Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2007

Вместе с психологом

Остров дружбы

Тренинг на развитие познавательных процессов
для подростков 11–13 лет

Окончание. Начало в № 12.

Вступительная часть

1. Рассказ ведущего об особенностях раннего подросткового возраста.
2. Правила тренинга.
Ведущий предлагает участникам прочитать правила, записанные на заранее подготовленных карточках, которые помещены в общий пакет (или сумку). Все дают согласие, по очереди достают карточки, читают вслух:
• Кто больше дает – тот больше получает.
• Говорит только один человек, его не перебивают.
• Не допускаем негативных высказываний.
• Можно пропустить свою очередь.
• Не даем оценок друг другу.
• Каждый имеет право на свое мнение.
• Предлагаем в добровольцы только себя!

Упражнение «Мячик»
Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры.
Инструкция: участники становятся в круг. Все держат руки впереди себя «ковшиком». Ведущий бросает кому-либо из круга мячик, называя его имя. Получив мяч и перебросив его другому, игрок убирает руки за спину: каждый получает мяч только один раз. Последний бросает мяч ведущему, а тот снова вводит его в игру в такой же очередности по кругу, чтобы воспроизвелась цепочка бросков. Можно бросать мяч в обратной последовательности.

Упражнение «Четыре угла»
Цель: изучение интересов группы, самопрезентация участников, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция: ведущий в каждом углу комнаты приклеивает листок определенного цвета: синий, зеленый, красный или желтый.
Ведущий объявляет, что, после того как он назовет вопрос, каждому нужно встать к выбранному цвету. Если участник не может определиться с выбором, то он остается в центре.
Первый вопрос: какой из этих цветов вам наиболее приятен?
Далее вопросы составляются согласно цели тренинга. Например:
• Что любите есть? (1 – фрукты; 2 – овощи; 3 – мясо; 4 – сладости.)
• Кого боитесь? (1 – змей; 2 – пауков; 3 – лягушек; 4 – собак.)
• Кто какие фильмы любит? (1 – комедии; 2 – боевики; 3 – мультфильмы; 4 – ужастики.)
• Любимое время года? (1 – зима; 2 – весна; 3 – лето; 4 – осень.)
• Какой период считаете самым важным в жизни человека? (1 – детство; 2 – отрочество; 3 – зрелость; 4 – старость.)
• Какому виду отдыха отдаете предпочтение? (1 – сон; 2 – музыка; 3 – прогулки на природе; 4 – общение с друзьями.)
Все ответы соответствуют цветам по порядку: 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый.
По окончании игры участники делятся впечатлениями.

Основная часть

Упражнение «Раз-два-три»
Цель: концентрация на тренинговой работе и сплочение участников группы.
Инструкция
Ведущий:
– Сейчас мы проверим, насколько организованно и согласованно вы умеете работать в команде, сообща. Работая плечом к плечу, мы должны понимать друг друга без слов. Желательно удобно сесть. По моей команде «раз-два-три» все показывают на пальцах какое-нибудь число – от одного до пяти. Необходимо за 2 минуты прийти к одинаковому результату, причем не переговариваясь, не жестикулируя. Будьте внимательны.
Команда подается четко, ведущий анализирует работу группы.

Упражнение «Узнай себя»
Цель: формирование умения задавать вопросы, слушать ответы и составлять единый образ.
Инструкция: ведущий прикрепляет на спину каждому участнику игры листочек с именем известного героя из сказки или реальной жизни. Нужно угадать, кем ты назван. Разрешается задать по три вопроса, на которые можно получить ответ только «да» или «нет» от любого выбранного участника группы. Задав свои вопросы и получив на них ответы, игрок обращается с вопросами к следующему участнику, пока не определит свое новое имя. Возможные герои: Колобок, Алла Пугачева, Золушка, Чебурашка, Илья Муромец, Буратино, Дед Мороз, Кармен и т.д.
Подведение итогов.
• Трудно ли было «себя отгадать»?
• Как происходило осознание нового имени?
• Что вы поняли?
• Что извлекли полезного для себя?
Участники группы отвечают на вопросы, называют условия, при которых общение становится наиболее успешным.

Упражнение «Молва»
Цель: развитие умения слушать и передавать информацию точно.
Инструкция: выбираются 5 желающих принять участие в игре. Ведущий предлагает четверым из них выйти из комнаты и находиться за дверью, пока не позовут. Первому участнику ведущий читает рассказ, предупредив о том, что услышанное ему придется пересказать следующему игроку. После прочтения рассказа приглашается из-за двери следующий участник, и тот, кто слушал, передает ему содержание. Последний же рассказывает свой вариант группе. Затем зачитывается первоначальный текст, чтобы все участники услышали оригинал и сравнили его со своим пересказом. Группа анализирует, на каком этапе текст был наиболее искажен.
Подведение итогов:
• С какими трудностями вы столкнулись при передаче и получении информации?
• Что происходит с общением людей в случае искажения информации?
Участники анализируют, отвечают на вопросы и делают выводы.

Заключительная часть

Упражнение «Плавание»
Цель: релаксация, двигательная активность, разминка после долгого сидения.
Инструкция
Ведущий:
– Сядьте на стул так, чтобы не касаться его спинки, руки поставьте локтями на колени. Сейчас будем имитировать движения пловца. Плавать будем брассом, прогибаясь в спине и пояснице. При движении рук вперед спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, при движении рук назад позвоночник разгибается. Движения при плавании легкие, грациозные. Понаблюдайте за красотой и стремительностью ваших движений. Итак, имитируем плавание стилем «брасс». Начали!.. Закончили заплыв.

Упражнение «Накопление энергии»
Цель: рефлексия чувств, эмоций, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция
Ведущий:
– Поставьте ноги на ширину плеч. Поднимите руки в стороны ладонями вверх. В такой позе закройте глаза. Все готовы? Сделайте спокойный, глубокий вдох. Подтянитесь, напрягите мышцы рук и ног, всего тела. Постарайтесь почувствовать, как сверху в вас через раскрытые ладони начинает вливаться энергия – энергия солнца, космоса, Вселенной. Представьте себе, что вы – мощное дерево с высокой и широкой кроной, протянувшее высоко к солнцу свои ветки-руки, на которых шелестят листья-пальцы. Пьянящий ветер мая обдувает вас. Мощные ноги-корни впитывают живительную силу матушки земли. Почувствуйте всем телом-стволом прилив жизненной энергии. Почувствуйте во всем стволе ток живительной влаги, от корней до каждой веточки. Вдыхайте всей кроной свежий аромат ветра, впитывайте в себя живительные соки родной земли. Наполняйтесь целительной энергией ласкового солнца.
Ствол выпрямляется, ветки тянутся к свету! Тянитесь, тянитесь! Ощутите мощную энергию во всем теле, силу, вдохновение, радость. Подвигайтесь, походите, будто рожденные заново… Игра окончена, будьте счастливы!
Подведение итогов.
Участники игры отвечают на вопросы: «Что видели?», «Что чувствовали?», «Что слышали?» – и делают выводы.

Упражнение «Обратная связь»
Цель: восстановление работоспособности; структурирование опыта развития памяти; выравнивание эмоционального состояния.
Инструкция
Ведущий:
– Сядьте удобно. Закройте глаза и вспомните все, что происходило, в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Вспомните как можно подробнее, ничего не объясняя и не интерпретируя.
В конце участники делятся мнениями об общем впечатлении от участия в тренинге, об открытиях о себе самом, а также высказывают пожелания ведущему тренинга.

Тренинг общения и позитивного отношения к себе
Для учащихся 14–17 лет

Цели:
1) развитие коммуникативных навыков;
2) формирование навыков уверенного поведения;
3) осознание своих положительных и отрицательных качеств;
4) формирование положительной «я-концепции».

Разминка

Упражнение «Я такой, каким хочу быть»
Цель: знакомство участников тренинга между собой, самопрезентация участников.
Инструкция: участникам предлагается назвать свое имя и определение (прилагательное), которое наиболее ярко отражало бы представления о себе.

Упражнение «Футболка с надписью»
Цель: знакомство, самовыражение, фиксирование настроения в начале тренинга.
Инструкция: участникам предлагается придумать, представить себе фасон, цвет, говорящую надпись на футболке и рассказать об этом окружающим.

Упражнение «Перекати мяч»
Цель: сплочение, повышение эмоционального фона, тактильный контакт.
Инструкция: участникам предлагается, стоя в кругу, вытянув руки вперед ладонями вниз, перекатить небольшой мячик по кругу, не уронив его.

Основная часть

Упражнение «Ассоциации»
Цель: возможность посмотреть на себя со стороны, развитие интуиции.
Инструкция: кто-то из участников становится ведущим. Он выходит из комнаты. Остальные загадывают одного из игроков группы. Задача ведущего – отгадать с помощью ассоциативных вопросов, кого загадали. При этом ведущий может задавать вопросы, сравнивающие загаданного с любым предметом, а участники отвечают, проговаривая свои ассоциации. Например: «Если бы этот человек был книгой, деревом, мебелью, то какой?».

Упражнение «Психологическая поддержка»
Цель: осознание своих качеств через призму восприятия группы, оказание психологической поддержки, избавление от чувства вины, формирование положительной самооценки.
Инструкция: каждому участнику по очереди предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за…». Сосед справа поворачивается к нему и произносит: «Все равно ты молодец, потому что…». Таким образом, называя положительные черты этого человека, он оказывает ему психологическую поддержку.
Подведение итогов.
Ведущий задает вопросы:
• Какая часть задания была для вас наиболее приятной – первая или вторая?
• Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества?
• Что вы чувствовали, когда слышали от другого о своих положительных качествах?

Упражнение «Брачное объявление»
Цель: самопрезентация, формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного «я-образа», развитие способности понимать партнера.
Инструкция: каждому участнику предлагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства». Объявления участников собираются «в шапку». Далее ведущий зачитывает объявления. Задача группы – отгадать автора.

Заключительная часть

Упражнение «Пейзаж»
Цель: релаксация, сплочение, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция: звучит музыка. Участникам предлагается закрыть глаза и продолжить за ведущим словесное рисование картины, добавляя один-два элемента.

Упражнение «Я дарю тебе»
Цель: рефлексия, выражение эмоций.
Инструкция: участникам предлагается поблагодарить соседа за участие и сделать ему какой-либо подарок (нематериальный) с пожеланиями.

Упражнение «Рефлексия»
Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками.
Инструкция: ведущий благодарит участников за работу в тренинге, предлагает желающим высказать впечатления, пожелания и т.д.

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «topavenue.ru». Женская сумка – это один из атрибутов современной женщины, поэтому он должен быть стильным и красивым, а также показывать статус красивой половины человечества. На сайте, расположенном по адресу www.TopAvenue.Ru, вы сможете, не вставая с кресла,купить сумку moschino love jc4114 по выгодной цене. Интернет магазин «topavenue.ru» имеет широкий ассортимент женских сумок ведущих брендов.

Ольга Горбушина