Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2007

Учительская

Расстаемся с заблуждениями

Совсем недавно в моем интернет-журнале шло обсуждение причин, по которым людям имеет смысл создавать семью. Почему возникла такая дискуссия? Только потому, что в обществе существует распространенное заблуждение: раз любят – значит, пусть женятся. За такой женитьбой часто следуют «случайная» беременность, семейный конфликт на этой почве, развод и дети, растущие без отца. Между тем единственным достойным одобрения поводом для создания семьи является совместное решение двух людей о рождении детей. Нет такого решения – любите друг друга, встречайтесь, угощайте любимого или любимую пирожками, проводите вместе свободное время – в общем, наслаждайтесь жизнью, но в загсе вам делать нечего и жить вам лучше порознь

Собственно, со школой та же самая история. То, что дети приходят в школу учиться, еще не значит, что они все должны учиться как можно лучше. Из отличников редко получаются хорошие педагоги, им непонятны все те, кто не учится на «отлично», они всех равняют по себе. Продавцу в магазине не нужен диплом с золотой медалью. Для продавца, как и для учителя, намного важнее чувствовать себя представителем общества, достойным уважения и признания.
Как психолог, оценивающий ситуацию со школой, я не могу ее оценить иначе, как бессознательную одержимость максимальным количеством знаний. Почему «бессознательную»? Потому что никто не думает об их полезности для будущего взрослого человека. Кстати, люди думают вообще крайне редко. В большинстве своем они лишь повторяют то, что им удалось запомнить. А глупость повторяется с таким же успехом, как и что-то умное. Чтобы думать, надо чаще сомневаться – сомневаться в том, что кажется ясным как день, обыденным, как зеленая трава, естественным, как проснуться утром… Вы готовы думать?
Закончились каникулы, и огромная масса учителей разошлась по классам. С чем они туда входят? С каким настроением? Это очень важно. Ведь начало нового учебного года – самый подходящий момент для пересмотра своих убеждений. За время отпуска их влияние на человека значительно ослабевает, и они могут легко быть заменены другими. Так воспользуйтесь этой возможностью!
Придя на свой первый урок в новом году, скажите подопечным: как бы вы ни учились, я буду всегда к вам хорошо относиться. И вы понимаете, что «хорошо относиться» совсем не сочетается с грозным выражением лица. Школа – это абсолютно не то место, где детей надо делать несчастными.
Расскажу об одном знакомом мне учителе физики. Через десять–пятнадцать минут после начала урока ученики начинают отвлекать его от темы разными вопросами. Например: «Владимир Николаевич, а почему молнии бьют из тучи в землю, а не наоборот?». И он с удовольствием отвлекается и может целый урок посвятить обсуждению интересного вопроса. Спрашиваю его: «Что ж вы так легко поддаетесь на провокацию?». А он отвечает, хитро улыбаясь: «Школа – это место, где детям должно быть интересно». Вот так, все очень просто.
Другая моя знакомая, учительница литературы, часто приносит на свои уроки записи пения разных птиц. Рассказывает: «В программу включены такие малоинтересные произведения, что мне жаль тратить детские эмоции на их вдалбливание. Пусть лучше научатся воспринимать прекрасное – то, что всегда будет рядом с ними, но на что они без меня никогда не обратят внимания».
«А как же программа, – часто спрашивают меня, – как же требования, предъявляемые к учителю?» Отвечаю. Вчера была одна партия (ум, честь и совесть нашей эпохи), сегодня другая пытается руководить, завтра, уверяю вас, будет третья. Но слишком далеки они все от наших детей. Были далеки и будут. Для них наши дети – всего лишь ресурс. А для нас? Не так уж и мудрено засомневаться в том, что чиновники от образования размышляют о счастье детей. Я, например, думаю, что они больше озабочены тем, как удержаться на своих местах. И кто их этому научил?
Давайте зададимся вопросом: может ли ребенок с интересом заниматься всеми предметами, которые преподаются в школе? Конечно, нет. Так что же мы усердствуем? Мы задались целью доказать ребенку, что жизнь такая неинтересная? И думаем, что он не спрашивает себя: а ради чего все это? Учитель – понятно, зарабатывает деньги. А ребенок? Может, наберемся смелости и скажем ему правду? Правду о том, что в сложившемся обществе ребенка просто некуда деть, кроме как отправить в школу. И совсем не важно, сколько и какие знания он там приобретет. И все пресловутые контрольные и ЕГЭ нужны лишь для того, чтобы осерьезнить это школьное действо.

Попробуем еще немного подумать, а значит, засомневаться. В обществе как-то сам собой сложился миф о великой миссии Учителя, учителя с большой буквы. Не хочу никого обидеть, но не вижу оснований для его существования. Их гораздо больше для обозначения великой миссии Ученика. Тот, кто хочет чему-то научиться, научится непременно. Правда, учиться он будет тому, что посчитает для себя полезным. А наше всеобщее принудительно-обязательное обучение – со всеми этими звездочками, грамотами, медалями и оценочной соревновательностью – вызывает у меня чувство глубокого сомнения. Став взрослыми, нынешние учащиеся тоже будут прилагать усилия ради подобных знаков отличия?.. Вспомнилась история с Наполеоном, который, придя к власти, учредил различные медальки, ради которых, как он считал, люди будут жертвовать своей жизнью. У него оказалось столько последователей! Опыт прижился и развился. Собственно, это самая обычная манипуляция сознанием – подмена ценностей какими-то суррогатами.
«Что же делать?» – спросите вы. Думаю, един­ственно возможное – научить детей размышлять самостоятельно. В первые же дни нового учебного года, пока учителя и их питомцы находятся в радостном возбуждении праздника, в классах можно провести дискуссионную игру. Кто-то из учащихся возьмется отстаивать позицию «я смогу воспользоваться полученными в школе знаниями», а кто-то другой будет защищать совершенно иную позицию: «школьные знания мне не пригодятся». Класс активно помогает и тому, и другому. Только наличие противоположных идей заставляет наш мозг напряженно работать.
В нашей школе учителя после проведения таких дискуссий в классах захотели провести нечто подобное и среди коллег. Темы звучали так: «Мы занимаемся важным делом» и «Мы занимаемся никому не нужной ерундой». Я присутствовал на этой учительской дискуссии. Должен сказать: это было потрясающе! Эмоции перехлестывали, мозги трудились. В тот момент мне хотелось сказать: «Дорогие учителя, как же я вас люблю за то, что вы еще не разучились думать!». Они и сами остались в восторге от этого мероприятия.

Каков же итог всех этих действ? Уважение обдуманной позиции человека, будь то учитель или ученик. Не считает последний для себя важным углубляться в дебри математики – и не стоит его к этому принуждать. От принуждения все равно ничего хорошего не выйдет. Надо понимать, что Учеником ребенок становится лишь в том случае, если сам ищет знания, которые, как он считает, ему пригодятся в жизни. В случае же принуждения он приобретает в первую очередь навык раба. Поэтому отношение к нему не должно зависеть от того, какую оценку он получил. Об этом же необходимо поговорить и с родителями. Их, как правило, терзают те же проблемы бессознательного отношения к ребенку. Они считают, что он должен, потому что им так хочется.
Родители – это вообще отдельная история. Им всем хочется, чтобы их ребенок кем-то стал, лучше всего – олигархом… К сожалению, большинству из них несвойственно понимание главного: неизбежно лишь одно – их сын или дочь станет взрослым человеком. А уж как этот взрослый человек будет зарабатывать деньги, никакого отношения к его становлению не имеет. Ни в какой разновидности труда нет ничего унизительного. Не бывает неудачных или пустых жизней и судеб – так их можно называть только по недомыслию, увлекшись сравнением своей с чужими.
Однако все это возможно, если ребенок научен думать самостоятельно. Если же этого нет, доверять ему принятие серьезных решений о том, чему и как учиться, чрезвычайно опасно. Он может так никогда и не стать Учеником, стремящимся обрести необходимые ему для жизни знания.

Подумаем еще немного? Тогда давайте подвергнем сомнению еще один миф. Миф о том, что все дети, став взрослыми, будут одержимы идеей сделать карьеру или организовать собственный бизнес. Действительно, не все же бессознательно поддадутся всеобщей пропаганде!
Огромное большинство людей увидит счастье в небольшой зарплате и отсутствии в своей жизни суеты и нервотрепки. Да, родившиеся у супругов дети вынуждают их искать дополнительные средства, степень конкурентной борьбы на рынке труда от этого повышается. Поэтому, несмотря на усилия нынешнего правительства по стимулированию рождаемости, многие люди задумаются: а зачем это нужно лично нам?
Правительство приняло решение о создании из нашей страны региона с традиционно низкой заработной платой, рассчитывая, что при таком положении к нам потекут инвестиции и зарубежные компании будут размещать на нашей территории человекоемкие объекты своих производств. По крайней мере этот путь самый простой, и многие страны выбрали именно его. Но увидят ли жители нашей страны в этом свою выгоду? Многие ли включатся в гонку зарабатывания денег, необходимых для содержания детей? Уверен, что нет: не многие захотят прилагать дополнительные усилия для воспроизводства дешевого человеческого ресурса. Они и в школьные годы почувствуют большее удовольствие от прогулок по паркам, чем от сидения за учебниками. Это их право. Не будет же школа теперь принудительно вместо «строителя коммунизма» готовить «строителя капитализма»? Теперь каждый – строитель собственного счастья, такого, каким он сам его понимает. Кстати, а у вас есть собственное понимание счастья? Не будет вреда, если вы засомневаетесь и, соответственно, подумаете: а там ли мы его ищем?
Теперь поставлю вопрос по-другому: стремление выдать «на-гора» наибольшее количество отличников – что это, как не слепое следование стереотипам? Чтобы, став взрослыми, теперешние ученики страдали успехозависимостью? Так ради чего вся эта гонка? Не лишаем ли мы детей, а потом и взрослых обычного человеческого счастья? Не от того ли они потом бегут к наркоманам и в подворотни, что не нашли своего места «в нашем спортивном соревновании»? Проблема. Поэтому – думайте. Проявляйте свою креативность и творческий потенциал.
Кстати, о творческом потенциале. Он есть у каждого человека, естественно, он есть и у учителя. Проявить его по принуждению невозможно. А вот наполнить свою жизнь интересным творческим содержанием – это всегда удовольствие. Порой кто-нибудь из учителей мне говорит: «Стараюсь, стараюсь, а отдачи никакой». Я его спрашиваю: «А разве не ради собственного удовольствия вы все это делали?» – «Конечно, нет, – слышу в ответ, – все ради них (учащихся)». – «Ради них не делайте ничего, – говорю я обычно в ответ, – если делаете, то только ради себя, ради собственного развития и интереса. Если вы сами себе не интересны, то никто и не оценит ваших усилий, все будет впустую».
Попробуйте сами заставить себя придумать смешной анекдот. Ничего не получится. Потому что на самом деле некому и некого в этом случае заставлять, кроме себя самого, единственного. Смешной анекдот вы легко придумаете, если только сам процесс его придумывания будет доставлять вам удовольствие. Та же ситуация и с любым другим творческим процессом. Если он не вызывает у вас внутреннего восторга, то и не тратьте время – все будет бесполезно.
В связи с этим уместно сказать и о том, что совершенно безрезультатными останутся брошенные вами слова, обращенные к ученику: ты должен себя заставить, ты должен себя контролировать… Сам себя он контролировать не может.

И напоследок хочу предложить вам подумать еще над одним непростым вопросом. Собственно, а что я еще могу предложить, кроме как подумать!
И учителя, и родители с легкостью встают по отношению к ученику или к своему ребенку в обвинительную позицию: вот ты не стараешься, не хочешь учиться, не прислушиваешься к тому, что тебе говорят… Давайте попробуем засомневаться в правильности такого подхода, а для этого зададим себе вопрос: можно ли обвинять чей-то мозг (а в нашем случае это мозг ребенка) в том, что он не справился с поставленной перед ним задачей? Можете ли вы представить себе ситуацию, в которой бы кто-то обвинял чьи-то ноги за то, что они не пробегают стометровку, например, за 5 секунд? Конечно, нет, никому это и в голову не придет, потому что все понимают: у ног есть пределы возможностей – и обвинять их в несовершенстве просто нелепо. Их можно тренировать – это да. Но и тогда их новые возможности будут их ограничивающим фактором.
А вот с мозгом все иначе. Существует миф, что он работает у людей не на полную мощность. Это – большое заблуждение. У каждого мозга есть пределы возможностей. Причем они сильно меняются с возрастом. То, что было для него невозможным в десять лет, становится пустяком в двадцать. Скорость развития мозга у всех различна, и она в реальности плохо коррелирует с общим физическим развитием ребенка. Это биологическая особенность человеческого организма. Теперь вы понимаете, как некорректно обвинять чей-то мозг в том, что он должным образом, а точнее, желательным нам образом еще не развился...
Иду по коридору и слышу, как мать унижает своего сына-семиклассника:
– Как ты мне надоел! Ну почему я должна выслушивать от учителя, что ты его обманываешь, говоришь, что сделал домашнее задание, а сам – ни в зуб ногой…
Пришлось остановиться и пригласить маму для разговора. Пытаюсь объяснить ей:
– Зачем же вы так унижаете своего сына? Как он может вам надоесть? Поймите, он обманывает только потому, что его маленькому мозгу оказалось сложно справиться с домашним заданием, а обмануть намного проще, по крайней мере он так думает. Если бы решать задачки для него было бы то же самое, что орешки щелкать, ему бы и в голову не пришло обманывать учителя.
– И что же мне делать? – спрашивает мать. – Я понимаю, что ему сложно, он у меня не семи пядей во лбу.
– Что делать? Прежде всего успокоить, сказать, что вы его понимаете, и попросить учителя с ним дополнительно позаниматься. Попробуйте объяснить учителю, что, если бы вашему сыну было легко справляться с заданием, ему бы и в голову не пришло обманывать. Не обвиняйте своего ребенка, не унижайте его: он не виноват, что родился такой, – мы все, люди, разные, такова наша природа.
– Но другие-то справляются?
– Что вам до других! Для вас важно, чтобы ваш ребенок рос счастливым, а не озлобленным, мечтающим лишь отомстить за перенесенные унижения.
Мать улыбнулась.
– Вы правда так думаете?
– Только так и никак иначе.
Мне хочется надеяться, что этим пятиминутным разговором я, может быть, сделал на одного счастливого ребенка в этом мире больше.
Потом, правда, пришлось поговорить еще и с учительницей. Она тоже не сразу поняла, почему это вдруг стало бесполезно обвинять ребенка в неблаговидном поведении. Ведь всегда так делали. А то, что пользы от этого не было никакой, – так что поделать: главное – она отреагировала, сделала что могла. Пришлось показать ей, что ее «сделала что могла» ничем не отличается от обмана, к которому прибег ее ученик. Задумалась! Опять-таки надеюсь, что это даст положительный результат. По крайней мере обещала дополнительно позаниматься с этим мальчиком.
Перед ребенком можно и нужно ставить сложные задачи, в том числе и заведомо невыполнимые, но винить его за то, что он чего-то не понимает или с чем-то не справляется, недальновидно. Ничего, кроме унижения, этот ребенок испытывать не будет. Это все равно что обвинять кого-то, что у него торчат уши. А разве вы на такой результат рассчитывали? Вам же наверняка казалось: вы его повините – он и исправится, начнет делать то, что вы считаете для него должным. Очень распространенное заблуждение. Ваш мозг может справиться с осознанием этого заблуждения, а может – и нет. У вас в этом плане также есть пределы возможностей, и никто не собирается вас обвинять за то, что вы, может быть, не справитесь с этой задачей.
А если даже справитесь, то на вашем пути есть и еще одно препятствие – «опривыченное» поведение. Многие слова, интонации и выражения вашего лица, которыми вы реагируете на те или иные ситуации, становятся для вас привычными. Изменить привычки сложно, но можно. Самому себя контролировать у вас не получится, и мы уже говорили почему. Наберитесь смелости и попросите своих учеников помочь вам с изменением вашего поведения. Они с удовольствием будут это делать, никому из них не хочется испытывать совершенно бесполезное унижение. Каждый раз, когда привычные слова или обвинительные интонации у вас появятся вновь, пусть они вам говорят: «Вы же хотели больше никогда нас ни в чем не обвинять». Двух-трех напоминаний будет вполне достаточно. А кому-то хватит и чтения одной этой статьи. Все упирается в возможности вашего мозга. И это нормально, что они у нас у всех различаются. Главное – не винить других за эти различия, а уж себя – тем более. Понимаю, что всем хочется быть вундеркиндами, но реальность несколько иная, и взрослый человек вполне в состоянии ее принять.

В заключение хочу еще раз сказать: если не сомневаться в общепризнанных истинах, такой замечательный инструмент, как мозг, которым нас щедро наградила природа, вообще разучится думать, а мы этого даже и не заметим. Заглядывайте ко мне в интернет-журнал (http://hitrjuga.livejournal.com/), почти каждый день там выносятся на обсуждение спорные вопросы. Добро пожаловать думать!
С удовольствием поздравляю всех с новым учебным годом! Надеюсь, в этом году вам удастся избавиться еще от каких-то заблуждений. Без них ваши отношения с подопечными будут намного более взаимоприятными.

Алексей Чалый