Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятие 4

Занятие № 4. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
В ПРИРОДНОМ УГОЛКЕ

Задачи
• Закрепить знания детей о лечебных свойствах некоторых комнатных и дикорастущих растений.
• Познакомить детей со способами размножения растений.
• Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа
• Наблюдения и уход за комнатными растениями, чтение познавательной информации из детских энциклопедий о дикорастущих растениях.

Материалы к занятию
• Лечебные комнатные растения – алоэ, герань, каланхоэ, золотой ус, хлорофитум; баночки с засушенными растениями – ромашка, душица, чабрец, мята, базилик; ширма с отверстиями для носа, костюм Феи цветов для воспитателя; картинки с лекарственными растениями – подорожник, мать-и-мачеха, крапива, ромашка, одуванчик, душица, зверобой, с ядовитыми – белена черная, волчье лыко, ветреница дубравная, калужница болотная, вороний глаз, лютик едкий; чайник с заваренной мятой, чашки.

Ход занятия

В гости к детям приходит Фея цветов.

Фея: Здравствуйте, ребята! Как вы все выросли! У вас отличный, здоровый вид! Вы помните меня?
Дети: Помним. Не забыли. Вы Фея цветов.
Фея: Спасибо, что не забыли Фею цветов. Наверно, обо мне напоминали цветы, которые стоят у вас в уголке природы. Помните их названия? Назовите растения с лечебными свойствами.
Дети: Алоэ, каланхоэ – они заживляют ранки, порезы, а также лечат насморк. Душистая герань – ее запах убивает болезнетворные микробы.
Фея: А еще запах герани облегчает головную боль. А какое вот это полезное растение – вы даже себе и представить не можете! (Показывает на золотой ус.) Вы знаете, как оно называется? (Ответ детей.) Это золотой ус. А еще его называют «каллисия душистая», хотя она ничем не пахнет. Давайте запомним новое название.
Это растение известно своими ранозаживляющими свойствами. На родине растения, в Мексике, люди выращивают его возле своих домов. И при любом повреждении – царапине, порезе или даже рваной ране – они срывают лист с куста, измельчают его и прикладывают к больному месту. И вскоре просто забывают о том, что у них что-то болело. Вот какое это удивительное растение!
Ребята, я вижу, у вас в группе есть еще растения. Полезные для здоровья? (Ответы детей.) Как называется это растение? (Показывает на хлорофитум.) Правильно, это хлорофитум. Он не лечит, но очищает воздух в комнате. Поэтому его еще называют «цветок-пылесос». Хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Люди стараются поставить такой цветок в каждой комнате. А у вас дома есть цветок-пылесос? (Ответы детей.) У кого еще нет такого цветка, обязательно посадите.
Кстати, а вы знаете, как размножается хлорофитум?
Дети: Нет.
Фея: Вот посмотрите. На взрослом растении растет новый отросток. Если его аккуратно срезать (показывает) и поставить в воду, то отрастут корни. И вот тогда его можно сажать в землю. А золотой ус размножается немного по-другому – черенком. Для этого отрезают верхнюю часть растения и тоже ставят в воду. Когда появятся корешки, растение сажают в цветочный горшок. Запомнили? Предложите родителям развести эти чудесные растения в доме. Они будут помогать вам бороться с болезнями.
А сейчас давайте вообразим себя цветами.

Релаксация «Цветы»

Фея: Закройте глаза. Представьте себе, что вы цветочек, который еще не распустил лепестки… Но вот лепестки начинают раскрываться, цветы медленно-медленно распускаются… и совсем раскрылись. Лепестки тянутся к солнышку, потянулись, потянулись… Откройте глазки. Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули!

Дидактическая игра «Лекарственные и ядовитые растения»

Фея: Ребята, в природе много лекарственных трав, которые человек использует для лечения. Но есть и ядовитые растения, которые тоже нужно знать, чтобы не перепутать с лекарственными. Вы их видели. Сейчас я вам предлагаю собрать только лекарственные растения и ни в коем случае не брать ядовитые.

(Фея проверяет правильность выбора, уточняет названия растений, целебные свойства.)

Молодцы, ребята. У вас правильные сведения о растениях. А знаете ли вы, что каждое растение обладает своим, только ему свойственным запахом? Вы сейчас в этом убедитесь.

(Фея дает понюхать засушенные растения ромашки, душицы, чабреца, мяты, базилика, вместе с детьми называет их, предлагает запомнить названия и запах.)

Опыт «Узнай по запаху»

Дети должны определить растение только по запаху – через ширму с отверстиями.

Фея: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданиями, запомнили запахи. Если положить в кружку с горячей водой веточки этих растений, дать немного постоять, то получится душистый целебный чай. Этот чай очень полезен при простуде. Как только почувствуешь, что болит горло, нужно сразу больше пить подогретой жидкости: молока, чая, отвара шиповника. Вот и у меня чай поспел, да не простой, а с мятой. Он тоже хорошо смягчает горлышко. Угощайтесь, ребята, да запоминайте, чем простуду лечить можно.

(Звучит спокойная музыка, дети пьют чай с мятой. Благодарят Фею.)

Светлана Абаева