Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2007

Из первых рук

Тренировка для всех

Как известно, лучший метод воспитания – личный пример.
Если учитель не следит за своим здоровьем, не может отказаться
от вредных привычек, то как он будет воспитывать здоровых детей?

В Ивановском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИПКиППК) в 2005 году появилась кафедра здоровьесберегающих технологий в образовании, которая занимается повышением грамотности учителей и мотивации к самооздоровлению.
На семинаре, организованном новой кафедрой, проректор ИПКиППК Елена Иванова рассказала, что по решению ученого совета института во все программы по повышению квалификации введен раздел «Охрана здоровья детей в образовательных учреждениях» (18–24 часа), составленный с учетом рекомендаций медиков и психологов.
В этом году на базе института прошел семинар «Технология охраны здоровья педагогов как способ улучшения здоровья ученика». Были организованы курсы «Психофизическая тренировка» для педагогов, занимающихся физкультурно-оздоровительной работой (144 час.). Занятия на курсах ведет автор методики, заведующая кафедрой доктор медицинских наук Наталья Нежкина (лучший учитель РФ 1999 года в номинации «Физическая культура и психология»). По этому курсу за три года уже обучены 130 педагогов из Ивановской области. А представители 27 регионов России, Белоруссии и Казахстана занимались дистанционно (см. «Здоровье детей» № 17–24/2006).
Кроме того, на кафедре разработана программа по обучению этой методике школьных команд, состоящих из педагогов, психологов, медицинских работников и администрации школ. В проекте сейчас принимают участие шесть команд из Ивановской области.
Первые слушатели просили дать сразу готовые рекомендации, и недоумевали, зачем столько времени посвящать собственному здоровью, но в последствии были очень довольны. Ведь изучая методы проведения психофизической тренировки с детьми, учителя прежде всего, делали упражнения сами.
Команда Луговской средней школы Кинешемского района – первый в области участник проекта. Обучение прошел весь педагогический коллектив школы, а также работники фельдшерско-акушерского пункта и детского сада. «Мы познакомились с самодиагностикой и саморегуляцией, занимались психофизической тренировкой, особенно всем понравился сеанс релаксации, – поделилась впечатлениями замдиректора школы Людмила Поленова. – Психологический климат в коллективе значительно улучшился, да и здоровье тоже. Надеемся на продолжение занятий, запланированных на начало учебного года».
По этой методике занимаются педагоги и учащиеся гимназии № 44 г. Иваново. Гимназия, дважды победитель региональных проектов, является областной экспериментальной площадкой национального проекта «Образование». Это образовательное учреждение недавно посетил Андрей Фурсенко и, понаблюдав за занятиями, пожалел, что не взял с собой спортивный костюм.
Для школьников психофизическая тренировка может быть использована в разных вариантах, и в первую очередь, как третий урок физкультуры. «Десятилетний опыт показал, что у детей значительно улучшились самочувствие, состояние вегетососудистой системы, повысилась физическая и умственная работоспособность. Старшие школьники просят провести эти занятия перед экзаменами», – с удовлетворением отметила Наталья Нежкина.
Учебно-методический комплект, подготовленный сотрудниками кафедры, включает пособие для учителя и для руководителя ОУ, готовится к изданию рабочая тетрадь для ученика.
Кроме учителей физкультуры занятия посещают преподаватели начальной школы, которые имеют право вести физкультуру, социальные педагоги и школьные психологи.
И это не случайно, ведь воспитание грамотного и физически здорового ребенка требует объединения усилий всех специалистов.

Нина Семина