Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2007

Из первых рук

Нужен ли школе врач?

Где взять медицинские кадры для работы в образовательных учреждениях, обсуждали на президиуме Российского общества школьной и университетской медицины (РОШУМЗ) в Москве

Врач в школе, безусловно, нужен – так считают все члены РОШУМЗ. В любом образовательном учреждении есть потребность в его знаниях и опыте.
В обязанности школьного врача входят проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; вакцинация; организация профилактических осмотров; оказание первой помощи; обучение учащихся и педагогов навыкам здорового образа жизни... В общем, был бы врач, а работа для него найдется. Но количество желающих работать в ОУ с каждым годом уменьшается.
Директор НИИ полярной медицины профессор Г.Н. Дегтева сообщила, что в Архангельской области в 40% школ работают и врач, и фельдшер, в 15% – только фельдшер, в 45% школ вообще нет медицинских работников.
По данным опроса, проведенного Минздравсоцразвития РФ, примерно такая же картина наблюдается в Ивановской области, а в некоторых регионах ситуация просто катастрофическая – укомплектованность школ врачами составляет 8–10%. Средний медицинский персонал тоже не задерживается.
Почему врачи не идут работать в школы? Во-первых, там низкая зарплата. Например, в Архангельской области школьный врач получает 3800 рублей. Во-вторых, многие медики считают, что в школе работать непрестижно (нет возможностей для карьерного роста) и неинтересно. Ведь, не занимаясь непосредственно лечением, недолго и утратить профессиональные навыки.

Статья подготовлена при поддержке медицинского центра "ВСЯ СЕМЬЯ". Если вашему ребенку или вам лично требуется профессиональная помощь по исправлению прикуса, то оптимальным решением станет обратиться в медицинский центр "ВСЯ СЕМЬЯ". Ортодонтическая стоматология поможет вашему ребенку, не отвлекая его от учебы, исправить прикус. Помогите своему чаду, и он обязательно поблагодарит вас. В медицинском центре "ВСЯ СЕМЬЯ" работают только высококвалифицированные специалисты.

«Сейчас эту должность могут занимать только педиатры, – отметила председатель комиссии повышения профессиональной квалификации Н.Л. Ямщикова. – Но у них недостаточно знаний по гигиене детей и подростков. При дефиците врачебных кадров с обязанностями школьного врача вполне могут справляться выпускники медико-профилактического факультета (МПФ) после прохождения интернатуры. По инструкции врач – выпускник по специальности 040300 «медико-профилактическое дело» имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосред­ственным ведением больных».
Программы лечебных и профилактических факультетов практически совпадают. Но при подготовке педиатров вопросам гигиены детей и подростков посвящены всего 54 учебных часа, в то время как на МПФ – 218 часов.
Педиатры, работающие в ОУ, не понимают важности профилактической работы и не отвечают за ее отсутствие. А вот если должность школьного врача занимает выпускник МПФ, то количество детей с 1-й группой здоровья в школе увеличивается. Это данные тех регионов, где проводился подобный эксперимент.
Медсестры также должны пройти специальную подготовку. Углубленное сестринское образование ведется по многим направлениям: семейная медицина, психиатрия, социальная помощь, организация сестринского дела, косметология и другие, но к работе в ДОУ пока никого не готовят. Заместитель директора Московского медицинского колледжа М.М. Волкова сообщила, что в их училище в этом году будет первый выпуск фельдшеров для ДОУ (сестринский персонал ДОУ – это фельдшеры), до этого их готовили только для «Скорой помощи».
Может быть, в вузах и средних специальных учебных заведениях нужно повсеместно вводить новую специальность – «школьная медицина»?
Медицинские специальности классифицируются по болезням (нозология), по возрасту (геронтология, педиатрия), по типу медицинского лечения (терапия, хирургия, радиология)… Сейчас появилось много мелких специальностей, которые часто дублируют друг друга, иногда вопреки здравому смыслу: только по генетике зарегистрированы три, тесно связанные между собой. Чтобы ввести новую специальность, нужно понять ее отличительные черты (она не должна более чем на 30% затрагивать смежные области) и прогнозируемую потребность на рынке труда.
Главное – не забывать, что школа, даже имеющая оздоровительный центр, стоматологический и прочие медицинские кабинеты, не должна подменять поликлинику. В Минздравсоцразвития РФ считают, что никакого лечения в школе не должно быть, можно говорить только об общеоздоровительной работе.
Есть еще один аспект, затрудняющий решение проблемы: отсутствие четких технологий и критериев оценки. Эффективность действий лечащего врача заметна сразу – больной выздоровел. А как, допустим, связать работу профилактика и ухудшение физического развития или снижение функциональных возможностей школьников?
Мониторинг здоровья проводят в школах и детских садах регулярно и по утвержденным правилам, а целевых установок по внедрению профилактических программ до сих пор нет. Но проводить мониторинг здоровья детей бесполезно и даже безнравственно, если далее не следуют профилактика и лечение!
Сейчас в четырех регионах России проходит эксперимент: чтобы заинтересовать школьных врачей, им будут доплачивать из местного бюджета. Программа рассчитана на два года, а потом будут сделаны выводы. Однако только деньгами проблему не решить – нужного количества кадров просто нет.
Президиум Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья постановил просить Минздравсоцразвития РФ:
1) ввести новую специальность – «врач общеобразовательного учреждения»;
2) ввести годичную интернатуру по специальности «врач общеобразовательного учреждения»;
3) разрешить обучение в интернатуре выпускникам медико-профилактических факультетов;
4) разрешить выпускникам МПФ работать врачами в ОУ;
5) разработать типовой порядок взаимодей­ствия медицинского персонала ОУ с участковыми врачами – педиатрами, стоматологами и иными специалистами медицинских учреждений;
6) разработать квалификационные требования для медицинских работников в ОУ;
7) утвердить перечень профилактических мероприятий и методические рекомендации по их применению, обязательные к использованию медперсоналом ОУ;
8) разработать с участием Минобрнауки РФ стандарты оснащения медицинских кабинетов с учетом численности учащихся в ОУ и их удаленности от медицинских учреждений;
9) разработать и утвердить Образовательный стандарт по специальности «врач общеобразовательного учреждения»;
10) комплектовать кадры для медицинских пунктов ОУ только выпускниками средних профессиональных образовательных учреждений, имеющими специальности «лечебное дело» или «сестринское дело» повышенного уровня, квалификации «медсестра с углубленной подготовкой в области семейной медицины»;
11) выплачивать молодым специалистам в первые 3 года работы следующие надбавки:
– выпускникам, имеющим диплом с отличием, – 50%;
– обычный диплом – 40%;
– на транспортные расходы – 15%;
– единовременное пособие в размере оклада в первый месяц работы;
– после 11 месяцев работы — единовременно 20 тыс. рублей;
12) для продвижения наиболее способных молодых специалистов из числа работающих в ОУ предусмотреть целевую подготовку на педиатрическом факультете и факультете ВСО медицинских вузов.

Нина Семина