Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятия 8, 9

Занятие № 8. ВИТАМИНЫ

Задачи
• Уточнить представления детей о роли витаминов в жизни человека.
• Закрепить знания о том, в каких продуктах содержатся витамины А, В, С, D.

Материалы к занятию
• Домики витаминов с написанными на них названиями «С», «А», «В», «D»; перчатки с нашитыми на них изображениями витаминов; нарезанные кусочками яблоко, груша, лимон, банан; индивидуальные ложечки; ширма; картинки: лимон, смородина, капуста, апельсин, вишня (к витамину С); морковь, зелень, лук, яблоки, горошек, грецкие орехи (к витамину А); рыба, кальмар, рыбий жир, желток, печень (к витамину D); каша геркулесовая, черный хлеб, йогурт, молоко, творог (к витамину В).

Ход занятия

Воспитатель:
Мне сорока рассказала,
Когда по лесу летала,
Что в лесочке – без обмана! –
Есть волшебные поляны.
На полянах – теремочки,
В них волшебники живут,
Их витаминами зовут.
Красивые, чудесные,
А главное – полезные.
А сорока – вот так диво! –
И перо мне подарила.
Вот волшебное перо.
Как поможет нам оно?
Вместе скажем с вами:
«Хотим быть на поляне».

(Дети хором повторяют
волшебные слова.)

Вот поляна, теремок.
Кто живет тут? Невдомек?
Витамин вы отгадайте
И скорее называйте.

Дети: Витамин С.

Воспитатель:
Ну конечно, витаминка –
Это наша аскорбинка.

(Воспитатель надевает
на руку перчатку
с изображением витамина С.)

Витамин С:
В аптеках в кругленьких драже
Купили вам меня уже.
А знаете ли вы, друзья,
В каких продуктах спрятан я?

Дети: Во фруктах и овощах!
Воспитатель: Правильно, дети. Фрукты и вкусны, и полезны. Они содержат клетчатку, соки, витамины, которые нужны для организма, тем более такого растущего, как ваш.
Витамин С: Фрукты – это лакомство, а любите ли вы овощи? (Ответы детей.)
Воспитатель: Согласна с вами. Овощи – полезная и вкусная еда. Их можно есть и вареными, и сырыми. Веселый красный редис и молодой зелененький лучок, капуста, щавель, кабачок, помидор, огурчик, тыква – все радует глаз и полезно для здоровья.
Какие блюда из овощей вы любите?
Дети: Салаты из помидоров, огурцов, редиса. Горошек сладкий. Печеную тыкву.
Воспитатель: Как определить, ребята, где витамина С больше? (Ответы детей.) Да, витамин С кислый на вкус. Вот вам на выбор фрукты. Определите, в каком содержится больше витамина С.

Игра-опыт «Определи витамин С»

Дети пробуют из-за ширмы кусочки нарезанных фруктов и определяют самый кислый из них.
Воспитатель:
А теперь шажок второй –
На полянке мы другой.
И здесь на теремочке
Другая буква – точно.

Дети: Буква А.

Воспитатель:
Вы сказали: это А?
Тогда этот витамин –
Знаменитый каротин*.

(Воспитатель надевает на руку
перчатку с изображением витамина А.)

Витамин А:
Вы узнали витамин,
Это друг ваш – каротин.
Я помощник вашей кожи
И для горла важен тоже.
Если каротина мало,
Заболеть легко катаром!
Недостаток витамина
Мы почувствуем не раз:
Очень плохо отразится
На здоровье наших глаз.
Сразу вам вопрос, ребята:
В каких продуктах я запрятан?

Дети: Больше всего витамина А в моркови, яблоках, зелени, луке, горохе.
Воспитатель: Но есть у витамина А секрет: чтобы каротин хорошо усвоился организмом, его обязательно надо употреблять с молочными продуктами. Например, морковь полезнее есть в тертом виде и со сметаной.

Воспитатель (подходит к третьему домику):
Вот полянка третья.
Что вы здесь заметили?
Теремок тут с буквой D –
Он встречает нас уже.

(Воспитатель надевает на руку перчатку с изображением витамина D.)

Витамин D: Я очень нужен для костей. Если в питании малышей не хватает витамина D, у них развивается рахит, ножки могут на всю жизнь остаться кривыми.
Воспитатель: Дети, вы можете назвать продукты, в которых содержится витамин D?
Дети: Рыба, морепродукты, желток.
Воспитатель: А где больше всего витамина D, хотя это и не очень вкусно?
Дети: В рыбьем жире.

Воспитатель (подходит к последнему домику с буквой В.):
Вот последний теремок
На полянке, дети.
И какой же витамин
Здесь живет? Ответьте.
Дети: Витамин В.

(Воспитатель надевает на руку перчатку с изображением витамина В.)
Витамин В: Я бываю в разных продуктах: и в овсянке, которую вы едите на завтрак, и в черном хлебе, и в арахисе, и в отрубях.
Воспитатель: Ребята, а где еще содержится витамин В?
Дети: В молоке, йогурте, хлебцах из цельного зерна.
Витамин В:
И еще один секрет:
Я повышаю ваш иммунитет.

Дидактическая игра «Какие витамины в каких продуктах»

Витамин В:
Хорошо, что вы, ребята,
Очень много знаете.
Хорошо, что вы, ребята,
Нас всех различаете.

(Воспитатель раскладывает по полу 20 карточек с изображением продуктов, содержащих различные витамины. Дети несут их к домику того витамина, который содержится в данном продукте.)

Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие к витаминам А, В, С, D. Я надеюсь, что вы не забудете о них и станете каждый день употреблять их во время еды.

Занятие № 9. ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КУХНИ

Задачи
• Знакомить детей с особенностями национальной кухни, традициями гостеприимства.

Материалы к занятию
• Каравай с солью, чай, конфеты, печенье, варенье, мед, творог, свежий огурец, редиска, вареное яйцо, зеленый лук, молоко, соль, сахар, ржаной квас, посуда для продуктов.

Ход занятия

Воспитатель:
К нам, друзья, пришло письмо.
Поглядите: вот оно.
Написали две старушки,
Очень давние подружки.
Приглашают в гости нас,
Мол, отведать мед и квас.
«Приезжайте к нам в село,
Возле Липецка оно».
И подписано, поверьте:
«Бабки Анна и Лукерья».

Что, ребята, хотите вы навестить интересных бабушек?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила этикета?
Умеете ли ходить в гости и вести себя в гостях?

(Под музыку дети «едут» в село.)

Воспитатель:
Вот и русское село.
Нам, ребята, повезло:
Бабушки гостей встречают
Пышным русским караваем.

(Воспитатели детского сада, изображающие бабушек, с поклоном выносят каравай с солью.)
Бабушки (хором):
«Хлеб да соль», – гостям мы скажем
И поклон вам низкий кажем.
Бабушка Анна: Заходите, пожалуйста! Мы очень рады гостям, и по русской традиции у нас не пусто на столе.
Бабушка Лукерья: Как в народе говорят: «Что в печи – на стол мечи».
Воспитатель: Да, ребята, гостеприимство – национальная черта русских людей. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. В русских семьях принято угощать гостя чаем.
Бабушка Анна:
Пожалуйте – чай, конфеты, варенье.
Вот мед натуральный для угощенья.
Бабушка Лукерья:
Извольте откушать домашний пирог.
А вот и печенье, и сладкий творог.

(Дети садятся за стол. Пьют чай.
Нахваливают.)

1-й ребенок:
Очень вкусное варенье.
Благодарим за угощенье!
2-й ребенок:
Варенье ароматное,
Вкусное, приятное!
3-й ребенок:
Бабушкам спасибо за пирог.
Очень вкусен и творог.
Воспитатель:
Чай душистый необычно!
Вы собрали его лично?
Бабушки:
Да, мы травы все тут знаем,
Аккуратно собираем.
Лечим тех, кто приболеет,
Это всякий здесь умеет.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в Древней Руси в неурожайные годы травы, зелень, корни спасали людей от голода?
Бабушка Лукерья: Как в народе говорили, «зелень на столе – здоровье на сто лет». И правы были люди. Возьмите хотя бы крапиву. В ней много витамина А, С, В и железа. Блюда из крапивы придают людям силу и здоровье.
Бабушка Анна: Мы собираем и одуванчик, его листочки и корни годятся для салатов, а сок одуванчика хорошо смешивать с морковным соком.
Бабушка Лукерья: А что же ты, Анна, про клевер не скажешь? Его цветки помогают при гриппе, ломоте, можно и календулу добавлять в настойку.
Воспитатель: Ох, бабушки, хорошо у вас на свежем воздухе, на природе! Мы в городе таким чистым воздухом не дышим: заводы не остановишь.
Бабушка Анна: Но и в городе можно варить каши, готовить салаты, пить чай с полезными травами, варить щи, делать домашний квас – такая еда прибавляет здоровья. Есть и еще один секрет, он тоже пришел из давних времен:

В старину-то, говорили,
Кашу не всегда варили:
Зерна золотой пшеницы
Заливали лишь водицей,
А когда ростки пойдут,
Мелют, маслят и жуют.
Ведь для тела это – сила.
Только бы желанье было.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Iodomarin.Com. Недостаток йода в организме, это серьезная проблема, тормозящая развитие ребенка и способствующая появлению новых заболеваний. Справиться с этой проблемой сможет препарат Йодомарин. Ознакомиться с инструкцией вы сможете тут: «Йодомарин инструкция». Чтобы ребенок смог расти активным и здоровым ему постоянно требуется комплекс витаминов и минеральных веществ, которые могут и не содержаться в обычной пище.

Воспитатель: А какие каши мамы готовят вам дома, ребята?
Дети: Овсяную, пшенную, гречневую, манную, рисовую...
4-й ребенок: Расскажите, пожалуйста: а какое блюдо в Липецкой области считается традиционным?
Бабушка Анна: Да это русская окрошка!
5-й ребенок: Научите нас, пожалуйста, мы хотим сами делать окрошку.
6-й ребенок: Мы вас очень просим!
Бабушка Анна: Она готовится из самых простых продуктов. Натираете на терке свежий огурчик и немного редиски, крошите сваренное вкрутую куриное яйцо и вареную картошку, добавляете зеленый лук, укроп, сметану, перемешиваете, солите по вкусу и заливаете ржаным квасом. Это – настоящее русское блюдо и очень вкусное.
Воспитатель: Вот и славно! Мы рады, что побывали в вашем селе. Спасибо вам за хлеб-соль, за учебу и доброту.

* Каротин - провитамин А

Наталья Михайлова