Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2007

Конкурс

Путешествия по экотропе

Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста

Прекраснее всего – сама природа…

К.С. Станиславский

 

 

Природа оказывает на ребенка не только воспитательное, но и оздоровительное воздействие. Поэтому уже с дошкольного возраста надо учить детей правильно относиться к окружающей среде, а значит, и к своему здоровью. «Школой радости» назвал общение детей с природой выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Этот удивительный мир встречает ребенка множеством звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать. Разнообразные экскурсии как компенсаторное средство в условиях дефицита движения и общения с природой должны стать частью образа жизни ребенка и проводиться планомерно и регулярно

Цикл занятий с элементами физических упражнений «Тропинка к здоровью» разработан для детей старшего дошкольного возраста. Эти занятия не только знакомят ребят с растительным и животным миром нашего края, наполняют ум и сердце драгоценными кристаллами знаний о красоте окружающей природы, учат ценить и любить ее, но и благодаря активным движениям на свежем воздухе позволяют укрепить здоровье малышей.
Экскурсии по экотропе, которые начинаются на территории ДОУ и продолжаются в прилегающей лесополосе, включают в себя такие методы и приемы работы, как наблюдения, физические упражнения, тренинги, дыхательную гимнастику, беседы, игры и др.
Оценкой результативности каждой экскурсии является прежде всего настроение и самочувствие детей. Если они обсуждают между собой увиденное, рассказывают о нем, бережно сохраняют принесенные дары природы – значит, экскурсия была удачной.

Тема: «Весна»
(Путешествие по экотропе в конце мая)

Программное содержание

Обучающее: научить детей различать и называть лиственные и хвойные деревья; сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, т.к. начинается сокодвижение; дать понятие об экосистеме «лес».

Развивающее: развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову.

Воспитательное: воспитывать у детей потребность в общении с природой и бережное отношение к своему здоровью; развивать любовь к природе, понимание красоты окружающего мира; практическими делами охранять и беречь лес.

Материалы: флажки красного цвета, лупа, целлофановые пакеты, фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, карандаш, корзина, резиновые или целлофановые перчатки.

Предварительная работа: беседа о правилах поведения на природе, заучивание стихов о весне.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель (В): Ребята, как вы думаете, куда ведет эта тропинка?

Дети (Д): В лес.

В: Тропинка здоровья в глубь леса идет,
К зеленому царству она приведет.
Будем мы в царстве растений гулять,
Воздухом свежим и чистым дышать.

Вы хотите прогуляться по этой тропинке, узнать много интересного? На каждой лесной тропинке нам будут встречаться чудеса.

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой:
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так – целый день!
Пойдем-ка, дружок, по тропинке лесной
Ответы искать под зеленым шатром.

(А. Дитрих)

Итак, мы оказались в лесу. Давайте поздороваемся с лесом каждый по-своему!
Какое сейчас время года?

Д: Весна.

В: Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои, пение птиц, тишину…)
Лесные жители видят нас, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в их лесу. Уважаемый лес, мы пришли к тебе как друзья! Ведь правда, ребята? А как ведут себя в лесу настоящие друзья?

Д: Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения...

В: Но прежде, чем отправиться в путь по тропинке, я напомню вам правила поведения в лесу.

«Лесные правила»

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

(Н.Рыжова)

Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то лес затаится, испугается – и вы не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много.
Мы отправляемся в путешествие по тропинке. Хотя в некоторых местах еще лежит снег, он не помешает нам выполнять различные движения, чтобы быть сильными, здоровыми и никогда не болеть. До первой остановки мы будем идти по снегу, высоко поднимая колени, затем след в след, приставным шагом, широким шагом. Итак – в путь.

Объект 1. Березка. (Объект зарисовать, отметить на карте.)

В: Ребята, отгадайте загадку:
По всем странам славится
Стройная красавица;
Белые одежки,
Золоты сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит.
Как называется это дерево?

Д: Береза.

В: Береза – действительно дерево или, может быть, кустарник?

Д: Дерево.

В: Почему вы так думаете? Как расположены ветки по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?

(Дети рассматривают березу и отвечают на вопросы.)

Дотроньтесь до коры березы. Какой у нее ствол?

Д: Холодный.

В: Береза – единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.
Ребята, посмотрите внимательно на веточки березы; что вы на них видите?

Д: Шишечки…

В: Так просыпается березка от долгого сна. Эти шишечки называются «почки». В них долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны они постепенно проснутся – и березка станет еще красивее: не только с листочками, но и с сережками.

Ребята, как вы думаете: почему у лиственных деревьев только весной набухают почки? (Предлагает детям рассмотреть почки через лупу.)

Д: Потому что становится теплее, снег тает….

В: Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Как можно назвать березку? (Стройная, белоствольная, легкая.) Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше. До второй остановки мы будем выполнять следующие движения: ходьба широким шагом след в след, змейкой.

(Дети выполняют движения по команде воспитателя.)

Объект 2. Сосна. (Объект зарисовать, отметить на карте.)

В: Ребята, как называется это дерево?

Д: Сосна.

В: Правильно, сосна. Какое это дерево: хвойное или лиственное?

Д: Хвойное.

В: Почему вы считаете, что сосна – хвойное дерево? Чем отличается сосна от березы?

Д: У березы нет иголочек, а у сосны есть.

В: Правильно, только не иголочки, а хвоинки. Поэтому сосна – хвойное дерево. А у каких еще деревьев вместо листьев хвоинки?

Д: У сосны, елки, лиственницы, кедра.

(Если у детей возникли затруднения, воспитатель называет деревья вместе с детьми.)

В: Молодцы! Ребята, а если посмотреть на наш лес, каких деревьев в лесу больше?

Д: Конечно же, сосен.

В: Как называется такой лес?

Д: Сосновый.

В: А какие еще растения растут в сосновом лесу?

(Воспитатель называет вместе с детьми: багульник, голубика, брусника, мох…)

А чем еще сосна отличается от березы?

Д: Сосна выше березы, и она все время зеленая.

В: Правильно, и поэтому сосна – вечнозеленое растение. Свои хвоинки сосна сбрасывает редко и почти незаметно. Мы должны быть благодарны ей за это. Ведь даже в самую суровую зиму сосна и другие хвойные деревья очищают воздух, убивая микробы, которые несут нам болезни. И в любое время года в лесу легко и свободно дышится. Этот воздух – целебный.

Упражнение дыхательной гимнастики «Лесной аромат»

И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу, мышцы расслабить, глаза закрыть. После выдоха дети медленно втягивают воздух, пытаясь уловить мельчайшие ароматы природы, добиваясь ощущения, что они дышат не только носом, но и всем телом, будто воздух проникает через кожу. Выполнять в медленном темпе.

В: Почувствовали, насколько мы стали сильнее, бодрее? Положите ладони на ствол сосны. Он такой же холодный, как у березы?

Д: Нет, он теплее.

В: Как вы думаете, почему?

Д: У сосны кора не белая.

В: Правильно, кора сосны красноватого цвета и поэтому хорошо нагревается на солнце.

Посмотрите вверх, какие у сосны ветки, какая крона. А сколько в ней силы, могучести, здоровья! Ведь выжить в наших суровых условиях непросто.

Тренинг «Сила от природы»

В: Встаньте под любое дерево, обнимите его, полюбуйтесь его красотой, ощутите, как «бегут» под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево.
Представьте себя деревом. Что вы почувствовали?

Д: Я стала такой же большой, как это дерево. У меня появилось больше сил…

В: Нежно погладьте дерево по стволу, поблагодарите его за то, что оно поделилось с вами своей силой и здоровьем.

(Обратите внимание детей на дерево, стоящее рядом.)

Ребята, посмотрите: что случилось с корой этого дерева? Кора дерева повреждена топором. Нам нужно срочно помочь сосне, потому что через это повреждение могут пробраться жуки-короеды – и дерево заболеет или даже может погибнуть. Где наши краска и кисточка?
(Воспитатель вместе с детьми обрабатывает поврежденный участок коры масляной краской.)
Расти, деревце, и не болей... Ребята, вы не устали? Может, вернемся обратно?

Д: Нет, пойдем дальше!

В: Хорошо, продолжаем нашу прогулку. Впереди у нас новая остановка, а значит, и новые движения: прыжки с поворотом, боком, через препятствия.

Объект 3. «Чистый лес». (Отметить на карте.)

Ребята, здесь нам предстоит самая ответственная работа. Посмотрите внимательно вокруг и скажите: чего не должно быть в лесу?

Д: Пакетов, бутылок, бумаги...

В: Одним словом, бытового мусора. Скажите:вам нравится замусоренный лес?

Д: Нет, можно даже пораниться.

В: Посмотрите, разбитая банка. Об эту банку можно не только ногу поранить, при сильном солнце может произойти пожар. Что же делать, как помочь лесу?

Д: Давайте закопаем банку в песок!

В: А если там корешки растений, мы можем повредить их! Лучше, наверное, аккуратно положить банку в корзину, а на обратном пути выбросить ее в мусорный контейнер. Тогда уже точно она не принесет никому вреда... Ребята, у меня есть предложение. Давайте здесь уберем весь мусор. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады. У меня есть специальные перчатки, которые я вам сейчас раздам. Или можно найти сухие веточки и с их помощью, накалывая пакеты и бумагу, собрать весь мусор в свои пакеты.
(Дети с удовольствием принимаются очищать лес от мусора.)

Д: Посмотрите, как стало красиво!

В: Молодцы, вы настоящие друзья леса!.. А сейчас давайте поиграем.

«Прятки»

Дети прячутся за деревья. Жмурка, досчитав до десяти, поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот водит.

«Лесные тропинки»

Кто-нибудь из детей назначается ведущим. Остальные строятся за ним. Ведущий идет впереди колонны по тропинкам, сугробам, используя разнообразные движения. Все остальные должны точно их повторять. Задача ведущего – разнообразить движения в зависимости от условий: по глубокому снегу идти, высоко поднимая колени, перешагивая с проталины на проталину. Ведущий меняется через условное количество шагов. Могут объявляться необычные задания: идти спиной вперед, придумать шаг для протаптывания тропинки, прыгать на одной ноге по снегу и т.д.

Свободные игры

Дать детям возможность побыть наедине с природой. Понаблюдать за жителями леса. Осторожно раскрыть снежный сугроб, отметить, что под ним ягоды брусники и листочки зеленые. Сделать фотографии для стенда.

В: Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?

Д: Хорошее, давайте еще поиграем.

В: Сегодня мы только начали свое путешествие по экологической тропе. Вам понравилось в лесу?

Д: Да!

Тренинг «Солнышко»

В: Лес красив в любое время года. А сегодня такой солнечный день! Закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на вас солнышко, греет ли оно вас. Когда солнышко греет, кажется, что оно гладит лицо своими лучиками, будто мама…

(Чтение стихотворения Н. Поляковой «Солнышко».)

У нас впереди еще много экскурсий, и много нового нам предстоит узнать. Но, путешествуя по тропе, нужно помнить, что мы пришли в гости, и не забывать о лесных правилах даже во время игр. Прежде чем покинуть лес, давайте почитаем стихи о весне и попрощаемся с деревьями.

(Короткая дорога обратно.)

Последующая работа

Беседа о признаках весны (тает снег, появились ручьи, набухли почки…). Рассказы детей об увиденном, рисование на тему «Мое любимое дерево». Выставка в группе – вернисаж рисунков.

Тема: «Лето пришло»
(Экскурсия по экотропе в середине июня)

Программное содержание

Обучающее: научить детей замечать и называть сезонные изменения на экологической тропе и устанавливать взаимосвязи; продолжать знакомство с экосистемой «лес» и с природой северного края.
Развивающее: развивать умение доказывать, используя соответствующие словесные построения: потому что, так как…
Воспитательное: развивать чувство прекрасного, воспитывать интерес к природе родного края, показать значимость каждого человека в ее сохранении. Формировать заботливое отношение к своему здоровью через систему знаний о лекарственных растениях нашего края.
Материалы: флажки красного цвета, ведерки или корзинки для сбора природного материала, фотоаппарат, альбом и карандаш, перчатки и целлофановые пакеты для сбора мусора.
Предварительная работа: рассмотреть маршрутную план-карту, составленную весной, вспомнить объекты наблюдения на экотропе, стихотворения о весне и выучить стихотворения о лете.

ХОД ЭКСКУРСИИ

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по экотропе, где нас снова ждут новые путешествия и новые знания. Вы готовы отправиться в лес за здоровьем и знаниями?

Д: Да, ура!

В: Тогда в путь.

(По дороге к лесу дети читают стихи о весне, поют песни...)

Вот мы с вами и пришли полюбоваться красотой летнего леса. А помните, как мы приходили сюда весной? Какими были деревья, кустарники? Ребята, давайте пойдем по нашему маршруту и внимательно посмотрим, что изменилось и почему. А что мы забыли?

Д: Сказать лесу «здравствуй!».

В: Молодцы, а правила поведения вы тоже помните?

(Дети вместе с воспитателем повторяют правила поведения на природе.)

В: Итак, нас ждут тропинка и новые двигательные упражнения. До нашей березки сегодня мы будем выполнять такие движения: ходьба с высоким подниманием коленей, в полуприседе, широким шагом.

Объект 1. Березка.

В: Поднимая ноги выше,
Мы к лесной березе вышли
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.

Здравствуй, березка, здравствуй, красавица! Посмотрите, ребята, какая она стала красивая в зеленом наряде. Вы помните, какой она была весной?

Д: Да, на ней не было листочков.

В: Посмотрите, как она изменилась, ну просто чудо, и подросла даже... Ребята, обратите внимание: из почек не только листочки появились, но и стали расти молодые веточки.

(Дети рассматривают веточки березы.)

Правда, молодые веточки совсем маленькие. Как вы думаете: почему?

Д: Потому что им не хватает тепла, мы же на севере живем…

В: Правильно, у нас короткое лето и долгая зима, поэтому и растения растут медленно. Но даже за это короткое время все растения стараются набраться сил, подрасти, а также очистить воздух от вредных веществ. Они стараются для нас, вот поэтому мы должны беречь каждую травинку, каждый кустик, каждое деревце. И тогда воздух будет чище, а наш северный край красивее.
Давайте попрощаемся с березкой. Нас ждет следующая остановка, до которой мы будем выполнять такие упражнения: ходьба приставным шагом, бег змейкой, прыжки с места.

Объект 2. Сосна.

В: Вот и наша сосна, она почти не изменилась, правда, хвоинки стали ярче, зеленее. Давайте погладим ствол этого могучего дерева, пожелаем сосне здоровья, вдохнем свежий аромат хвои, наберемся сил и пойдем дальше, ведь нас ждут новые тайны леса... Ребята, что вы ощущаете под ногами?

Д: Мягкий мох и много иголок.

Упражнение дыхательной гимнастики «Сдуй хвоинку»

В: Возьмите на ладошку по одной хвоинке и подуйте на нее. Глубокий вдох через нос – и подули на хвоинки. У кого хвоинка улетит дальше, тот и победит.

(Дети соревнуются друг с другом.)

Мхи и лишайники часто встречаются в наших лесах.
В сухом бору, на почве бедной,
Лишенный листьев и корней,
Растет лишайник – дар целебный
Природы северной моей.

Посмотрите, ведь у него действительно нет корней и листьев. По лишайникам можно определить, какой воздух в лесу. Если лишайников много и они чувствуют себя хорошо – значит, воздух в нашем лесу чистый. Если воздух загрязнен, лишайники погибают.
А это что за мох? Вы знаете, как он называется?

Д: Нет.

В: Это ягель, любимый корм оленей. Даже зимой олени добывают его из-под снега своими копытами. Есть в наших краях и другие мхи, их много, и мне хочется познакомить вас еще с одним видом – сфагнумом. Посмотрите, они совершенно разные, но сходство у них есть. Если у вас в лесу случится беда и под рукой не окажется ничего, чтобы остановить кровь, вспомните об этих чудесных растениях. Стоит только приложить сфагнум или ягель к ранке, как у вас остановится кровотечение, пройдет боль – и ранка быстрее заживет. Вот такой доктор есть в нашем лесу.
Следующая остановка и новые упражнения: бег на носках, змейкой; подпрыгивание до ветки дерева.

Объект 3. «Чистый лес».

В: Ребята, мы не смогли хорошо убрать наш участок леса весной, потому что еще в некоторых местах лежал снег. А сейчас нам предстоит снова заняться полезной работой.

(Воспитатель раздает детям перчатки для сбора мусора.)

Помните, как правильно убирать мусор? Хорошо, давайте поможем лесу и самим себе.

(Дети убирают мусор, стараясь собрать его как можно больше.)

Мусор собран, лес выглядит как в сказке – чистым и красивым. Так хочется, чтобы он всегда был таким, правда?.. Ребята, тише! Вы слышите? (Предлагает детям послушать, как стучит дятел, и попытаться его увидеть.) Вот мы и услышали лесного доктора. Как вы думаете: кто это?

Д: Дятел.

В: Он ищет больные деревья и лечит их. Как узнать, больное дерево или нет?

(Подходят к больному дереву.)

Посмотрите, хвоинки желтеют, опадают, кора трескается, течет по стволу сок – дерево «плачет», под корой много насекомых. И этому дереву может помочь только дятел – санитар леса. Как дятел лечит деревья?

Д: Он поедает вредных для дерева жуков, достает их из-под коры.

В: Муравьи тоже спасают больные деревья, защищая их от вредителей. И мы можем помочь этому дереву, ведь у нас с собой масляная краска. Давайте замажем трещины в коре дерева.

(Воспитатель вместе с детьми лечит дерево.)

Постарайся, деревце, не погибнуть и вырасти большим и красивым… Ребята, посмотрите, что это за холмик под деревом? Кто же сложил эти шишки?

Д: Наверное, белочка.

В: Она очень любит сосновые семена – это ее любимая еда. А чем еще питаются белки?

Д: Грибами, ягодами…

В: Могут даже своровать из птичьего гнезда яйцо. Здесь по близости находится дупло белки. Хотите сходить к белке в гости? Но мы будем не просто идти, а выполнять движения: прыжки через препятствия, ходьба на носках, пятках, с закрытыми глазами.

Объект 4. «Белкин дом». (Зарисовать, отметить на карте.)

В: Ребята, посмотрите на деревья, стоящие вокруг. Кто первый увидит дупло?

(Дети увидели два дупла.)

Вот это и есть дом белки, где она растит своих маленьких бельчат... Ребята, а вы знаете, кто построил это дупло и кто раньше жил в нем?

Д: Наверное, дятел.

В: Правильно, ведь у дятла очень крепкий клюв, которым он достает из-под коры насекомых, а на кончике язычка – липучка. Стоит дятлу сделать дырочку в стволе дерева и дотронуться своим язычком до насекомого, как язычок крепко прилипает к насекомому и никогда его уже не отпустит. С помощью своего крепкого клюва дятел не только добывает себе еду, но и строит дупло, где выводит своих птенцов. Но в этом дупле он выводит птенцов только один раз, затем улетает дальше, ведь для того, чтобы прокормить птенцов, ему нужно много насекомых. А свободное дупло занимают белки, приводят его в порядок и растят свое потомство.
Сейчас мы пойдем в гости к еще одним обитателям леса. А движения у нас будут такие: бег на носках, с кружением, прыжки на обеих ногах, на месте и с продвижением в разные стороны.

Объект 5 . Сладкая аптека. (Отметить на карте.)

В: Растет брусника в тихой роще,
Смолистым воздухом дыша,
Ведет всю жизнь как можно проще
И оттого так хороша.

(Н.Холодовский)

Мы уже говорили с вами о том, что в лесу растут не только сосны. Посмотрите внимательно, вы узнаете эти кустарники?

Д: Да, это брусника и голубика. Только на них нет пока ягод, на них сейчас маленькие цветочки.

В: Правильно. Видите, как спешат растения? Ведь за короткое теплое время они должны не только успеть зацвести, но и угостить всех жителей леса вкусной ягодой. В наших северных ягодах много витаминов, они очень полезны. А брусника даже не сбрасывает листья на зиму, чтобы больше сил отдавать цветению. И поэтому брусника – вечнозеленое растение… С приходом тепла вернулись с юга птицы, и у них сейчас самая ответственная пора.

Д: Они вьют гнезда, чтобы вывести птенцов.

В: Давайте представим себя птицами и поиграем в игру «Птицы вьют гнезда».

(Дети изображают птиц: летают, клюют зерна. По сигналу они должны найти себе пару, подбежать к любому дереву, принять позу – стоя на одной ноге, лицом друг к другу, взявшись за руки. Придерживаются правила: бегать бесшумно, легко, на носках, не кричать.)

Свободные игры детей. Дать детям возможность самостоятельно побродить по лесу, полюбоваться его красотой, подышать смолистым воздухом.

В: Я хочу, чтобы, уходя из леса, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть веселыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с лесом, нам пора возвращаться.

(Короткая дорога обратно. По дороге дети собирают природный материал: шишечки, веточки, хвоинки.)

Последующая работа: беседа об изменениях в лесу летом, о том, что детям запомнилось больше всего, изготовление поделок из природного материала.

Тема: «Осень золотая»
(Экскурсия по экотропе в сентябре)

Программное содержание

Обучающее: продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения на экотропе; устанавливать связь между состоянием окружающей среды и состоянием своего организма.
Развивающее: развивать сенсорные восприятия детей и умение описывать состояния: пахнет опавшей листвой, вижу осенний наряд деревьев, кора шершавая и т.д.; развивать логическое мышление и речь.
Экологическое: продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за лесом, охранять и беречь его.
Воспитательное: воспитывать интерес к растительному и животному миру наших лесов, эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.
Материалы: фотоаппарат, лупа, целлофановые пакеты для сбора мусора, перчатки, корзина, альбом, карандаш, кормушки для птиц.
Предварительная работа: знакомство с поделками из природного материала, чтение рассказов и пословиц об осени, изготовление кормушек.

ХОД ЭКСКУРСИИ

В: Ребята, давайте поздороваемся с нашим хорошим, добрым приятелем – лесом. Сейчас мы отправимся по знакомой тропинке, но для начала достанем карту-схему.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают маршрутную карту, вспоминают объекты экологической тропы, знакомые с прошлых экскурсий.)

Где мы сейчас находимся? Пойдем мы сегодня к песчаной тропе, которая находится чуть дальше нашей последней остановки. Но идти будем, также выполняя различные упражнения: ходьба и бег змейкой между кустами, в приседе и полуприседе под деревьями, подпрыгнем и достанем высокие ветки деревьев, часть пути преодолеем, прыгая с ноги на ногу.

Объект 1. Березка.

В: Ребята, обратите внимание, как изменилась березка, она стала еще красивее в осеннем наряде. Посмотрите, под березкой уже лежат опавшие листочки, она готовится к долгой зиме. Что осталось на месте опавших листочков?

(Предлагает детям рассмотреть почки через лупу.)

Почему листочки у березки пожелтели и стали опадать?

Д. Потому что наступила осень, стало холоднее…

В: А деревья не любят пить холодную воду, листочкам не хватает питания, поэтому они стали желтеть и опадать. Соберите опавшие листочки, они нам пригодятся для дыхательной гимнастики и для изготовления поделок.

(Дети собирают листочки.)

Упражнение дыхательной гимнастики «Сдуй листочек»

В. Возьмите листочек, положите его на ладонь, поднесите к лицу и, вдохнув через нос, сделайте энергичный выдох через рот так, чтобы листочек закружился в воздухе.

(Дети повторяют упражнение несколько раз.)

Праздник осенью в лесу – и светло, и весело.
Вот какие украшенья осень здесь развесила.
Каждый листик золотой –  маленькое солнышко.
Соберу в корзину я, положу на донышко.

(А.Шибицкая)

Д: Из листочков можно сделать разные поделки.

В: Конечно. Пошли дальше? Какая следующая остановка?

Д: Сосна.

Движение: ходьба парами на носочках, пятках, бег с кружением и остановкой, прыжки в длину с места, метание вдаль.

Объект 2. Сосна.

В: Ребята, поглядите на нашу сосну. Какие вы видите изменения? Посмотрите, сколько молодых шишек выросло. На следующий год белочкам и другим обитателям леса голодать не придется. Чтобы в шишке поспели семена, должно пройти два года. Но и в этом году поспевших шишек тоже много. Дети, а вы когда-нибудь видели лес на ладони?

Д: Нет, потому что так не бывает.

В: Тогда покажите мне ладошки.

(Воспитатель насыпает детям на ладошки семена из шишек.)

Вот вам и настоящий лес. (Дети удивленно рассматривают семена сосны.)

А теперь давайте посеем семена, и на следующий год здесь прорастут молодые деревца. Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса – не губи, мало леса – посади». Что мы с вами сейчас и сделали. Давайте посмотрим, как чувствует себя сосна, у которой была поранена кора. Подойдите поближе, посмотрите, ранка у дерева немножко затянулась. Да и дерево выглядит неплохо. Значит, наши труды не пропали даром. Мы помогли дереву, спасли его...
Ребята, давайте устроим небольшое соревнование: кто бросит шишку дальше этого дерева? Готовы?

(По команде воспитателя дети соревнуются в метании.)

Отправляемся дальше. Движение: ходьба широким шагом, с высоким подниманием колен, с закрытыми глазами.

Объект 3. «Чистый лес».

В: Вот и наша поляна. Что вы видите?

(Дети называют объекты.)

Правильно, но никто из вас не сказал, что на поляне есть мусор. Посмотрите, его действительно нет.

(Обратить внимание детей на красоту чистого леса.)

Но вот рядом мусора немало.

Д: Давайте уберем и этот мусор.

В: Вы действительно этого хотите?

Д: Да.

(Дети вместе с воспитателем убирают мусор в целлофановые пакеты, аккуратно накалывая его на палочки.)

В: Кажется, что не только лес, но и воздух в лесу стал чище. Давайте постоим немножко, подышим чистым воздухом, наберемся сил и здоровья, а потом пойдем дальше. Чувствуете, чем пахнет воздух?

(Ответы детей.)

Да, осенью. До следующей остановки мы будем выполнять такие упражнения: бег с высоко поднятыми коленями, змейкой, с кружением.

Объект 4. «Белкин дом».

В: Мы снова в гостях у белочки. Смотрите, сколько пустых шишек под деревом. Сразу видно: беличья работа. Ребята, посмотрите на крону дерева. Вы ничего нового не видите? Правильно, много шишек, а между ними на веточках белка сушит грибы на зиму. Вот какая запасливая.

Д: И на этом дереве тоже. А это что за шишка?

(В расщелине дерева дети увидели шишку.)

В: Да, здесь явно трудилась какая-то птичка, добывая семена. Оказывается, сосны не только белочек кормят своими семенами. А вы знаете, ребята, что даже дятел зимой питается семенами хвойных деревьев? Летом он поедает насекомых, спасая лес, а зимой лес спасает дятла, кормит его своими семенами. А вы не заметили, как в лесу тихо? Давайте поиграем в игру «Что я слышу».

(Предлагает детям с закрытыми глазами послушать звуки леса, а потом рассказать об услышанном.)

А почему мы не слышим комариного писка?

Д: Холодно уже, вот они и попрятались.

В: С наступлением осени самые маленькие жители – насекомые – выбирают уютное местечко и засыпают – кто под опавшими листочками, кто в расщелинах деревьев… и спят там до прихода весны. Поэтому и многих птиц сейчас не увидишь. Насекомые попрятались, и птицы вынуждены улетать в теплые края в поисках корма. Для птиц не страшны морозы, для них страшен голод.

Д: А если бы у нас было все время тепло, птицы бы не улетали?

В: Конечно, если бы у нас было тепло, насекомые не впадали бы в спячку, трава была бы все время зеленой. Тогда зачем птицам улетать? ведь летом они не улетают. А тем птицам, которые остаются зимовать, приходится очень трудно. Поэтому мы сделаем с вами столовую для птиц – развесим кормушки. И, когда будем идти на экскурсию, будем приносить для птиц корм. Вы согласны?

(Дети вместе с воспитателем выбирают место для кормушек.)

Вот и готова птичья столовая. А мы идем дальше.
Посмотрите на план-карту. Какая остановка у нас впереди?

Д: «Сладкая аптека».

В: Давайте посмотрим, появились ли ягоды на нашей полянке. Наше движение: ходьба парами с остановкой по сигналу, на носках, поменяться местами в паре.

Объект 5. «Сладкая аптека».

В: Вы видите, какой красивой и нарядной стала поляна. Ягоды уже поспели, и можно с родителями идти в лес по ягоды. Посмотрите вокруг: кроме брусники и голубики, какие еще ягоды можно встретить в нашем лесу?

Д: Вот еще какие-то ягоды, но я их не знаю. А это волчья ягода, ее есть нельзя: отравишься.

В: Ягоды, которые вы не знаете, называются костяникой, они тоже съедобные, но собирают их люди редко, потому что внутри ягоды большая косточка. Отсюда и название. Растет она не под деревьями, как брусника, а на открытых, солнечных местах. А ягода, которую вы называете волчьей, на самом деле совсем даже не волчья, эта ягода называется «водяника», она тоже съедобная. Из нее делают соки, и помогает она нашему желудку хорошо работать. Если вы не верите, что это ягода съедобная, я могу ее попробовать. Вот, смотрите.

(Воспитатель кладет в рот ягоду водяники.)

Как видите, со мной все в порядке. Теперь можете смело говорить родителям, что эта ягода съедобная... Ребята, а вы заметили, как изменились листочки на кустах?

Д: У брусники они не изменились, а у голубики стали красноватые и много листочков опало.

В: Давайте поиграем в игру «Собери листочки». Но мы будем не просто их собирать. Сначала нужно найти самый большой листочек голубики, затем самый красный и самый красивый. А потом, в группе, сравним, кто же нашел самый большой, самый красивый и самый красный листочек. Только одно условие: с кустов листочки не обрывать.

Д: Мы знаем.

(Дети собирают листочки, сравнивают друг с другом.)

В: Собрали листочки, молодцы! Идем дальше. Наши упражнения: бег медленный, след в след, змейкой, прыжки на месте, с поворотом.

Объект 6. Песчаная тропа.

(Отметить на карте.)

В: Как вы уже заметили, на песчаной тропе не растут травы. Это удобное место для игр, и мы сейчас поиграем.

«Найди по следу»

Дети закрывают глаза, в это время ведущий идет по песку, запутывая след, затем прячется. Дети должны пройти друг за другом след в след и отыскать спрятавшегося.

«Спрячь и найди»

Кто-либо из детей показывает всем камешек, затем прячет его. Тот, кто найдет, забирает камешек себе.

«Прыгни в круг»

Прыжки в начерченный на песке круг прямо, боком, спиной вперед.

Свободные игры на песчаной тропе, сбор камешков разного размера, цвета, формы.

(Короткая дорога обратно.)

Последующая работа: самые красивые камешки выкладываются в стеклянную чашу, заливаются водой. Наблюдение за тем, как изменяется цвет камней: они становятся ярче, красивее, их оттенки меняются в зависимости от освещения. Часть камешков раскладывается в цветочные горшки. 2–3 гладких камешка оставляются специально для игр: «В какой руке камешек?», «Найди спрятанный камешек», «Узнай на ощупь». Камешки складываются в красивую коробку, которая кладется на полку «подарков от природы».

Тема: «Волшебница зима»
(Путешествие по экотропе в начале зимы)

Программное содержание

Обучающее: продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, знакомить с природно-климатическими условиями нашего края.

Развивающее: развивать сенсорное восприятие детей и умение описывать запахи, звуки зимы, тактильные и зрительные ощущения.

Экологическое: устанавливать взаимосвязи в природе: наступила зима – стало холодно – выпал снег.

Воспитательное: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, чувство любви и гордости за свой край.

Материалы: санки (2–3 шт.), линейка, фотоаппарат, корм для птиц, баночка для снега.

Предварительная работа: рассматривание маршрутной карты, экскурсия в краеведческий музей, заучивание стихов о зиме.

ХОД ЭКСКУРСИИ

В: В этот зимний, снежный час
Лес давно заждался нас!
Скажем дружно: «Здравствуй, лес!
Открой нам чуточку чудес!».

Дети, посмотрите, как красив зимой лес! Как будто мы с вами попали в волшебную сказку. Что происходит с природой в это время года?

(Ответы детей.)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

О чем говорится в стихах замечательного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?

(Ответы детей.)

Обратите внимание на деревья. На что они похожи? Отгадайте загадку: «Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось». (Снег.) А где же знакомая тропинка?

Тропинку нашу замело,
Все кругом белым-бело.

Ребята, вы догадались, почему нам труднее стало передвигаться?

Д: Много снега.

В: Мы взяли с собой линейку. Давайте измерим толщину снега в начале зимы.

(Воспитатель вместе с детьми измеряет толщину снега.)

Ну, снегу еще не много выпало... Сегодня до первой остановки мы будем выполнять такие движения: утрамбовку тропинок приставным шагом прямо, спиной вперед, боком, катание на санках.

Объект 1. Березка.

В: Ребята, вы не замерзли? А как вы думаете: холодно деревьям зимой или нет?

Д: Нет. Потому что они находятся в покое, а их корни покрыты белым пушистым одеялом.

В: Чем отличаются деревья и кустарники зимой от деревьев и кустарников летом? Чего деревьям не хватает в зимних условиях?

Д: Зимой холодно и мало света, деревья зимой не растут и не цветут. Земля и вода замерзли, поэтому деревья как бы засыпают.

В: А сейчас мы подойдем к этому дереву. Узнаете ли вы его?

Д: Да, это наша березка.

В: Вот и заснула наша красавица, сейчас мы тихонько подойдем и посмотрим, как снег укутал ее ветви.

(Дети рассматривают веточки березы.)

А теперь отправимся к сосне, посмотрим, как она встретила приход зимы.

Движение: ходьба и бег «след в след», широким шагом, катание на санках по очереди.

Объект 2. Сосна.

В: Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
В пургу по колени, буранами гнутся,
Вершинами машут. Сдают? Не сдаются!

(М.Дудин)

Как бы ни было трудно деревьям, но они действительно, как солдаты, стоят крепко и не сдаются, несмотря на лютый мороз и сильный ветер. А хвойные деревья даже не сбрасывают свои хвоинки на зиму и остаются зелеными.
Какие хвоинки у сосны? давайте рассмотрим их.

Д: Твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.

В: Ребята, а для чего дереву кора?

Д: Она тоже спасает дерево от холода.

В: Посмотрите на стоящее рядом дерево и скажите: у этих деревьев кора одинаковая по толщине или нет?

Д: Нет. У нашего дерева кора толще.

В: Чем кора толще, тем дерево старше. А на молодых веточках кора похожа на кожицу, такая она тонкая... Ребята, если сравнить березу и сосну, на каких ветках снега больше и почему?

Д: На ветках сосны. Потому что на них хвоинки держат больше снега.

Тренинг

В: Выберите дерево, подойдите к нему и посочувствуйте, обнимите, погладьте кору, погрейте дыханием, скажите ласковые слова. Закройте глаза и на минуточку представьте, что вы – дерево. Откройте глаза, сделайте глубокий вдох, почувствуйте свежесть зимнего воздуха.
А теперь, дети, посмотрите: чьи это следы на снегу и куда они ведут?

(Воспитатель вместе с детьми, определив направление, идет по следам.)

Вы узнаете это место? Это же дерево, на котором дупло – белкин дом. И вы уже догадались, кто оставил эти следы?

Д: Это следы белки!

В: Сегодня погода хорошая, и поэтому белка решила прогуляться по лесу, а может быть, найти под снегом ягоды брусники. Но когда стоят сильные морозы, белка прячется в дупло, вход закрывает сухой травой, чтобы в дупле сохранилось тепло, прячет носик под пушистый хвост и спит. Ждет, пока морозы пройдут, – она хотя и живет в наших лесах, но боится морозов.
Ребята, посмотрите, кто-то еще оставил следы на снегу. Но это уже не белка. Давайте их сравним.

(Дети рассматривают следы, определяют, в каком направлении шел зверек.)

Эти следы оставила полевая мышка. Ее тоже часто можно встретить в нашем лесу… Вот и снег пошел...
«Странная звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала». Что это за звездочка?

Д: Снежинка.

В: Когда снежинки падают, они тоже очищают воздух. Ведь они не просто падают, они вращаются, собирая в себя грязь и микробы, которые находились в воздухе.

(Предлагает детям понаблюдать, как кружатся снежинки, очищая воздух.)

Представьте, что вы тоже снежинки. Полетели, покружились и на землю опустились...

Упражнение дыхательной гимнастики «Снежинка»

В: Дети, не снимая варежек, поймайте снежинку на ладошку, сделайте вдох через нос, а затем сильный выдох через рот, так, чтобы снежинка растаяла. Получилось? Молодцы!
Когда вам взрослые говорят, что снег есть нельзя, он грязный, заболеете, – это действительно так. Хотите проверить? Давайте наберем снега в баночку, а когда снег растает, посмотрим, чистый он или нет.
Ребята, вы слышите, как тихо в лесу. Послушаем звуки окружающего нас леса, тишину, шорохи. Совсем не слышно птиц. Давайте посмотрим, нашли ли птицы нашу кормушку. Движения: идем парами, утрамбовывая снег, спрыгиваем с пенька, прыгаем вверх до ветки дерева.

Объект 3. «Птичья столовая».

В: Обратите внимание: кормушка пуста, ни одного зернышка не осталось. Но мы пришли не с пустыми руками. Давайте покормим птиц. Ведь им зимой трудно приходится.

(Дети насыпают корм в кормушки.)

А теперь пойдем дальше, не будем мешать птицам. Они, наверное, сейчас за нами наблюдают, и им так хочется поскорее заглянуть в «птичью столовую».

У еле приметной
В кормушки насыпаны зерна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!
Теперь не страшны вам холодные вьюги.

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «Luxmed».Если вы решили приобрести качественную лупу, то, несомненно, лучше заказать её на сайте, расположенном по адресу «Luxmed.Com.Ua». На сайте имеется огромный ассортимент продукции высокого качества. Вы сможете выбрать лупы любых размеров и форм. В интернет магазине «Luxmed» работают только высококвалифицированные специалисты, которые в кратчайшие сроки обработают ваш заказ.

(Ю.Кушак)

Движение: ходьба по снегу след в след, далее – с закрытыми глазами.

Объект 4. «Сладкая аптека».

В: Нашей ягодной поляны почти не видно. Укрывшись теплым одеялом, кустарники будут спать до следующей весны, ведь через снег мороз не проберется, а потом кормить своими полезными ягодами лесных жителей, птиц и зверей. Аккуратно уберем снег и посмотрим, есть ли ягоды на бруснике... Ребята, посмотрите на брусничку: она, как бусинка, переливается янтарным светом. Промерзла, а все такая же аппетитная. Давайте укроем кустик снегом, а сами поиграем в игры.

«Волшебный лес»

Всматриваясь в снежные сугробы, нужно найти в их очертаниях сходство с различными зверьками и птицами.

«Кто быстрее?»

Намечаются две параллельные линии на расстоянии 10–15 м одна от другой – старт и финиш. По сигналу дети бегут наперегонки. Кто быстрее добежит до финиша?

«Санный поезд»

Трое или четверо санок связываются друг за другом. Часть детей везет санный поезд, другая часть катается на нем. Затем дети меняются местами.

В: Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они:
Вниз, под горку, едут сами,
А на горку – их тяни.

(А.Шибаева)

(Воспитатель и дети прощаются с лесом и возвращаются в детский сад.)

Последующая работа: повторение игр с санками на участке детского сада; рисование (аппликация) на тему «Волшебница зима».

Литература

1. Бурдыкин Б. Загадки деревотерапии. – журнал «Здоровье» № 3, 2001.
2. Зотов В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
3. Мишин Н. Аптека от матушки природы. – Тверь: Март, 1996.
4. Перов В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
5. Симонова Л.П. Ключи от природы. – М.: Агар, 1998.
6. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
7. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. – СПб.: Союз, 2001.

Валентина Бондарцова