Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2007

Технология

Все в твоих руках

Рабочее пособие для проведения занятий (бесед)
по культуре здоровья с учащимися 5–8-х классов.
Каждая тема включает теоретическую часть,
а также советы и задания школьникам

 

Что надо знать школьнику о здоровье

Здоровье – это состояние полного благополучия, которое позволяет человеку жить счастливо и достигать целей, соответствующих его возможностям.
Основными показателями здоровья являются:
1. Умение поддерживать и укреплять собственное здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья и благополучия других людей.
2. Высокая работоспособность и устойчивость к болезням.
3. Уверенность в себе, умение контролировать и управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
Здоровье человека зависит от многих условий, но главным среди них является здоровый образ жизни.
Основные условия ЗОЖ:
1. Настрой на здоровый образ жизни.
2. Достаточная двигательная активность.
3. Умение регулировать свое психическое состояние.
4. Правильное питание.
5. Закаливание и тренировка иммунитета.
6.Четкий режим жизни.
8. Выполнение гигиенических требований.
9. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
10. Отказ от вредных привычек.
11. Потребность больше узнать о своем организме, о средствах и методах поддержания и обеспечения своего здоровья.
Из приведенного перечня видно: будет ли человек вести здоровый образ жизни, зависит только от него самого. Но, к сожалению, пока человек хорошо себя чувствует, пока у него нет болезней, здоровье он воспринимает как что-то само собой разумеющееся. Тем более что для ведения ЗОЖ приходится отказываться от некоторых удовольствий и регулярно нагружать работой свой организм (например, заниматься физическими упражнениями). Зато когда подступают болезни, то человеку становится не до удовольствий, и многое из того, что наполняет нашу жизнь радостью и счастьем, становится для него недоступным. Вести ЗОЖ необходимо постоянно, даже незначительные его нарушения в конце концов могут привести к болезни. Поэтому человеку, который хочет быть здоровым, необходимы воля и знания.

Задание: определи свое отношение к здоровью и к здоровому образу жизни

Анкета

I. Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?
1. Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания.
______________________________________________________________________________________

2. Сколько дней ты болел в прошлом учебном году? ________________________________________
3. Что, по твоему мнению, было причиной твоих болезней? __________________________________

II. Заботишься ли ты о своем здоровье? (Подчеркни; если нет, то почему):
1. У тебя есть постоянный режим дня – да, нет (нет условий, нет времени, лень, не знаю, как его разработать, меня это не интересует, не могу ответить).
2. Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку – да, нет (нет условий, нет времени, лень, не знаю, какие включить упражнения, меня это не интересует, не могу ответить).
3. Ты ежедневно 1,5–2 часа проводишь на свежем воздухе – да, нет (нет условий, нет времени, лень, меня это не интересует, не могу ответить).
4. Ты 2–3 раза в день ешь фрукты и овощи – да, нет (нет условий, нет времени, лень, меня это не интересует, не могу ответить).
5. Ты уважаешь окружающих людей и не споришь по пустякам – да, нет (меня это не интересует, не могу ответить).
6. Ты регулярно закаляешься – да, нет (нет условий, нет времени, лень, не знаю, как правильно это делать, меня это не интересует, не могу ответить).
7. Ты всегда одеваешься по погоде – да, нет (нет условий, нет времени, лень, не знаю, как это делать, меня это не интересует, не могу ответить).
8. Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры) – да, нет (нет условий, нет времени, лень, не знаю, как самостоятельно организовать ее, меня это не интересует, не могу ответить).
9. У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни – да, нет (меня это не интересует, не могу ответить).

III. Обсуди свои ответы с родителями и сделай для себя вывод: хорошо ли ты заботишься о своем здоровье и о здоровье близких тебе людей?

ЗОЖ не может быть одинаковым для всех, надо учитывать индивидуальные особенности каждого человека.

Чтобы разработать такой образ жизни, надо как можно точнее определить свои наследственные и приобретенные в течение жизни черты. Попробуй для этого как можно точнее заполнить приведенные таблицы.

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
(заполняется с помощью родителей)

АНАМНЕЗ

1.Пол:

2. Возраст (дата рождения):

3. Наследственность:

4. Количество членов семьи:

5. Жилищные условия:

6. Перенесенные заболевания:

7. Перенесенные травмы:

8. Имеющиеся диагнозы:

Физическое развитие и физическая подготовленность
(заполняется с помощью учителя физкультуры)

Психологические и педагогические показатели
(заполняется с помощью классного руководителя и психолога)

Так, заполняя из класса в класс эти показатели, ты сможешь оценить свои успехи в достижении здоровья.

Что надо знать школьнику об учебной работе

Учеба занимает значительное место в жизни школьника и составляет основу его развития как личности.
Таблица, которую мы приводим ниже, дает представление об особенностях учебного труда школьника1. Она показывает постоянное нарастание суточной умственной нагрузки детей в процессе обучения: пятиклассник вынужден почти 8, а восьмиклассник – почти 9 часов ежедневно заниматься такой работой!
Учебная работа школьника требует от него значительного физического, эмоционального и психического напряжения. В процессе учебной деятельности наиболее заметное влияние на здоровье учащихся оказывают:
— большой объем и высокая плотность усваиваемой новой информации;
— необходимость в течение длительного времени поддерживать высокий уровень умственной работоспособности;
— длительное поддержание вынужденной позы и малоподвижность;
— большая нагрузка на зрительный аппарат;
— частые нарушения режима питания и сна;
— свойственная многим учащимся неорганизованность в обеспечении режима дня и учебы;
— отсутствие необходимых условий для обеспечения здоровья в учебном заведении (не соответствующая возрасту мебель, плохие освещение и вентиляция, неправильные питание и тепловой режим, отсутствие места для активного отдыха...) и т.д.

Твой режим дня

Эффективно работают и достигают успеха, живут здоровой, полноценной и интересной жизнью те люди, которые имеют четкие жизненные цели и используют соответствующие средства и границы времени для их достижения. Для этого надо четко планировать свою жизнь и рационально использовать время. В таком планировании отношение к здоровью является важнейшей жизненной ценностью, при нем урезается время на непроизводительные траты, которые из минут складываются в дни, из дней – в недели и годы нерационально прожитой жизни. В свою очередь, четкое планирование времени позволяет, во- первых, не упустить самое важное (на данном этапе жизни), а во-вторых, добиться обязательного выполнения всех видов деятельности.
При разработке режима дня надо предусмотреть все условия жизни: обязательные и желательные, которые можно условно разбить на несколько групп:
1) Обязательные регламентированные, выполнение их жестко определяется расписанием занятий или другими обстоятельствами, которые человек изменить не может (например, время сна). Сюда же следует отнести время на прием пищи, дорогу к месту учебы и обратно, занятия по дополнительному образованию, в секциях, клубах и др.
2) Обязательные нерегламентированные – они должны быть выполнены обязательно, но длительность, периодичность и время их выполнения в течение дня человек вправе определять сам. Сюда следует отнести подготовку к урокам, обязательную двигательную активность, оздоровительные мероприятия, выполнение обязанностей по дому и пр.
3) Связанные с личными интересами и привязанностями ученика. Это – чтение художественной литературы, посещение зрелищных и других культурных мероприятий, просмотр периодиче­ской печати, телепрограмм, коллекционирование и т.д.
4) Личное время, которое должно быть у каждого человека и которое он может использовать по своему усмотрению; кроме того, его наличие позволяет не ломать режим при возникновении непредвиденных обстоятельств.
Гигиенические рекомендации предполагают распределить время так:
1. Учебные и факультативные занятия – 5–­5,5 часа.
2. Учебные занятия дома (с учетом перерывов) – 2,5–3 часа.
3. Дополнительное образование (кружки, секции, клубы и др.) – 1,5–2 часа.
4. Занятия физкультурой и спортом, игры и развлечения на открытом воздухе, дорога в школу и обратно домой – 2,5–3 часа.
5. Свободное время, творческая деятельность по собственному выбору, общественно полезный труд, помощь семье, чтение художественной литературы – 1–2 часа.
6. Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, прием пищи, туалет – 2–2,5 часа.
7. Сон ночной – 8–9 часов2.
Основным требованием к режиму должно быть чередование периодов работы и отдыха.
Используя примерный перечень обязательств и обстоятельств, ты можешь (лучше вместе с родителями, чтобы режим соответствовал образу жизни всей семьи) разработать собственный режим. Но одни дни окажутся больше насыщены учебной работой, другие – домашними заботами, третьи – досугом. Поэтому лучше составить режим не на один день, а сразу на неделю. Если же виды деятельности повторяются изо дня в день практически без изменений (кроме выходных), можно ограничиться и режимом дня. В этом случае потребуется только планирование выходных, если этого не сделать, то воскресенье пройдет скучно и не оставит в памяти никаких приятных воспоминаний; кроме того, пассивный отдых, как правило, не дает полноценного восстановления после недельной учебной нагрузки.
При составлении режима обязательно надо придерживаться следующих условий:
? в нем должны найти место все виды деятельности;
? время отхода ко сну и пробуждения должно быть по возможности постоянным (исключение можно сделать лишь для выходного дня);
? день обязательно должен начинаться с утренней зарядки, а заканчиваться прогулкой;
? умственная работа должна чередоваться с другими видами деятельности.

Приступая к разработке режима, для начала определи:
1. Задачи рациональной организации жизни (для чего ты хочешь составить режим).
2. Виды работ, которые следует учитывать при разработке режима (их перечень из четырех видов деятельности приведен выше).
3. Перечень обязанностей и обстоятельств, которые следует учитывать при разработке режима (постарайся как можно полнее заполнить свои виды деятельности по каждой из четырех выделенных групп, причем каждый из этих видов следует выразить в недельных суммарных затратах времени в часах).
4. Закономерности построения недельного режима (определи, как лучше было бы чередовать виды деятельности, чтобы как можно дольше сохранять работоспособность и поддерживать здоровье).

Двигательный режим школьника, помимо утренней гигиенической гимнастики, включает и другие виды мышечных нагрузок: дорога в школу и обратно пешком, занятия физкультурой, игры, прогулки, которым пятикласснику следует уделять не менее двух часов в день.
Занятия по интересам в вечернее время как бы поощряют человека за ту работу, которую он выполнил в течение дня, и вместе с тем готовят его к ночному сну: чтение художественной литературы, рисование, прослушивание музыки, просмотр коллекций и другие виды спокойного времяпровождения. Время отхода ко сну должно быть строго определенным, хотя у каждого человека оно может быть своим. Важно лишь, чтобы он быстро засыпал, а просыпался с чувством легкости и хорошего настроения.
В течение недели напряженность и учебного расписания, и самостоятельных занятий, и других видов работ (например, занятий в секциях, кружках и т.д.), как правило, бывает непостоянной.
Поэтому школьнику режим желательно составлять не на день, а на неделю, что позволит перенести часть нагрузки (например, выполнение учебных домашних заданий) с наиболее загруженных дней на те, в которых нагрузка меньше, – тогда не будет появляться ощущение нехватки времени и психического перенапряжения.

ТВОЕ РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Задание. Приведи в порядок свой режим
Для разработки режима прежде всего следует попробовать «сфотографировать» свой день.
Выбери самый обычный, будний день недели. Наберись настойчивости и в приводимой ниже таблице слева запиши каждое, даже самое маленькое, выполненное в этот день дело, а справа проставь потраченное на него время. Вечером же необходимо просмотреть записи и определить, где и когда время было потрачено зря. Такая «фотография» поможет научиться дорожить временем.

«Фотография» твоего обычного дня

Дата ______ День недели ________________

Выводы:
1. У тебя на этот день были запланированы какие-либо важные дела? – Да, нет.
2. Все ли ты успел сделать, что задумал? – Да, нет.
3. Сколько времени ты использовал с пользой?
4. Что, по-твоему, тебе помешало больше времени использовать с пользой?

Заполни таблицу по примерному распределению видов деятельности и затратам времени на них.

Теперь составь режим своего дня. Лучше это сделать вместе с родителями, чтобы учесть особенности режима семьи и приобщить самих родителей к рациональному распорядку дня.
Запомни: при составлении режима необходимо учитывать следующие особенности:
1. Утром обязательно должна быть гигиеническая гимнастика, которая поможет тебе быстрее включиться в активную работу.
2. Приготовление домашних заданий, прием пищи, отдых следует планировать на определенное время (смотри раздел «Выполнение домашних заданий»).
3. Отходу ко сну должна предшествовать прогулка или другое спокойное времяпровождение.
4. Лучше чередовать умственные и физические виды деятельности.
5. В режиме должны быть отражены все виды учебных, домашних, оздоровительных, культурных и других работ.
6. Ложиться спать и вставать после сна следует в одно и то же время.

Составив свой режим, прикрепи его на видном месте. Постарайся придерживаться своего режима, но если заметишь, что в какой-то части он тебе неудобен, внеси изменения. Конечно же, эти изменения не должны менять весь режим, а только устранять отдельные неудобства. Обычно для такого уточнения достаточно одной-двух недель – и дальше необходимо строго придерживаться составленного порядка.
Исключения можно сделать лишь для выходного дня.
Если у тебя хватит настойчивости придерживаться режима дня, ты убедишься, что твое время стало более свободным, а работа – более эффективной.

В режиме дня учащегося самого серьезного внимания заслуживает полноценный сон – важнейшее средство восстановления организма и работоспособности. Сон – не пассивное состояние отдыха, а активное состояние мозга и всего организма. Во время сна в организме идут процессы обмена веществ, а в мозгу происходит «сортировка» и закрепление полученной накануне информации в зависимости от ее важности: что-то уходит в глубины неосознаваемого, другое переводится в долговременную память, третье, наоборот, извлекается из глубин памяти в сферу сознательного. В результате самочувствие человека утром во многом зависит от того, насколько полно прошла «обработка» информации во время сна: если этот процесс завершен, человек просыпается бодрым и отдохнувшим («утро вечера мудренее»), а освобожденный от новой информации мозг готов опять выполнять умственную работу; если же «переработка» информации не завершена, то, оставшись в сфере сознательного, она затрудняет эту деятельность и делает ее малопродуктивной. Вот почему так важно обеспечить хорошие условия для сна.

Запомни: основными условиями для нормального сна являются:
– поведение непосредственно перед сном: спокойная обстановка, постоянные действия, предшествующие сну (например, чтение, прогулка, гигиенические процедуры и т.д.);
– строго определенное ежедневное время отхода ко сну;
– привычная и удобная кровать;
– чистый и свежий воздух в помещении;
– отсутствие раздражителей, которые делают сон поверхностным и неполноценным (неудобное ложе, шум, яркий свет и др.).

Главным показателем качества сна является самочувствие человека, который утром должен быть бодрым, отдохнувшим.
Предложенные схемы носят ориентировочный характер и должны уточняться для каждого школьника в отдельности. Например, они не учитывают особенности темперамента ученика (а от него зависит время, затрачиваемое на успешное приготовление домашних заданий), занятия дополнительным образованием (в музыкальных, спортивных и др. школах, с репетитором и пр.). Кроме того, режим надо согласовать с режимом семьи в целом, чтобы он не изолировал школьника от семьи и исполнения своих обязанностей в ней. В любом случае режим должен содержать все необходимые стороны жизнедеятельности ребенка.
Наиболее разумно поступают те школьники, которые уже в воскресенье уточняют перечень обязательных дел, необходимых для выполнения в предстоящую неделю, помимо тех, которые строго определены во времени (учебные занятия по расписанию, занятия в секции и т.д.). Оказывается, если такие дела четко выделены, то распределить их в течение недели уже не представляет труда. И наоборот: если этого не сделать, то многие дела останутся не выполненными (наверное, каждый может вспомнить невыполненные обещания сделать что-то). Важно в конце недели подвести итог и проанализировать причины возможного невыполнения режима – это позволит в дальнейшем внести уточнения в планы и откорректировать свое поведение.
К сожалению, многие учащиеся легкомысленно относятся к планированию выходного дня, считая, что заслужили «ничегонеделание» напряженной учебной неделей. Но такой режим не позволяет им освободиться от накопившейся усталости и полностью устранить навязчивые мысли об учебе. Другая часть учащихся использует выходной день для того, чтобы доделать ту работу, которую они не успели сделать в течение недели, поэтому в понедельник они приступают к занятиям на фоне не только усталости (субъективные ощущения), но и утомления (объективные показатели). Выходной день должен быть полностью посвящен активному отдыху, помогающему устранить неблагоприятные эффекты учебной работы: малоподвижности, нервно-психического напряжения, жесткого режима и т.д. Кроме того, жизнь школьника должна быть наполнена не только учебными и обязательными делами, но и личными интересами, без которых жизнь становится скучной и обыденной. Поэтому организацию и проведение очередного выходного дня надо заранее (хотя бы за неделю) планировать. В выходной следует по возможности сменить обстановку и отвлечься. Лучше провести выходной вне дома. Воскресный отдых обязательно должен быть активным, а не заключаться только в просмотре телепередач или игре на компьютере. Активный отдых у школьника предполагает переключение на виды деятельности, отличные от тех, которые привели к возникновению утомления, т.е. от напряженной умственной работы. Это могут быть лыжные прогулки и поход в театр, рыбалка и дискотека, занятия любимым делом (хобби) и встречи с приятными людьми, участие в дискуссиях и в соревнованиях…
Определенные уточнения следует внести в распорядок дня в конце каждой четверти, полугодия, года, которые связаны с необходимостью выполнения контрольных работ. Специалисты считают, что во время контрольной работы у школьника напряжение психики достигает такого же уровня, как у космонавта в момент взлета космического корабля!

Вот почему там, где заботятся о здоровье учеников, во-первых, процесс контрольной работы не превращают в пытку, во-вторых, стараются не давать более трех контрольных работ в неделю. Еще разумнее, наверное, поступают в тех школах, где по окончании изучения каждой темы проводят тесты, отражающие степень освоения учеником этой темы, – тогда отпадает необходимость в специальной контрольной работе по истечении четверти или полугодия.

Не надо накануне контрольной вносить специальные изменения в свой режим – надо лечь спать вовремя, чтобы утром проснуться со свежей головой. При приготовлении домашних заданий подготовку к контрольной работе отнеси на последнюю очередь, потому что она, конечно же, у тебя займет основное время. А перед сном удели еще минут 10 на то, чтобы просмотреть (просто пробежать глазами, но не учить!) материал.
Утром (не забудь про зарядку!) перед выходом в школу не помешает вновь «пробежать глазами» ту информацию, которая, возможно, потребуется во время контрольной работы. Еще раз проверь, не забыл ли ты что-то из тех пособий, ручек, линеек, карандашей, калькуляторов, что могут потребоваться во время контрольной работы. И ни в коем случае не пытайся что-то вызубрить перед контрольной работой на переменке; это только создаст сумятицу в голове. А вот спокойно погулять во время перемены не помешает.
Запомни: во время работы следует прежде всего (если это не решение каких-то задач и примеров – там все и так понятно) выстроить стройный план действий. С самого начала точно определи: какой ты хочешь получить результат? Вот тогда ты и поймешь: чтобы его достичь, надо сначала получить вот это; а чтобы получить это, надо определить то...
И так, двигаясь от конца к началу, ты и сможешь выстроить логическую цепочку своих действий. Ну а в конце, конечно, подведешь итог, который будет соответствовать названию написанной тобой работы.
В течение полугодия учебной работы ты испытываешь чрезмерные нагрузки, поэтому каникулярное время надо использовать для возможно более полного восстановления здо­ровья. Двигательная активность, свежий воздух, полноценный сон, богатая всеми необходимыми микроэлементами пища – вот идеальные условия для отдыха.
Хорошо бы сменить обстановку и отправиться в другую местность. Не обязательно «за три моря», но за город – обязательно. Только там можно полностью отключиться от мыслей и забот, связанных с учебой.
Если каникулы составляют неделю, то смена обстановки может быть хотя бы в 3–4 дня, зимой можно и до недели, а уж летом… Поэтому загодя надо поговорить с родителями о возможности такого отдыха.
После каникул врабатывание в учебу займет у тебя 2–3 недели. И с самого первого дня вновь впрягайся в составленный режим.

Вот примерный режим дня для школьников 5–8-х классов.

Для ученика 1-й смены
(начало занятий в 8 час. 30 мин.)

Для ученика 2-й смены
(начало занятий в 13 час. 30 мин.)

Твой недельный режим
(ориентировочное содержание и распределение видов деятельности)

Твоя самостоятельная учебная работа

Учебная деятельность школьника включает два основных вида работы – непосредственно на уроках в школе и самостоятельную (приготовление домашних заданий). Понятно, что изменить условия обучения в школе ты не можешь (хотя повлиять на них в силах, например, внимательно слушать объяснения учителя или двигаться на переменах). Что же касается самостоятельной учебы дома, то только от тебя зависит, сможешь ли ты с меньшими затратами сил освоить новый материал.
Чтобы эта работа была эффективной, не отражалась на здоровье, необходимо ее правильно организовать.

Для эффективного выполнения домашней учебной работы надо соблюдать такие правила:
— задания должны выполняться по возможности в одно и то же время дня; необходимо заранее определить время их выполнения и перерывов в них;
— до выполнения домашних заданий необходимо хорошо восстановиться после учебных занятий в школе;
— помещение, где ученик выполняет домашние задания, должно быть проветрено, а температура воздуха по возможности должна быть в пределах 18–20°С;
— следует устранить все посторонние раздражители, которые бы отвлекали твое внимание от продуктивной работы;
— плотный обед должен быть не позднее чем за 2–2,5 часа до начала приготовления домашних заданий (легкий же прием пищи может быть за 1–1,5 часа); но не стоит садиться за уроки и голодным;
— перерыв между активными физическими упражнениями и уроками должен быть в 2–2,5 часа;
— выполнение домашних заданий не должно затягиваться вплоть до времени отхода ко сну – это затрудняет засыпание и делает сон неполноценным;
— следует учитывать свои особенности в освоении учебного материала.

Постоянное место работы создает и рабочее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и обеспечивает высокую работоспособность. Неудобное место, наоборот, раздражает и мешает сосредоточиться.
Человек, находясь в помещении, не только поглощает кислород, но и выделяет углекислый газ и продукты обмена веществ (они выделяются с потом). Это делает воздух «спертым». При длительном пребывании в таком помещении человек испытывает сонливость, головные боли и общую разбитость. Поэтому необходимо регулярно проветривать комнату, делать через каждые 40–45 минут занятий перерывы, во время которых создавать легкий сквозняк (самому в это время лучше находиться в другой комнате).
Температура и влажность воздуха в помещении должны составлять 18–20°C и 30–70% соответственно. Повышение температуры и влажности ведет к снижению умственной работоспособности, из-за чего нарушается усвоение учебного материала и быстрее наступает утомление.
Запомни: можно предпринимать специальные меры для поддержания хорошего состояния воздуха в помещении:
– приоткрывать фрамугу;
– во время перерывов в работе устраивать сквозняки, чтобы обеспечить быструю смену воздуха;
– для повышения влажности воздуха при центральном отоплении можно установить аквариум, развести комнатные растения.
Во время приготовления домашних заданий ученику должно быть удобно сидеть. Надо подобрать подходящую по росту мебель.

Запомни: высота стола должна быть на 2–3 см ниже локтя ученика (в положении стоя). Если стол высок, на стул нужно положить подушечку. Сидеть удобнее, когда ноги имеют опору. Если у стола нет перекладины для ног, то стопы должны полностью стоять на полу. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или «подложив» одну ногу под себя – это нарушает кровообращение и скручивает позвоночник.
Сиденье стула должно обеспечивать удобное положение тела и находиться на уровне коленного сустава. Сидеть долго без опоры для спины тяжело, поэтому стул должен иметь удобную спинку.
Можно выполнять учебную работу и за конторками (стоя босиком на ребристых резиновых ковриках).

Освещение рабочего места должно соответствовать основным правилам гигиены зрения:
•свет должен падать либо сверху, либо слева (для левшей — справа), чтобы он не давал тени от рабочей руки; нельзя допускать прямого дей­ствия источника света на глаза — они должны воспринимать только отраженный от рабочей поверхности свет;
• расстояние от глаз до рабочей поверхности (книги, стола, экрана компьютера) должно составлять не менее 30–35 см, а еще лучше его подбирать так, чтобы поставленная на стол локтем рука сжатым кулаком упиралась в подбородок;
• освещение должно быть равномерным, а поверхность стола – не ослеплять отраженным светом.

Запомни правила нормального освещения:
– лучшее освещение для работы – смешанное;
– стекла окон должны быть чистыми;
– поверхности столов (парт), стен, полов не должны блестеть.

Цвет стен оказывает на нас несомненное влияние. Для рабочей обстановки лучше подходят бледно-розовый и ярко-зеленый цвета, которые стимулируют умственную деятельность.
На время приготовления домашних заданий следует исключить все раздражители, которые будут отвлекать школьника и плохо сказываться на продуктивности его работы.

Тебе необходимо еще до начала работы позаботиться о порядке непосредственно на рабочем месте – на столе, парте, конторке, чтобы потом не отвлекаться на поиски ручки, карандаша, линейки и т.п.
Запомни: наиболее часто используются от­дельные зоны письменного стола, поэтому именно на них следует располагать те предметы, которые будут необходимы в данное время. Зоны расположены так:

Стул школьника

5

1

4

2

Рабочая зона

3

Схема расположения предметов на столе при умственной работе (для правшей)

1 – необходимые сейчас книги, справочники, таблицы и др.; 2 – письменные принадлежности и то, что может потребоваться сейчас; 3 – свободное место для рабочей руки; 4 – учебники, тетради и др., которые уже не потребуются; 5 – учебники, тетради и др., которые еще потребуются (для левшей зоны 4 и 5, 2 и 3 поменять местами), впереди – рабочая, левый (5) и правый (4) дальние углы практически не используются, туда лучше положить предметы, которыми приходится пользоваться редко (стакан с ручками и карандашами, линейки и др.). Зону 1 можно использовать для книг или других пособий, которые необходимы непосредственно во время работы; в зонах 2 и 3 можно разместить те пособия, предметы, которые могут потребоваться именно при выполнении текущей работы (линейки, карандаши, справочники и т.д.). То, что необходимо в настоящий момент, – книгу, тетрадь, письменные принадлежности и др., – удобнее положить перед собой, а то, что еще потребуется, лучше класть слева от себя. По мере выполнения заданий все, с чем работать уже не придется (исписанные листы, черновики, тетради, учебники и пособия по уже сделанным урокам), можно складывать справа или вообще убрать со стола.
По окончании приготовления домашних заданий следует сразу же убрать в портфель (ранец) все те учебники, пособия, тетради, которые будут необходимы к очередному учебному дню.

Задание: проверь свое рабочее место
1. Твой рост – ____ см, а высота твоего рабочего стола – ____ . В положении стоя от твоего локтя до поверхности стола ____ см.
2. Когда ты сидишь, то в коленных суставах ноги согнуты под углом (подчеркни): острым, прямым, тупым.
3. У сиденья, на котором ты работаешь, спинка есть, нет.
4. Когда ты пишешь, тебе удобнее располагать предплечье левой (у левшей правой) руки: передней частью на столе, полностью на столе, опущенным вниз, как когда.
5. Свет из окна падает на рабочий стол: слева, справа, спереди, сзади, сверху.
6. Когда ты пишешь, расстояние от тетради до глаз соответствует: длине поставленной на стол локтем руки со сжатым кулаком, упирающимся в подбородок; больше, меньше этой длины.
7. Составь схему расположения необходимых для выполнения домашних заданий предметов на твоем рабочем столе. Для этого измерь размеры стола и в определенном масштабе перенеси их на лист бумаги (лучше в клеточку). Определи, сколько тебе обычно требуется в один день учебников, пособий, тетрадей, ручек, карандашей и других предметов. Попытайся теперь расположить их на схеме так, чтобы наиболее часто используемые и удобные зоны письменного стола были заняты теми предметами, которые будут необходимы в данное время.

Теперь подумай:
– правильно ли организовано твое рабочее место?
– все уместилось на столе?
– тебе удобно доставать каждый предмет?
– тебе ничего не мешает во время работы?
Вместе с родителями постарайся привести в порядок твой рабочий стол.

Гигиена чтения и письма

В учебной деятельности школьника основное место занимают чтение и письмо, которые являются наиболее утомительными из всех учебных занятий. Эти виды деятельности требуют большой статической нагрузки: если при выполнении письменного задания около 80% отводимого на него времени учащиеся вынуждены сохранять относительную неподвижность, то при других видах умственной деятельности – от 70 до 50%. При письме включаются в деятельность не только головной мозг и органы зрения, но и многие мышцы кисти, предплечья, плеча.

Запомни: в процессе письма должны участвовать лишь три пальца (большой, указательный и средний), кисть двигается только при переносе. Если же в письме участвует вся кисть, рука быстро устает и почерк становится неуверенным и некрасивым. Ручку надо держать без напряжения, чтобы уменьшить затраты мускульной энергии при письме.

Длительность непрерывного письма для учащихся 11–14 лет должна составлять 15 мин., а продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 25–30 мин.

Запомни: ручки для письма наиболее удобны толщиной 7–8 мм и длиной 155–170 мм с закругленным концом; ручки меньшей толщины быстро утомляют кисть. Авторучки должны быть длиной 143–150 мм, диаметром не более 10 мм, массой не более 10 г; письмо такой авторучкой в течение 20 мин. не утомляет.

Карандаши с графитным стержнем средней твердости для школьников являются наилучшими. Рисование или черчение карандашом с твердым стержнем требует усилий. Карандаши с мягким графитным стержнем также не рекомендуются – они образуют толстые линии и легко загрязняют тетради и руки. Нормальная длина карандаша – около 180 мм при толщине 7–8 мм.
Школьный рюкзак – инвентарь ученика. Ношение учебников в рюкзаке обеспечивает равномерное распределение тяжести на мышцы спины, способствует сохранению правильной осанки, не затрудняет дыхания, оставляет руки свободными. Вес самого рюкзака не должен превышать 600 г.
Вес комплекта учебников совместно с другими учебными принадлежностями и портфелем (рюкзаком) не должен превышать возрастных норм переноса тяжестей.
Приготовление домашних заданий в одно и то же время приучает к систематической работе. У школьников, привыкших заниматься в одни и те же часы, к этому времени появляется необходимый настрой на напряженную работу.
Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу после окончания школьных уроков и обеда (хотя и понятно желание быстрее освободиться от них и почувствовать себя свободным). Дело в том, что сразу после еды происходит отток крови от головного мозга (после плотного обеда мы ощущаем сонливость). Кроме того, с 13–15 часов у человека отмечается закономерное снижение работоспособности, что делает выполнение домашних заданий в это время малоэффективным. Поэтому после школы не рекомендуется плотно есть, но перекусить надо обязательно. После еды желательно погулять.

Запомни: домашние задания лучше выполнять между 15 и 18 часами, когда умственная работоспособность самая высокая.
Умственная работоспособность школьника по мере выполнения учебной работы меняется. В начале работы она, как правило, оказывается относительно низкой. Чтобы ускорить врабатывание, перед началом выполнения домашних заданий можно в течение 1,5–2 мин. выполнить несколько простых движений (но, конечно же, не до утомления): повороты и наклоны головы, вращательные движения глаз, несколько махов руками и др. Помогает врабатыванию и сам процесс подготовки к выполнению домашних заданий, когда ученик раскладывает в определенном порядке на рабочем столе учебники, тетради и другие принадлежности, он уже настраивается на работу.

Поддержание умственной работоспособности

С началом работы умственная работоспособность нарастает постепенно, в течение 7–10 мин., и 20–25 мин. сохраняется на высоком уровне. После 30–40 мин. непрерывной работы развивается утомление. У каждого школьника время врабатывания, устойчивой высокой работоспособности и наступления утомления оказывается различным. Оно зависит и от его самочувствия – при плохом самочувствии врабатывание оказывается более продолжительным, а утомление наступает быстрее. Понятно, что работа в условиях наступившего утомления оказывается не только малопродуктивной, но и приводит организм в состояние напряжения. Поэтому каждый ученик должен знать свойственные именно ему признаки утомления.

Запомни: признаками утомления могут быть:
— глаза повторно возвращаются к одной и той же строке, что свидетельствует о плохом вос­приятии информации;
—мысли от изучаемого материала перескакивают на постороннее;
— стало неудобно сидеть, возникает ощущение покалывания в ногах;
— отвлекают посторонние раздражители, которые до этого проходили мимо внимания (звуки, ощущение голода и др.).
Наступление утомления означает, что эффективность работы снижается, поэтому необходимо периодически делать короткие перерывы, которые бы повысили работоспособность.

Чтобы восстановить умственную работо­способность и предупредить развитие резкого утомления, необходимо активно отдыхать. Для этого через каждые 45–50 мин. занятий надо делать заранее запланированные перерывы. В течение первых 4–5 мин. 8–10-минутного перерыва можно, например, рекомендовать выполнение домашних заданий по физкультуре, для девочек – танцы под ритмичную музыку, прыжки со скакалкой, для мальчиков – силовые упражнения и т.д. Желательно в это время выполнить комплекс упражнений, направленный на улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных изменений в осанке, в кровообращении и дыхании, предупреждение чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения. Для решения этих задач можно использовать простейшие упражнения: потягивания, напряженные мигания, сгибания и разгибания пальцев, дыхательную гимнастику и др.

Если при выполнении домашних заданий пришлось много писать, то необходимо в набор двигательных действий включить и упражнения для плечевого пояса и рук. Лучше, если при каждом следующем перерыве в приготовлении домашних заданий набор из 6–8 упражнений меняется.
Надо только помнить, что в это время нельзя использовать такие мышечные нагрузки, которые могут привести к физическому утомлению.
Выполнив физические упражнения в течение 4–5 мин., в оставшееся время 8–10-минутного перерыва можно свободно походить или сделать какую-то работу по дому, гигиенические процедуры и т.д., но нельзя посвящать перерыв работе с новой информацией (просмотру телепрограмм, работе на компьютере).

Задание. Разработай режим активного отдыха при выполнении домашних заданий

I. Приучи себя к регулярным перерывам в приготовлении домашних заданий. Заведи будильник, чтобы он прозвенел через 40 мин. после начала выполнения домашних заданий: пора сделать перерыв.
Через 2–3 дня таймер тебе уже будет не нужен, заработают внутренние часы.
II. Составь несколько комплексов упражнений для физкультпауз. В каждом комплексе должно быть по 6–8 упражнений, которые ты можешь взять из приведенных четырех групп. Каждое упражнение следует повторять 4–6 раз.

Для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.): сидя на стуле. 1–2 – плавно наклонить голову назад, 3–4 – наклонить вперед, плечи не поднимать.
2. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. 1 – медленный поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – влево, 4 – и.п.
3. И.п.: стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом занести левую руку через правое плечо, голову повернуть налево; 2 – и.п., 3 – то же правой рукой, 4 – и.п.
4. И.п.: стоя. Медленные повороты головы влево – вправо. Повторить 8–10 раз в каждую сторону.
5. И.п.: сидя на стуле. Чуть наклонив голову вперед, массировать ладонями заднюю по­верхность шеи от волосистой части головы вниз к плечам. 20–30 секунд.
6. И.п.: сидя. Кончиками пальцев медленно массировать виски в одну и другую стороны. 20–30 секунд.
7. И.п.: сидя на стуле. 1–2 – плавно наклонить голову назад, 3–4 – наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4–6 раз.
8. И.п.: сидя на стуле, руки на поясе. 1 – медленный поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – влево, 4 – и.п. Повторить 6–8 раз.
9. И.п.: стоя, руки на поясе. 1 – махом занести левую руку через правое плечо, голову повернуть налево; 2 – и.п., 3 – то же правой рукой, 4 – и.п.

Для снятия утомления с туловища и нормализации осанки
1. И.п.: стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз вправо, плечевой пояс неподвижен; 2 – то же влево. Повторить 6–8 раз.
2. И.п.: то же. 1–4 – круговые вращения тазом в одну сторону, 5–8 – в другую сторону.
3. И.п.: стойка ноги врозь. 1–2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, – вдоль тела вверх; 3–4 – и.п., 5–6 – то же в другую сторону, 7–8 – и.п.
4. И.п.: основная стойка. Поднимая сцепленные в замок руки вверх и поднимаясь на носочках, потянуться, напрягая все мышцы туловища; расслабившись, наклониться вперед, руки опущены. Повторить 4–5 раз.
5. И.п.: стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз вправо, плечевой пояс неподвижен; 2 – то же влево. Повторить 6–8 раз.
6. И.п. – то же. 1–4 – круговые вращения тазом в одну сторону, 5–8 – в другую сторону. Повторить 4–6 раз.
7. И.п.: стойка ноги врозь. 1–2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, – вдоль тела вверх; 3–4 – и.п., 5–6 – то же в другую сторону, 7–8 – и.п. Повторить 6–8 раз.
8. И.п.: стоя на четвереньках. Упражнение «кошка добрая и кошка злая». Повторить 6–8 раз.
9. Девочки: переход из и.п. лежа на спине (с закрепленными ногами, руки за головой) в положение сидя и обратно. Повторить 10–12 раз (или возможное количество раз, но не до утомления).
Мальчики: отжимания в упоре лежа. Повторить 10–12 раз (или возможное количество раз, но не до утомления).

Для восстановления кровообращения и дыхания
1. И.п.: стоя. Одна рука на груди, вторая на животе. Медленный вдох с последовательным наполнением нижних долей легкого (брюшная стенка выпячивается вперед) – средних долей (поднимается грудная клетка) – верхних долей (поднимаются плечи); затем выдох с такой же последовательностью: нижние (втягивается брюшная стенка) – средние (опускается грудная клетка) – верхние доли (опускаются плечи). Повторить 3–4 раза3.
2. И.п.: лежа на спине. «Велосипед». 20–30 секунд.
3. И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, руки на поясе. Приседая, руки вперед – выдох, возвращение в и.п. – вдох. Повторить 6–8 раз.
4. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. «Рубка дров» с резким выдохом при наклоне вперед. Повторить 8–10 раз.
5. И.п.: сидя на краешке стула, колени разведены. Массаж задних поверхностей бедер. 20–30 секунд.
6. И.п.: лежа на спине. Попеременно подтягивать руками колени к груди – выдох. Повторить 6–8 раз каждой ногой.

Для снятия утомления с плечевого пояса и кистей рук
1. И.п.: сидя или стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – сменить положение рук. Повторить 2–3 раза, после чего руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
2. И.п.: стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад – прогнуться. Повторить 2–3 раза, затем руки вниз и расслабленно потрясти.
3. И.п.: сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать. Повторить 2–3 раза, затем расслабленно потрясти внизу кистями.
4. Потряхивания расслабленными кистями. 20–30 секунд.
5. Кисти «в замок». Вращение кистями в одну и другую стороны. 20–30 секунд.
6. Кисти сложены, опираясь кончиками разведенных пальцев. Упругие надавливания пальцами. 20–30 секунд.

Береги свое зрение. При выполнении домашних заданий большая нагрузка ложится на глаза, и у многих школьников отмечаются его нарушения.
Запомни: для сохранения хорошего зрения следует придерживаться следующих правил:
1. Не учи уроки и не читай лежа и в транспорте.
2. Не пиши с низко наклоненной головой.
3. Правильно освещай рабочее место.
4. Регулярно проводи гимнастику для глаз.
Гимнастику для глаз надо делать не только при приготовлении домашних заданий, но и при чтении художественной литературы, просмотре телепрограмм, работе на компьютере и т.д.
1. Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, сосчитав до 5. Повтори 4–5 раз.
2. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори 4–6 раз.
3. Найди на стекле окна точку и задержи на ней взгляд на 15–20 секунд. Затем переведи взгляд на дерево или дом, которые расположены далеко от окна, задержи взгляд на 10 секунд. Повтори это упражнение 2–3 раза.
4. Крепко зажмурь глаза (сосчитай до 3), открой глаза и посмотри вдаль (сосчитай до 5). Повтори 4–5 раз.
5. 4–6 раз зажмурь глаза изо всех сил, сделай ими 10 круговых движений влево – вверх – вправо – вниз и обратно.
6. Вытяни руку вперед, следи глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца влево и вправо, вверх и вниз. Повтори 4–5 раз.
7. Посмотри на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенеси взгляд вдаль на счет 1–6. Повтори 4–5 раз.
8. В среднем темпе проделай 3–4 круговых вращения глазами в правую сторону, столько же – в левую. Расслабив мышцы глаз, посмотри вдаль на счет 1–6. Повтори 1–2 раза.
9. Сосредоточь взгляд (не мигая как можно дольше) на кончике носа, потом на какой-нибудь дальней точке.
10. Поглаживай в течение 1 мин. веки кончиками (подушечками) пальцев.
11. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. По­втори упражнение 5 раз.
Засеки по часам время выполнения упражнений для глаз и убедись, что они занимают очень короткий период, – не жалей этого времени для сохранения своего зрения.

В каком порядке следует делать уроки

Люди по-разному усваивают учебный материал. Понаблюдай за своей работоспособностью и установи наилучший распорядок выполнения заданий.
Запомни: если ты «легок на подъем», входишь в работу легко и вначале работаешь более продуктивно, чем к концу занятий, но быстро утомляешься, тебе следует начинать приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета. Если же ты втягиваешься в работу медленно, много времени тратишь на «раскачку», но работоспособность у тебя сохраняется долго, а усталость появляется поздно, то тебе надо начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным. В случае если ты вообще с трудом приступаешь к домашним заданиям, если тебя нервирует любая неудача в их выполнении, то лучше начинать с самых простых, успех в которых принесет тебе удовлетворение и желание добиться новых положительных результатов.
У каждого школьника есть любимые предметы и учителя, есть и те учебные дисциплины, которые даются с трудом или просто неинтересны. Поэтому следует установить для себя свою шкалу трудности предметов и придерживаться ее при выполнении домашних заданий.
Иногда порядок подготовки заданий по предметам приходится менять. Например, если при выполнении домашних заданий ты встречаешься с затруднениями при решении сложных задач (математика, физика), это задание необходимо перенести на последнюю очередь (и выполнить после последнего перерыва), иначе затраченное на его решение время не позволит хорошо подготовить задания по другим учебным предметам.

Память

Память в освоении нового учебного материала имеет особое значение. Есть несколько разновидностей памяти, у одних людей преобладают одни типы памяти, у других – другие. Поэтому при приготовлении домашних заданий следует возможно полнее использовать особенности своей памяти.
Память бывает:
– моторной (если ты непроизвольно сопровождаешь запоминание информации различными двигательными действиями – записываешь ее, чертишь график или даже просто ходишь);
– зрительной (ты должен обязательно информацию увидеть – в учебнике, на плакате, в облике предмета, лица и т.д.);
– слуховой (через речь, музыку, определенные сигналы);
– логической (строится на осознании новой информации);
– ассоциативной (ты сравниваешь новую информацию с уже имеющейся и находишь между ними сходства и различия);
– эмоциональной (новая информация вызывает у тебя определенные – положительные или отрицательные – переживания).
Для оценки собственной памяти можно воспользоваться следующими методиками.

Спонсор публикации статьи – московский интернет-магазин ортопедических матрасов «Matrashop.ru». В каталоге магазина, расположенного по адресу www.matrashop.ru, вы сможете подобрать детские или взрослые матрасы необходимого размера, основания к ним или кровати, спальные принадлежности, такие как подушки, одеяла, простыни, наматрасники, представленные в различных ценовых категориях. Подробный каталог ортопедических матрасов, консультации, доставка по всей России.

Методики оценки типов памяти

I. Изучение типов памяти: I – слуховая, II – зрительная, III – моторно-слуховая, IV – зрительно-слухо-моторная.

Процедура проведения исследования. Для ее проведения тебе потребуется помощник, которым может быть, например, кто-либо из родителей (назовем его экспериментатором).
Первый ряд слов экспериментатор читает с интервалом 4–5 сек. между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва ты записываешь слова и отдыхаешь 10 минут. Второй ряд слов ты читаешь молча 1 раз (зрительное запоминание) и затем записываешь. Через 10 мин. воспринимается 3-й ряд: экспериментатор читает слова, а ты шепотом повторяешь их и «записываешь» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), а затем заносишь слова на лист бумаги. С перерывом в 10 мин. воспринимаются слова IV ряда. В этот раз экспериментатор читает слова, а ты одновременно читаешь их на карточке и шепотом повторяешь каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).
Оценка. Твой тип памяти определяется тем, в каком из рядов ты запомнишь больше слов. Можно подсчитать коэффициент типа памяти (С), С = а/ 10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.

II. Определение коэффициента логической и механической памяти.

Материал: 2 ряда слов. В первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором она отсутствует.

Процедура исследования. Ученику зачитываются 10 пар слов I ряда (интервал между парой – 5 сек.). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 сек.), а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Анализ результатов:

Объем логической памяти

Объем механической памяти

Существуют определенные законы памяти, которые помогают эффективно пользоваться ею.
Запомни: основными законами памяти являются следующие:
1. Думай. Непременно нужно во всем найти смысл. Не надо, зажав руками уши и впившись глазами в текст, повторять про себя строчку за строчкой. Постарайся найти в тексте главную мысль, отметить переход ее к следующей – то есть составить план или даже краткий конспект. Кроме того, необходимо учиться не только отвечать на вопросы, но и задавать их там, где возникают сомнения, и пытаться самому найти ответ собственным сомнениям.
2. Интересуйся. Необходимо найти практическое значение новой информации – тогда и отношение к ней станет более заинтересованным.
3. Будь готов. Новое лучше, прочнее держится благодаря связям с прежней информацией. Поэтому ученик должен подумать, что он знает по предложенной теме; оценить, насколько новая информация пополнит его знания. К работе со сложным материалом полезно специально подготовиться: припомнить предыдущий материал, почитать дополнительную литературу на ту же тему.
4. Не топчи следы. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное – по­пытаться тут же запомнить что-то похожее. Поэтому не следует учить физику после математики, а историю после литературы.
5. Включай весь мозг. При запоминании лучше включать в работу различные виды памяти. Например, чтобы запомнить формулу, необходимо не только произнести ее вслух, но и зрительно воспроизвести с закрытыми глазами, записать (лучше медленно и крупными буквами).

Память можно и необходимо тренировать. Ухудшение же запоминания говорит либо о недостаточности тренировок, либо о высоком уровне психического напряжения, утомления или о плохом самочувствии.
Хотя люди часто жалуются на свою память, как правило, дело не в ней, а в низком уровне внимания. Человеку трудно сосредоточиться, если на него действуют различные отвлекающие раздражители. Для успешного запоминания прежде всего следует создать соответствующие условия, исключив те раздражители, которые мешают концентрации внимания. Для специальной тренировки внимания можно, например, усилием воли сосредоточить его на каком-либо явлении (например, на движущейся секундной стрелке часов), отметить время, в течение которого внимание остается устойчивым, а затем, систематически выполняя это упражнение, добиться постепенного увеличения времени устойчивого внимания. Такая тренировка, проводимая регулярно, дает результат довольно быстро, уже через несколько дней.

Способы тренировки основных видов памяти

1. Зрительная – попытайся воспроизвести по памяти порядок книг на полке; вспомни, где что лежит в ящиках стола; и т.д.
2. Слуховая – попробуй повторять сказанное экспериментатором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Учи наизусть стихи и небольшие отрывки прозы.
3. Двигательная – чаще составляй планы к учебному материалу или своему ответу, а также схемы и таблицы.

Тренировать память нужно регулярно, посвящая этому хотя бы полчаса ежедневно.
Запомни: лучше всего наша память работает с 8 до 12 час. и после 19 час., спустя 1–1,5 часа после приема пищи.
Особенности памяти связаны не только с ее типом, но и с другими характеристиками. Это такие важные показатели, как, например, объем памяти, быстрота запоминания, объем воспроизведения и др. Следующие тесты позволят тебе оценить их состояние.

Определение объема памяти и быстроты запоминания

Среди различных качеств памяти выделяются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и способность вспоминать, актуализировать. Качества памяти могут быть неодинаковыми для разных видов памяти. Проделай опыт, позволяющий определить объем твоей зрительной памяти при узнавании. С этой целью запомни фигуры, изображенные на рис. 1. Затем найди эти фигуры среди других на рис. 2. На запоминание дается одна минута. Для того чтобы определить объем памяти узнавания в процентах, число фигур, которые ты правильно воспроизвел, надо разделить на число изображенных на рис. 1 фигур и частное умножить на 100.

Определение объема памяти воспроизведения

Нарисуй квадрат, раздели его на 9 равных частей, как при игре в «крестики-нолики». Затем в течение 1 минуты рассмотри и запомни фигуры на рис. 3. Закрой нарисованные фигуры и изобрази их по памяти. Определи объем памяти воспроизведения в процентах.
Количество повторений, которое потребуется для полного заучивания, будет характеризовать твою быстроту запоминания. По проценту ошибочно воспроизведенных фигур можно судить о точности памяти. Люди с высокой точностью памяти воспроизводят не только рисунки фигур, но и их порядок. Воспроизведение тех же рисунков через день-два позволит охарактеризовать прочность твоей памяти.
Не расстраивайся, если у тебя получатся не очень высокие показатели. Память можно тренировать!
Запоминание, скорость заучивания учебного материала у разных школьников заметно различается: есть быстро заучивающие, а есть – медленно. Для вторых требуется примерно втрое больше времени, зато они помнят заученное дольше. Часть школьников склонна к механическому заучиванию (зубрежке), другая – к осмысленному запоминанию. При осознанном запоминании результат оказывается почти в 20 раз лучше. Поэтому для успешного запоминания очень важно, чтобы ученик либо пришел к логическому решению вопроса, либо нашел связь нового материала с освоенной ранее информацией, либо связал его с практической значимостью (где он ему будет нужен, как его можно использовать).

Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, надо выполнить такую последовательность действий:
• мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным предметом;
• оба предмета в воображении соединить каким-либо образом друг с другом в один фантастический предмет;
• мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.

Пример:
Необходимо запомнить следующий ряд дел: позвонить кому-либо, отправить письмо, взять в библиотеке книгу и т.д. В соответствии с обо­значенным выше рядом дел такими предметами могут быть: телефонная трубка, почтовый ящик, книга. Теперь действуем в соответствии с последними двумя сформулированными выше правилами: попарно связываем друг с другом перечисленные предметы в необычные ассоциации и мысленно представляем придуманное. Первым таким предметом может стать, например, почтовый ящик, изготовленный в виде телефонной трубки; вторым – набитый книгами огромный почтовый ящик. После этой процедуры достаточно последовательно представить, как будут выглядеть придуманные тобой предметы, чтобы в нужный момент вспомнить о связанных с ними делах.

Для лучшего запоминания после первого ос­воения информации ее повторяют через 5–6 часов. Для обучающегося в первой смене это время будет предшествовать отходу ко сну, во время которого отдыхает только тело, а мозг продолжает довольно напряженную работу по «сортировке» той информации, которую человек получил накануне. Причем в первую очередь он перерабатывает ту информацию, которую человек получил непо­средственно перед сном. Поэтому для лучшего запоминания необходимо перед отходом ко сну обязательно повторить выученный материал (но не учить перед сном, а именно повторить выученный днем материал). Идеально же он закрепляется в памяти при его новом утреннем повторении.

Разумеется, для хорошего запоминания необходимо настроиться на работу, сконцентрировать внимание, не отвлекаться на шум, мысли о невыполненных делах, чувство голода и др.

Запомни: хорошая память – это прежде всего хорошее здоровье. Сидя целыми днями над книгой без свежего воздуха, физической нагрузки и рационального режима, нельзя рассчитывать на хороший результат, вот почему культура обучения неразрывно связана с культурой здоровья.

Организация выполнения домашних заданий

Продолжительность выполнения домашних заданий для учащегося пятого класса не должна превышать 2,5 часа, а восьмого класса – 3 часов в день. Хотя многие учащ иеся считают, что на самостоятельную работу у них уходит гораздо больше времени, хронометраж показывает, что на работу они затрачивают, как правило, не более указанных объемов времени. Дело в том, что если время окончания самостоятельной работы заранее не запланировано, то в процессе выполнения самой работы учащиеся постоянно отвлекаются на просмотр телепередач, еду, разговоры по телефону, так что время окончания работы постоянно откладывается. Следовательно, о необходимости уложиться в ограниченные временные рамки ты должен помнить уже до начала выполнения домашних заданий.

Заканчивай учебную работу не позднее чем за 2,5–3 часа до сна, но после прогулки перед сном можешь уделить минут 7–10, чтобы зрительно восстановить в памяти освоенный материал (пробежать глазами изученный материал, но не учить!).

Задание: проверь организацию домашних заданий

1. Когда ты начал их выполнять.
2. Чем ты занимался перед началом выполнения домашних заданий.
3. В какой последовательности ты выполнял домашние задания по предметам.
4. Почему именно в этой последовательности.
5. Сколько перерывов ты сделал.
6. Чем ты занимался во время этих перерывов.
7. Сколько минут в общей сложности заняли у тебя перерывы (минут).
8. Ты закончил выполнять домашние задания в.

Работа на компьютере

Компьютер лучше расположить на столе в углу комнаты задней его частью к стене. Стол, на котором стоит компьютер, надо поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране монитора не было бликов.
Следует правильно организовать рабочее место. Мебель должна соответствовать твоему росту так же, как это было описано и для твоего учебного рабочего места.
Сидеть следует на расстоянии не менее 50–70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана монитора) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть. Необходимо почаще проветривать комнату, систематически проводить влажную уборку. Чтобы увеличить влажность воздуха (а работа компьютера ее снижает), в помещении можно поставить аквариум или разводить комнатные растения.
Запомни: для подростков длительность непрерывной работы на компьютере без ущерба для здоровья не должна превышать 20–25 минут, а для имеющих отклонения в состоянии здоровья – и всего-то не более 10 минут! Причем не ежедневно, а 3–4 раза в неделю.
Понятно, что выдержать эти требования тяжело, тем более если практически вся твоя работа на компьютере заключается в захватывающих играх.
Чтобы все-таки не стать пленником компьютера, работа на нем должна быть строго определена точным временем в недельном режиме. Причем постарайся запланировать работу на компьютере таким образом, чтобы после нее шло очень важное для тебя новое дело (например, занятия по дополнительному образованию ? в художественной, музыкальной или спортивной школе), – тогда ты закончишь вовремя.
После каждого занятия на компьютере надо с помощью упражнений снимать утомление глаз.

1 В учебных заведениях инновационного характера (гимназии, лицеи и др.) установленные нормы, как правило, превышаются, с чем связаны и более высокие показатели заболеваемости и нарушений здоровья обучающихся в этих учебных заведениях.

2 Но это общие рекомендации по сну, у разных людей время требуемого сна различно. Основным показателем достаточности сна является самочувствие: х рошее настроение, бодрость, высокая работоспособность.

3 Не следует это упражнение выполнять большее количество раз, чтобы не возникло головокружения.

Эдуард Вайнер ,
профессор, Институт развития образования, Липецкая область