Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2007

Вне урока

Правильное питание

Внеклассное мероприятие с пресс-конференцией для 5–7-х классов

Форма занятия: беседа учителя, импровизированная пресс-конференция.
Задачи:
Образовательные: а) ознакомить учащихся с основными факторами питания; б) дать представление об основных питательных веществах и их функциях в организме; в) сформировать у школьников представление о правильном питании.
Развивающие (формирование умений):
1. Интеллектуальные: способность а) анализировать и синтезировать на основе изучения основных питательных веществ и их функций; б) сравнивать на основе составления пирамиды своего питания и пирамиды правильного питания; в) устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения функций питательных веществ и их использования в рационе питания; г) обобщать и делать выводы на основе изучения основных факторов питания.
2. Практические: умение работать с графическими пособиями, с раздаточным материалом.
3. Общеучебные: навыки по заполнению таблиц.
Воспитательные:
1. Формирование научного мировоззрения на основе идеи познаваемости окружающего мира, установления взаимосвязи между строением и функцией, причинно-следственных связей при раскрытии процессов питания, изучения свойств питательных веществ.
2. Трудовое воспитание путем правильной и аккуратной работы с раздаточным материалом.
3. Формирование валеологических убеждений о здоровом образе жизни.
Оборудование: раздаточный материал – карточки с записью факторов питания; таблица «Пирамида правильного питания».
Подготовительный этап: заполнение анкеты «Как вы питаетесь?»; составление пирамиды собственного питания; распределение ролей среди учащихся: 5 врачей и 5 корреспондентов.

При подготовке учащиеся должны ответить на вопросы анкеты следующего содержания.
1. Завтракал ли ты? – Да. Нет.
2. Что у тебя было на завтрак? – Хлопья, яйца, блинчики, фрукты или что-то другое.
3. Считаешь ли ты, что завтрак необходим? – Да. Нет.
4. Считаешь ли ты, что ешь слишком много сахара? – Да. Нет.
5. Какие твои любимые овощи? – Морковь, капуста, помидоры, горошек, другие.
6. Какие овощи ты не ешь?
7. Ешь ли ты сырые овощи? – Да. Нет.
8. Какие сырые овощи ты ешь? – Морковь, репу, шпинат, салат, огурцы, помидоры, сладкий перец.
9. Ешь ли ты овощи в перерывах между приемами пищи? – Да. Нет.
10. Сколько раз в день ты ешь овощи? – 0, 1, 2, 3, 4, более.
11. Любишь ли ты фрукты? – Да. Нет.
12. Назови твои любимые фрукты. – Яблоки, бананы, груши, апельсины, другие.
13. Ешь ли ты фрукты на завтрак? – Да. Нет.
14. Ешь ли ты фрукты на обед? – Да. Нет.
Между основными приемами пищи? – Да. Нет.
15. Сколько раз в день ты ешь свежие фрукты? – 0, 1, 2, 3, 4, более.
16. Какие фруктовые соки ты пьешь?
17. Какой сорт хлеба ты предпочитаешь? – Белый хлеб, ржаной хлеб, черный хлеб, другие сорта.
18. Пробовал ли ты хлеб из муки грубого помола? – Да. Нет.
19. Сколько раз в день ты пьешь молоко? – 0, 1, 2, 3, 4, более.
20. Пьешь ли ты молоко на завтрак? – Да. Нет.
21. Что ты ешь чаще всего между основными приемами пищи? – Сыр, орехи, фрукты, конфеты, овощи, печенье.
22. Что ты пьешь чаще всего? – Лимонад, фруктовый сок, молоко, воду, чай, кофе, другие напитки.
23. Считаешь ли ты продукты и напитки, которые употребляешь между основными приемами пищи, полезными для себя? – Да. Нет.
24. Назови одно полезное блюдо, которое ты съел между основными приемами пищи.
25. Ты солишь пищу? – Да. Нет.
26. Считаешь ли ты вредным для себя избыточное потребление соли? – Да. Нет.
27. Ты любишь рыбу? – Да. Нет.
28. Ты любишь мясо курицы? – Да. Нет.
29. Ты любишь другие сорта мяса? – Да. Нет.
30. Что ты ешь чаще всего? – Рыбу, куриное мясо, другие сорта мяса.
31. Считаешь ли ты, что твой вес нормальный, избыточный, недостаточный?
32. Ты любишь пробовать новые блюда? – Да. Нет.
33. Придерживаешься ли ты мнения, что здоровые привычки в питании помогут тебе остаться здоровым? – Да. Нет.
34. Считаешь ли ты, что ешь полезные продукты? – Да. Нет.

Содержание занятия

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Вам, наверное, хорошо известно такое выражение: «В здоровом теле – здоровый дух»? Но для того чтобы это было именно так, нужно вести здоровый образ жизни. А что это такое?
Ученики. Занятия физкультурой, отсутствие вредных привычек, спокойная обстановка в школе и дома, правильное питание.
Учитель. А что значит – правильное питание? Сегодня мы с вами как раз о нем и поговорим. Я предлагаю поработать в группах. Каждой группе выдаются три вопроса и карточки с указанием факторов, которые влияют на питание. Ваша задача – обсудить в группах вопросы и ответить на них, используя карточки и добавляя свои собственные факторы.
1. Как вы считаете: зачем люди питаются? (Укажите причины.)
Чтобы жить.
Чтобы расти.
Для удовольствия.
Чтобы оставаться здоровыми.
Чтобы успокоиться.
Чтобы отметить событие.
Чтобы получать энергию.
2. Что значит для вас пища?
Традиция.
Любовь.
Средство выживания.
Нечто съедобное.
Ощущение защищенности.
Средство общения.
Средство обогащения энергией.
Источник развлечения.
3. Что из нижеперечисленного влияет на выбор пищи?
Голод.
Запах.
Обычаи.
Цена.
Вкус.
Общение.
Реклама.
Упаковка.
Любимое.
Нелюбимое.
Место жительства.
Мнение сверстников.

Учитель. Итак, благодаря этим вопросам мы познакомились с некоторыми факторами, имеющими значение в нашем питании.
Выполняя домашнее задание, вы ответили на вопросы анкеты «Как вы питаетесь?» и, очевидно, осознанно оценили собственные привычки, составив, так сказать, пирамиду своего питания, их отражающую.
А теперь предлагаю, используя пирамиды своего питания, составить пирамиду питания для группы. На доске перечислены продукты, которые должны использоваться: молоко, мороженое, сладкое, фрукты, соки, жиры, мясо, рыба, каши, яйца, сыры, творог, йогурт, овощи, хлеб, макароны, рис, сухие завтраки.
(Идет работа в группах над пирамидами.)
Вы составили пирамиды питания, прикрепите их на доску. Пожалуйста, подумайте, что для нас важнее – конкретные виды продуктов или питательные вещества, содержащиеся в них?
Ученики. Питательные вещества.
Учитель. А какие питательные вещества вы знаете?
Ученики. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
Учитель. А сейчас давайте немного отдохнем и подвигаемся.
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход (встать из-за парт),
Раз, два.
А потом шагнул вперед (шаг вперед),
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками),
Набирая полный ход (ходьба на месте).
(Упражнение направлено на перераспределение кровотока, снятие мышечного напряжения и «закрепощенной» позы.)

Теперь мы проведем небольшую пресс-конференцию. К нам приехали врачи-диетологи, которые расскажут о пирамиде правильного питания, о значении питательных веществ для организма.
(Пока журналисты задают вопросы, все остальные участники записывают информацию в таблицу)

1-й журналист (журнал «Здоровье»). Наших читателей интересует: какую функцию выполняют в организме углеводы?
1-й врач. Для работы всех органов нужна энергия. Самым легким источником энергии являются углеводы. Они могут откладываться до 600 г в печени и мышцах. Этого запаса хватает на сутки.
2-й журналист (журнал «Спорт»). Читатели просят назвать продукты, богатые углеводами.
2-й врач. Углеводов много в таких продуктах, как картофель, изюм, шоколад, мед, гречневая и овсяная крупы, мучные и макаронные изделия.
3-й журналист (журнал «Молодежные вести»). Наши читатели просят объяснить такой факт: почему нормальное развитие человека невозможно без витаминов?
3-й врач. Известно около тридцати витаминов, каждый выполняет в организме определенную задачу. Большинство из них там не вырабатываются и попадают в организм только вместе с пищей. Недостаток витаминов вызывает у человека нарушение обмена веществ. Поскольку много витаминов содержится в овощах, всем нам необходимо включать в дневной рацион хотя бы два вида овощей. Один должен снабжать нас витамином А, другой – витамином С. Витамин А улучшает зрение, способствует образованию здоровой кожной ткани, росту организма и помогает противостоять инфекциям. Витамин С также активно участвует в борьбе с инфекциями, укрепляет десны, зубы и кости. Если это желтый или оранжевый овощ, он богат витамином А; витамин содержится также в печени, яйцах, сливочном масле, молоке. Витамином С насытят нас зеленый перец, белокочанная и цветная капуста, апельсины, зеленый лук, шиповник, абрикос, клюква.
4-й журналист (журнал «Семья»). Читатели задают вопрос, какую функцию выполняют белки в организме, и просят перечислить белковые продукты.
4-й врач. Поскольку клетки тела постоянно обновляются – строятся и перестраиваются, они нуждаются в строительном материале. Основными кирпичиками служат аминокислоты, которые получаются в результате расщепления белков. Для строительных работ растущему организму в сутки необходимо около 100 г белка (для сравнения: в одном курином яйце содержится 13 г белка). Продукты, богатые белками, – это мясо, рыба, творог, яйца, горох, фасоль, хлеб, орех.
5-й журналист (газета «Вести с опушки»). Читатели спрашивают: какова функция жиров в организме?
5-й врач. Жиры, как и углеводы, – источник энергии. Но жиры расходуются тогда, когда это человеку требуется.
Учитель. Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас (все встают),
Поднимаем руки мы по команде «раз» (руки вверх).
А над нами весело шелестит листва (движения руками),
Опускаем руки мы по команде «два» (руки вниз).
(Упражнение на снятие напряжения с мышц плечевого пояса.)

А теперь давайте проанализируем пирамиды питания групп и сравним с пирамидой правильного питания, которую предлагают врачи. Не существует ни одного идеального продукта – это значит: в каком бы количестве мы ни поглощали любимый полезный продукт, не употребляя ничего другого, мы заболеем. Необходимо питаться разнообразной пищей, для того чтобы жить, расти, оставаться здоровым.
Следующая работа в группах – составление правил здорового питания.
Ученики. Вот эти правила: разнообразие в пище; рацион, богатый фруктами и овощами; ограниченное потребление сахара; питание регулярное – 3–4 раза в день; не переедать; тщательно пережевывать пищу; не есть на ходу; ужинать за 2 часа до сна... и т.д.
Учитель. На этом занятии мы с вами говорили о здоровом питании, и я надеюсь: все, что вы сегодня узнали, поможет вам вести здоровый образ жизни.

Надежда Абаскалова