Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2007

О пользе свежего молока

Швейцарские ученые, обследовав около 15 тысяч детей из 5 стран Европы, установили, что непастеризованное деревенское молоко значительно снижает риск развития бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний. Особенно хорошо молоко защищает тех детей, которые пили его с первого года жизни.
В то же время нельзя забывать, что молоко должно быть только от здоровой коровы, иначе существует риск заразиться сальмонеллами.

Обрезание выходит из моды

Популярность мужского обрезания достигла в США рекордно низкой отметки.
В 60-е годы прошлого века обрезание крайней плоти, рекомендованное по гигиеническим соображениям, проводилось почти у 90% американских младенцев мужского пола. А в 2004 году в целом по США обрезанию под­верглись всего 57% новорожденных мальчиков, а в некоторых штатах этот показатель опустился ниже 50%. Такая смена предпочтений во многом объясняется притоком мигрантов из Латинской Америки и Азии, где обрезание не практикуется.
  Американские врачи полагают, что отсутствие крайней плоти снижает вероятность заболеваний, передающихся половым путем, и рака полового члена.
ВОЗ официально рекомендует мужское обрезание в качестве дополнительного средства профилактики ВИЧ/СПИДа в беднейших странах мира. Масштабные исследования, проведенные по заказу ВОЗ в Африке, показали, что риск заражения ВИЧ среди обрезанных мужчин гетеросексуальной ориентации снижается на 60%.

«Супермикробы» не боятся лекарств

За последние годы распространенность штаммов вируса гриппа, устойчивых к ремантадину и амантадину, возросла в США с 2 до 90%. По традиции это явление связали с избыточным и часто необоснованным применением этих лекарств американцами: уничтожение одних вирусов повышают конкурентоспособность других, устойчивых к лекарствам. Однако, к удивлению ученых, аналогичные устойчивые к препаратам адамантана штаммы гриппа были обнаружены и в других странах, где их используют редко, – в Новой Зеландии и Японии.
По мнению исследователей, развитие лекар­ственной устойчивости стало случайным побочным продуктом эволюции генома гриппа и не было напрямую связано с использованием самих лекарств. Самый тщательный контроль над применением лекарственных средств не дает человечеству стопроцентной гарантии от появления новых «супермикробов».

Короткий век российских мужчин

За последние 50 лет средняя продолжительность жизни человека увеличилась на 15 лет. Сейчас мужчины живут в среднем 64, а женщины – 68 лет.
Средняя продолжительность жизни в США составляет 75 лет для мужчин и 80 лет для женщин. Еще выше эти показатели в Швеции, Швейцарии, Норвегии и Дании: 77–78 лет для мужчин и 82–84 года для женщин. В то же время жизнь в беднейших странах мира более чем вдвое короче. В Зимбабве продолжительность жизни женщин составляет в среднем 36 лет, а в Свазиленде – 29 лет.
Средняя продолжительность жизни российских мужчин – 58,7 года, на 16 лет меньше, чем в США. Россиянки живут на 9 лет меньше, чем американки, в среднем 71 год. Дольше всех в бывшем СССР живут граждане Армении: мужчины – более 68 лет, а женщины – 75 лет. Эксперты ООН отмечают большую разницу в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами во всех постсоветских странах.

Американские ученые знают, как лечить умственную отсталость

Ученым Массачусетского технологического института впервые в мире удалось вылечить умственную отсталость, вызванную генетиче­ским заболеванием. С помощью генной терапии исследователи добились восстановления структуры клеток мозга, а также нормализации поведения у мышей, страдающих синдромом Мартина – Белл.
Это – наследственное заболевание, обусловленное мутацией гена FMR1 в Х-хромосоме. Болезнь проявляется у детей отставанием в умственном и речевом развитии, нарушением концентрации внимания, гиперактивностью, переменчивостью настроения, симптомами аутизма, эмоциональными и поведенческими проблемами. Больные имеют характерную внешность: необычайно высокий лоб, непропорциональные черты лица, оттопыренные и увеличенные ушные раковины. Синдром Мартина – Белл встречается у одного из 4000 мальчиков и одной из 6000 девочек.
При этой болезни поражаются отростки нервных клеток, участвующие в формировании синапсов (соединений между нервными клетками), что приводит к нарушению передачи электрического сигнала между нейронами головного мозга.
Применять генетическую терапию для лечения детей с синдромом Мартина – Белл вовсе не обязательно. Лекарство можно создать на основе одного из известных в настоящее время соединений, блокирующих действие фермента PAK.

«Ген астмы»

Международной группе исследователей из США, Великобритании, Франции и Германии удалось выявить ген, связанный с развитием бронхиальной астмы у детей.
Расположенный в 17-й хромосоме, ген ORMDL3 был обнаружен при исследовании генотипов 2237 детей, 994 из которых страдали астмой. Наличие определенного варианта этого гена увеличивает риск развития заболевания на 60–70%.
Данные американских ученых получили подтверждение в ходе дополнительных генетических исследований с участием 2000 детей из Германии и 3000 взрослых астматиков из Великобритании.
Ученые предполагали, что ген, связанный с развитием астмы, будет играть заметную роль в работе иммунной системы и формировании аллергических реакций. Однако данные о роли гена ORMDL3 в этих процессах на сегодняшний день отсутствуют. Биохимический механизм взаимосвязи обнаруженного гена и астмы по-прежнему остается неизвестным.
Тем не менее исследователи полагают, что их открытие рано или поздно приведет к разработке новых тактик лечения тяжелого хронического заболевания.

Рецепт самураев

Японские историки проанализировали данные исторических хроник прошлых лет и пришли к выводу, что воины-самураи практически никогда не страдали простудами. В тех же документах было найдено упоминание блюда, получившего название «Гармония желудка и крови», которое предположительно и служило надежным профилактическим средством.
Подтверждением этой гипотезы занялись медики. В ходе исследований выяснилось, что кашица из тертой репы и редьки, приправленная соком свеклы, на самом деле насыщала организм самурая витаминами, микроэлементами и повышала иммунитет. Овощи подавались сырыми в качестве гарнира к рыбе.
Современный человек не претендует на звание самурая, но японский «рецепт здоровья» может пригодиться и ему.