Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятие 15

Занятие № 15. МОИ ГЛАЗА

Задачи
• Формировать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
• Познакомить с внешним строением глаза.
• Воспитывать бережное отношение к зрению.
• Воспитывать желание быть здоровым и сохранять здоровье на долгие годы.

Материалы к занятию
• Фотоаппарат, рисунок глаза, игра «Послушай – посмотри», лента, носовой платок; эмблемы «Что полезно для глаз» для каждого ребенка; карточки.

Ход занятия

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело, любить его. Вспомните наш девиз: «Я здоровье берегу. Сам себе я помогу».
А о чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза.)
Да, сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза – это один из ценнейших органов человека. Ребята, а как вы думаете: для чего нужны глаза? (Ответы детей.)
Правильно, глаза нужны для того, чтобы видеть все вокруг. А хотите узнать тайны наших глаз?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Проходите, садитесь на стулья. (Достает фотоаппарат.)
Что это такое, ребята?
Дети: Фотоаппарат.
Воспитатель: Посмотрите, я открываю затвор, а вместе с ним открылось маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы там видите? (Ответы детей.)
Цветной кружок – это радужная оболочка. У одних она голубая, у других – зеленая, у третьих – коричневая. А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света проходят внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим. Это называется зрением. Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит высоко в небе, в облаках. Высматривая добычу, он может заметить на земле маленькую мышку. А в темноте лучше всех видит сова. Ночью она отыскивает себе еду. Человек не такой зоркий, как орел, и не видит в темноте, как сова. У него такое зрение, которое ему необходимо, чтобы жить.
Давным-давно людей за хорошее зрение, особенно охотников, сравнивали с птицами. Например, «орлиный взгляд», «соколиный глаз», «зоркий глаз», «ночная сова»...
А сейчас давайте рассмотрим рисунок глаза. Посмотрите внимательно. Кто найдет на рисунке зрачок?

(Воспитатель вызывает ребенка, который показывает зрачок.)

А кто найдет на рисунке радужную оболочку?

(Воспитатель вызывает ребенка, который показывает радужную оболочку.)

Радужная оболочка бывает разного цвета. Она и определяет цвет глаз. Если радужка голубая, то говорят о людях – голубоглазые; если синяя – синеглазые; если серая – сероглазые; если коричневая – кареглазые...
Закройте глаза и пощупайте их. (Дети щупают закрытые глаза.) Это – глазное яблоко. Почему его так называют? Потому что оно круглое, как яблоко. Глазное яблоко (глаз) прикрывают два помощника. Это верхнее (показывает на картинке) веко и нижнее (показывает на картинке) веко.
Ребята, а как вы думаете: почему я назвала их помощниками? (Ответы детей.)
Правильно, если пылинки попадут в глаза, то их смигнут, сотрут мигающие веки. А если возникнет близкая опасность, то веки сами сомкнутся раньше, чем мы подумаем. Посмотрите.

(Воспитатель взмахивает платочком перед глазами детей.)

Что случилось с вашими глазками?
Дети: Глаза закрылись. Веки захлопнулись.
Воспитатель: У глаз есть еще один необычный помощник – это слезы. Попавшая в глаз пылинка или соринка быстрее выходит из него со слезой. Если попала крупная соринка, нужно взять чистый носовой платок и потереть от края глаза к носу.

(Воспитатель показывает, как нужно удалять пылинки и соринки.)

А для чего нужны брови? (Ответы детей.)
Правильно. И для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот – его остановит густая изгородь бровей.
Сейчас мы проверим ваши глазки.

Упражнения для глаз по Базарному

Воспитатель: Молодцы! У вас хорошее зрение, здоровые глаза! Но если все-таки обнаружится, что у вас зрение ухудшилось, то на помощь придут…
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки.)

А сейчас послушайте историю про мальчика Сашу, которую написал Самуил Маршак: «Четыре глаза».

(Воспитатель читает.)

Как вы думаете, дети: почему Саша не хотел носить очки? (Ответы детей.). Все знают, что смеяться над недостатками людей – глупо и жестоко. Носить очки нужно обязательно, иначе глаза будут видеть все хуже и хуже. Оглянитесь вокруг! Почему-то взрослые спокойно носят очки и не стесняются. Их носят артисты, дикторы телевидения и наши воспитатели.
Чтобы наши глаза отдохнули, проведем гимнастику для глаз. А поможет нам замечательный охотник – индеец Зоркий глаз.

Гимнастика для глаз

1. «Глаза отдыхают» – закрыть глаза на 10–15 секунд.
2. «Зоркий глаз определяет погоду» – движение глаз влево – вправо.
3. «Близко – далеко» – индеец смотрит на ближнее дерево, на далекое озеро.
4. «Ветер» – индеец быстро моргает, не дает ветру попасть в глаза.

Воспитатель: Итак, вы хорошо справились с упражнениями Зоркого глаза. Запомните, дети! Глаза надо беречь всегда, недаром народ говорил: «Береги как зеницу ока». А сберечь зрение нам помогут правила:
1. Не смотри телевизор с близкого расстояния.
2. Лежа не читают.
3. Читай при хорошем освещении.
4. Не три руками глаза.
5. Ежедневно умывайся с мылом.
Постарайтесь запомнить и выполнять эти правила. Для того чтобы глаза у вас не болели, их необходимо снабжать витаминами.

(Воспитатель раздает эмблемы «Что полезно для глаз».)

Какие овощи помогут укрепить наши глаза? (Ответы детей.)
Занятие наше подходит к завершению. Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей.) Когда придете домой, расскажите родителям о том, что вы узнали сегодня. Занятие окончено.

Галина Покидова