Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2007

Нам пишут

Юные волонтеры из Юрги

Употребление детьми и молодежью наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) представляет собой серьезную проблему современного общества.
В образовательной среде приоритетной является позитивная профилактика, цель которой – воспитание «личностно развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ» (Концепция профилактики злоупотребления ПАВ, 2000).
Актуальной становится и пропаганда здорового образа жизни, которой занимаются совсем молодые люди, волонтеры (слово «волонтер» переводится с французского как «доброволец»).
Так, в городе Юрге принята целевая программа противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному распространению, а также организован волонтерский клуб «Спектр жизни» (творческое объединение «Детско-юношеский центр»), в который входят школьники 7–11-х классов.
Организаторы старались создать благоприятные условия для самораскрытия возможностей добровольцев: атмосферу успешности, включение в ту деятельность, где они смогут раскрыться, почувствовать себя значимыми для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности и собственных инициатив. Задачи, которые ставятся перед добровольцами, вырабатывают и решают сами участники.
На занятиях с детьми поднимаются вопросы позитивных установок, повышения стрессоустойчивости, альтернативы наркотикам, культуры взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями, укрепления веры в собственные силы, развития самоуважения, творческих способностей, активности, самостоятельности, сплоченности, умения сопротивляться давлению сверстников и окружающей среды. В клубе акцент делается на важные личностные и социальные навыки, помогающие детям делать выбор, адекватно вести себя в сложных жизненных ситуациях, не прибегая к употреблению ПАВ.
Основное направление работы волонтеров – пропаганда основ здорового образа жизни. Жизнь добровольцев «антинаркотического фронта» очень разнообразна. Они участвуют во всех соответствующих акциях, днях здоровья, аутрич-работе (раздача информационных материалов), в культурно-массовых мероприятиях, благотворительных акциях, поздравляют друг друга с новогодними праздниками, днем рождения и др. Для ребят устраиваются специальные занятия, психологические тренинги, тесты, упражнения, ролевые игры, практические и творческие задания, направленные на знакомство, ответственное поведение, получение новых знаний. Проходят библиотечные уроки, просмотр и обсуждение видеоматериалов; брифинги, диспуты, дискуссии, КВН, викторины, анкетный опрос, экскурсии. Волонтерские команды участвуют в конкурсах листовок, плакатов, рисунков, газет и сочинений. Спортивные праздники, встречи с ветеранами войны и труда, с известными спортсменами города, людьми искусства, со специалистами, занимающимися вопросами профилактики злоупотребления ПАВ, вечера отдыха – вот далеко не полный перечень мероприятий.
Волонтеры участвуют в конкурсах на ловкость, выносливость, проигрывают разные жизненные ситуации, где каждый может проявить себя индивидуально и в группе, отстаивая свою позицию или придерживаясь мнения других, неся ответственность за выбор. Ребята регулярно посещают культурно-массовые меро­приятия Дворца культуры «Победа», музея народного образования, городского краеведческого музея, Музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока (где есть даже работы школьников, в том числе волонтеров, и подлинники Н.К. и С.Н. Рерихов).
Участники волонтерского клуба, пройдя специальную подготовку, проводят для обучающихся образовательных учреждений занятия и праздники «Я выбираю здоровый образ жизни!», «Береги здоровье смолоду!», «Будь успешным!», «Цени настоящее!» по первичной позитивной профилактике злоупотребления ПАВ, то есть по пропаганде здорового образа жизни и позитивных жизненных установок. Призывают учащихся положительно относиться к жизненным и духовным ценностям, преимуществам здорового образа жизни, развивать навыки общения и принятия решений, повышать чувство самоценности и желания трудиться, так как восполнить то, что не было получено в детстве и юности, порой оказывается невозможно.
В конце подготовки ребята получают пакет информационных материалов (в том числе буклеты, календари, ученические закладки-линейки, блокноты) по пропаганде здорового образа жизни и памятные сувениры.
Во время летних каникул ребята работают и отдыхают в лагере труда и отдыха, школьных и загородных оздоровительных лагерях.
В школьных сочинениях подростки-волонтеры указали, что занятия в клубе «Спектр жизни» помогали им развить чувство уверенности, самоуважения, ответственности, что они стали более инициативными и самостоятельными, правильнее организуют свое время, у них расширился круг общения, им интересно получать новую информацию и передавать ее сверстникам. В ряды волонтеров ребята по цепочке привели других старшеклассников. Добровольцы осознают свою полезность, получают благодарность за труд, развивают в себе важные личностные качества. На практических занятиях с обучающимися волонтеры и руководитель клуба поднимают вопросы ценностей жизни и здоровья, учатся справляться с эмоциональными состояниями, а в более широком плане – как жить интереснее, с пользой для себя и других.
Участники клуба «Спектр жизни» делятся опытом работы и перенимают опыт других объединений на городских и областных конкурсах, слетах, конференциях, где достойно представляют свой город. Их деятельность регулярно освещается в местных газетах, на радио и телевидении.
Активную работу ребят не раз приветствовали представители медицинских учреждений, системы образования, общественных организаций, силовых структур.
Итак, необходимо развивать детско-юношеские общественные организации и движения, основанные на ценностях здоровья и безопасности: собственный опыт убеждает, что профилактическая работа, направленная на личность подростка, действительно эффективна, когда осуществляется силами самих подростков. Принадлежность ребят, проводящих занятия, к одному возрасту, способность говорить на одном языке, их компетентность увеличивают положительный эффект предупредительной деятельности.

Ирина Филипчева