Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2007

Из первых рук

Сельская школа в зеркале российских проблем

В Государственной думе РФ прошли общественные слушания, посвященные проблемам сельских школ. Предложения высказали ученые, представители органов управления образования, общественных объединений, директора школ, депутаты Государственной думы

Быть или не быть?

Образование – это не только приобретение некой суммы знаний, но и воспитание физически и психологически здорового человека, с широким кругозором, социально адаптированного. Как с этой задачей может справиться современная сельская школа, если само ее существование находится под угрозой?
За последние три года закрылось почти 2000 общеобразовательных сельских школ. Председатель совета общественного движения «Образование для всех», депутат Государственной думы Олег Смолин считает, что это вопрос национальной безопасности: когда исчезает сельская школа, люди покидают село, и страна превращается в незаселенную пустыню. Не хотелось бы, чтобы сбылись слова Владимира Набокова: «Россия может разделить судьбу Древнего Рима: культура останется, а народ исчезнет». Надо не закрывать сельские школы, а превращать их в основу для возрождения и развития села.
Академик РАЕН Сергей Комков подчеркнул, что если смотреть на проблему с точки зрения геополитики, то в период глобального потепления российские просторы станут самыми привлекательными для жизни на Земле. И закрытие сельских школ можно расценивать как целенаправленную подготовку к освобождению территорий. Вот только для кого? А если смотреть с точки зрения образования, то какой уровень знаний можно приобрести в школе, где учатся 10 человек?

Задачи у нас общие

Марина Гурьянова, заместитель директора Института социально-педагогических проблем села РАО, отметила особенности, присущие только российским сельским школам: пространственную изолированность школ разных ступеней, их самостоятельное функционирование как юридических единиц, однородный (в отличие от города) социокультурный контингент учащихся. В то же время сельские школы очень отличаются друг от друга, начиная от численности учащихся (от 1 до 1000 человек) и заканчивая экономическим неравенством регионов. Но при всех различиях их объединяют общие задачи: кроме непосредственно образовательной функции – формирование культурно-досугового пространства по месту житель­ства, оздоровительная и производственно-трудовая деятельность. Другими словами, сельская школа – это не только классы и уроки, но и клуб, дискотека, библиотека, медпункт, культурный центр, влияющий на развитие всего села.

68% общеобразовательных школ в России – сельские

Проблемы у сельских школ тоже общие. 600 директоров из 28 регионов России назвали главной проблемой неопределенность существования, ожидание закрытия. А еще – неблагоприятную демографическую ситуацию, старение педагогических кадров, подушевое финансирование, ограниченность средств, отсутствие возможности внебюджетного финансирования и пр.

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Сервис Грузчиков". Компания предлагает Вам услуги грузчиков, грузчиков-экспедиторов, упаковщиков, комплектовщиков, рабочих конвейера, разнорабочих по доступным ценам. Ответственные и пунктуальные сотрудники, бонусы для постоянных клиентов сервиса, возможны разные варианты сотрудничества, безналичный расчёт. Посмотреть информацию об услугах и цены Вы сможете на сайте: saratov.gruzchikov-service.ru.

Четверть населения России ведет сельский образ жизни, а в федеральной программе это до сих пор никак не отражено. Сельская школа, призванная воспитывать крестьянина, фермера, сейчас ориентирована на «выталкивание» выпускников в город, на экспорт неквалифицированной рабочей силы. Юноши и девушки попадают в такие области хозяйства, где им трудно социализироваться. Высшее образование в основном ориентировано на городских абитуриентов, квоты для сельских детей во многих вузах отсутствуют.

«Мало того, что сельские школы финансируются по остаточному принципу, нам не дают зарабатывать самостоятельно, – говорит Тамара Якушева, директор Андрейковской сельской школы Вяземского района Смоленской области. – Мы хотели завести овец, научить детей их стричь, но нам не разрешили. Тогда мы взяли 17 га земли и вырастили хороший урожай ячменя, но возникли проблемы с его реализацией. Пришлось ездить по соседним хозяйствам и упрашивать взять зерно по смешным ценам. На товары, произведенные школьниками, должны быть гарантированные государственные закупки. Зимой мы выращиваем в теплице зеленый лук на продажу, открыли платные секции в нашем плавательном бассейне. Это дает школе очень маленькие деньги, но от налогов нас никто не освобождает. Необходимо восстановить налоговые льготы для всех образовательных учреждений.
Мы просто учителя, мы должны учить и воспитывать детей, а не думать о выживании школы!»

А модели могут быть разными

Сельские школы не должны быть на одно лицо, и создание крупных образовательных центров не может стать единственной моделью для всей страны. В Сибири, на Дальнем Востоке из-за огромных расстояний, плохих дорог такая модель неприемлема. В густо заселенных южных районах страны школы можно укрупнять, а в Нечерноземье нужно ориентироваться на развитие малочисленных сельских школ. Одна из моделей сохранения такой школы – один учитель преподает 10 ученикам все предметы с помощью Интернета и книг. Это может быть вахтовый метод, когда группа преподавателей приезжает в удаленную школу на день (реализуются образовательная и культурно-просветительская функции, а воспитательная отсутствует). Или детей возит на занятия специальный автобус (только образовательная функция). Пожалуй, это самый неудачный вариант. Идея со школьным автобусом позаимствована у Соединенных Штатов механически. Никто не подсчитал, что содержание автобуса у нас обойдется дороже, чем содержание школы. А с учетом состояния наших дорог ежедневные перевозки просто опасны для здоровья детей.
Для каждой модели развития школы должно быть свое нормативно-правовое обеспечение.
Что же касается рождаемости, то демографическую ситуацию не способны исправить никакие материальные поощрения. Главный редактор журнала «Народное образование» Алексей Кушнир уверен: этот вопрос решается только воспитанием в семье и в школе. Нужно задуматься, как изменить программу, что написать в учебниках, чтобы дети мечтали о большой семье. Специфическая задача российской сельской школы (не актуальная для других государств) – сохранение малочисленных народностей, удерживание огромных территорий, пусть даже это и нерентабельно.

Освободите школу от налогов!

Школа должна так обучать ребенка, чтобы он мог и хотел развивать свои таланты на родной земле. Работа по старинке уже никого не привлекает, нужно создавать постиндустриальную деревню, с высокой производительностью труда. По мнению профессора МГУ Александра Мюзгаля, выведение элитных семян и пород скота – это тоже ноу-хау. Имея свой маленький технопарк, вооружившись современными биотехнологиями, сельские школьники смогут выращивать не обычную копеечную картошку, а семенной картофель стоимостью 35-40 рублей за килограмм. Реструктуризация одной сельской школы стоит по самым скромным подсчетам 1 млн. рублей. Если на эти деньги купить для школьной мастерской современный станок по производству чего-нибудь нужного, то за год сбудутся все самые фантастические желания сельских ребят. Главное – им не мешать.

Учеба – это труд

С одной стороны, хорошо, чтобы дети «руками прирастали к делу», любили свою малую родину и не превращались в перекати-поле. Как говорится, где родился, там и пригодился. Без повседневной занятости делом воспитать привычку к труду нельзя. Однако психологи не уверены, что привычка учиться перейдет в привычку трудиться. Владимир Сорокин, председатель Ассоциации творческих учителей России, подчеркнул, что труд для школьника должен быть радостью, а не средством выживания, не наносить ущерб здоровью ребенка.
С другой стороны – сельские учителя и сельские школьники не должны сами себя содержать. Исследования показывают, что уровень знаний сельских ребят ниже, чем у их городских сверстников. Если к учебе добавить обязательный труд, то это нанесет значительный ущерб образованию. «Мы живем в XXI веке, и равенство возможностей сельского и городского жителя должно быть реальным, – говорит председатель Совета директоров общеобразовательных школ России Яков Турбовской. – Учеба сама по себе труд и с тяжелым физическим трудом не совместима». С введением профильного обучения неравенство между городскими и сельскими школами только увеличится. Нужно создавать индивидуальные учебные планы профильного образования, вести дистанционное и заочное обучение, все это требует дополнительных средств. Правительство должно взять на себя достойное гарантированное обеспечение сельских школ, чтобы сельский ребенок мог выбрать профессию не для выживания, а для реализации своих способностей.

Учтенные души

С 1 сентября 2007 г. в школах вводится подушевое финансирование. Депутат Олег Смолин считает, что для сельской школы это смерти подобно. Дошкольные группы и «продленку» придется распустить, не будет очно-заочной школы с дистанционным обучением. А зарплата учителям? Ученые предложили правительству несколько схем комбинированной оплаты труда, например, с учетом коэффициента наполняемости класса. На все эти предложения у чиновников один ответ: денег нет! Да, параллельно с подушевым финансированием будут вводить какие-то коэффициенты, но временно.
Очень многое в школе, особенно сельской, зависит от личности педагога. Во все времена учителя были передовой частью интеллигенции. Чтобы оставаться таковыми и сегодня, сельские учителя не должны иметь унизительное жалованье, они должны путешествовать, посещать театры, покупать книги, красиво одеваться и достойно жить. Нужно повысить статус учителя – приравнять его по условиям труда и социальным гарантиям к государственным служащим.
Участники общественных слушаний в своем обращении к Правительству РФ предложили создать федеральную программу по возрождению сельского образа жизни. Ведь именно в селе сохраняются духовные ценности народа – традиции и обряды, любовь к природе, к своей земле.
В США есть закон, по которому закрытие школы приравнивается к измене родине. Вряд ли у нас возможен такой пункт Конституции, но уже назрела необходимость защитить сельскую школу законодательно.

Директор центра образования «Горки Ленинские» Булат Егоров: «Когда-то у нас была образцово-показательная сельская школа, целый учебный городок, в который привозили учителей со всего СССР перенимать опыт. Все изменилось в годы перестройки. Сейчас у нас 2000 кв. м полуразрушенных помещений. Дети после уроков сидят в кустах с пивом, потому что рядом нет ни клубов, ни спортивных сооружений, пойти некуда, делать нечего. Учителя на собственные деньги с помощью батюшки местного храма строят футбольное поле, баскетбольную и волейбольную площадки, восстанавливают мастерские»

Нина Семина