Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятие 11

Занятие № 11. КАК МЫ ДВИГАЕМСЯ

Задачи
• Познакомить детей со строением человеческого организма.
• Сформировать представления о взаимосвязях всех систем организма.
• Познакомить детей с костной системой, ее функциями и значением в жизни человека.
• Подчеркнуть значение физкультуры и правильного питания для укрепления костного аппарата.
• Воспитывать желание быть здоровым, сильным и сохранять здоровье долгие годы.

Материалы к занятию
• Скелет человека, схема костной системы человека, рисунок бесформенного тела человека; платочки, бумага для рисования, карандаши.

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть на свете, – о нас с вами! Что же мы знаем о себе? Какие части тела у нас есть и как мы к ним относимся? Как ласково мы их называем?

Игра «Мое тело»

(Дети встают, руками и мимикой показывают части тела, о которых говорит воспитатель.)

Воспитатель: Ребята! А почему вы сейчас стояли, рассказывали, показывали – и никто не упал? (Дети высказывают различные мнения.)
Правильно! Потому что внутри нас есть твердые кости. Смотрите. (Показывает бумажный скелет или его нарисованный аналог.) Это скелет из костей. Он поддерживает и защищает наши внутренние органы. Если бы у нас не было твердого костного скелета, мы были бы вот такими бесформенными существами. (Показывает рисунок бесформенного человека.)
Важное место в организме человека занимает позвоночник. Посмотрите, какой он (показывает на макете позвоночник). Позвоночник состоит из 33 небольших косточек – позвонков. Они соединены между собой связками, которые растягиваются. Благодаря этому мы можем сгибаться и разгибаться. Давайте, ребята, найдем друг у друга позвонки.

(Дети поворачиваются друг за другом и прощупывают у впереди сидящего позвонки.)
А сейчас мы убедимся, что наши позвонки могут сгибаться.

(Дети выполняют упражнения «Колобок» и «Лодочка». Садятся на свои места.)

Ребята! Вверху позвоночник соединен с головой. Потрогайте свою голову. Есть там кость или нет?

(Дети ощупывают свою голову и отвечают на поставленный вопрос.)

Конечно, есть! И довольно большая. Зачем она нужна? (Дети высказывают свои предположения.)
В голове находится мозг. Он управляет всем нашим организмом, и если вдруг мозг повредится – человек не сможет жить. Вот для этого и нужны кости в голове. Они формируют череп. Чтобы не повредить череп, надо быть очень осторожным: кости у нас не железные и от сильного удара могут треснуть. Поэтому умные люди, которые хотят быть здоровыми, стараются не падать и не стукаться.
Посмотрите, ребята, на скелет. В каком месте собрано больше всего костей? (Дети высказывают свои предположения.)
Правильно, в груди. Эти кости образуют грудную клетку. Ребра ограждают, защищают наши самые важные органы. Какие? (Дети называют известные им органы.)
Чтобы не причинять нашим органам вреда, мы всегда должны следить за своей осанкой. Если вы будете постоянно кривиться, то позвоночник тоже искривится, грудная клетка деформируется и сдавит наши внутренние органы. (Воспитатель на наглядном пособии показывает, как деформируется грудная клетка.)
Скажите, а какие у нас самые длинные кости? (Дети высказывают свои предположения.)
Правильно! Кости рук и ног. Наши кости достаточно твердые, и сама по себе кость не сгибается. Место сгиба находится там, где две кости соединяются и образуют сустав. Давайте найдем суставы на скелете.

(Дети подходят к макету и показывают суставы.)

А теперь найдите у себя суставы на руках и ногах.

(Каждый ребенок у себя находит суставы и показывает воспитателю, который подтверждает правильность показа.)

Между костями в суставах есть специальная жидкость, поэтому кости не трутся друг о друга и не скрипят. Чтобы жидкость не вытекала в разные стороны, весь сустав как бы завернут в пленку. Вот как умно устроены наши суставы, благодаря этому мы можем свободно выполнять всевозможные движения.

Игра «Ровным кругом»

Воспитатель: А сейчас подойдите к столам, положите левую руку на лист бумаги, а правой обведите ее карандашом. Затем карандашом другого цвета отметьте на получившемся рисунке суставы.

(Дети подходят к рабочим столам, где положены чистые листы и карандаши, и выполняют задание. Воспитатель помогает правильно выполнить задание.
По окончании работы дети садятся на свои места на стульчиках.)

А что же надо делать, чтобы наши кости были крепкими? (Ответы детей.)
Правильно! Нужно делать зарядку, заниматься физкультурой, плавать. Без движения руки, ноги, спина, плечи становятся худенькими, слабыми.
А что еще нужно делать, чтобы наши кости были крепкими? (Ответы детей.)
Вы правы. Еще нужно хорошо и правильно питаться. Костям нужен кальций. А в каких продуктах содержится много кальция? (Ответы детей.)
Да, правильно, в молочных продуктах. Есть даже такая поговорка: «Кто пьет молоко, будет бегать далеко». Ребята, а чего не любят наши кости? (Ответы детей.)
Кости не любят, когда их ломают. А отчего ломаются кости? (Ответы детей.)
При переломе на сломанную кость накладывают гипс, и через некоторое время она срастается. Но в это время вы не сможете много двигаться, играть, рисовать. Поэтому берегите свои кости, избегайте сильных ударов.

Валентина Сударева