Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2008

Из первых рук

Гуманитарный паспорт – шаг в будущее

Так называлась пресс-конференция, организованная Московским домом общественных организаций. Ее участники – педагоги, врачи, психологи, работающие на базе Московского медико-стоматологического университета, обсуждали необходимость создания гуманитарного паспорта для людей с ограниченными возможностями, пути снижения уровня заболеваемости в современной стоматологии и задачи технологий, сберегающих физическое и психическое здоровье учащихся

Задача гуманитарного паспорта, по мнению Наиды Абдурахмановны Бари, доцента, кандидата медицинских наук, состоит в том, чтобы установить образовательные способности человека с ограниченными возможностями на основании гуманитарной экспертизы. Наида Абдурахмановна считает, что медицинская экспертиза «равнодушна» и не способна оценить весь потенциал ребенка-инвалида. В то время как гуманитарная экспертиза направлена на интересы пациентов и предполагает объединение результатов отдельных специальных исследований, дискуссию специалистов и долгосрочный прогноз.
– Такой подход, – продолжает тему Наида Абдурахмановна, – позволяет перейти к обсуждению результатов медицинской, психологической, социальной экспертиз совместно с пациентом, принимая во внимание его собственную оценку своего здоровья и его намерение получить образование. Равноправное участие пациента в дискуссии активизирует его жизненную позицию и позволяет самостоятельно принимать решение.
Помимо инновационного подхода к детям с ограниченными возможностями, сотрудники Московского медико-стоматологического университета затронули также тему влияния навыков и знаний, обретенных детьми в результате образовательных программ, на состояние их здоровья. В частности, Людмила Ивановна Лаптева, ассистент кафедры профилактики стоматологических заболеваний, кандидат медицинских наук, рассказала об эффективности профилактической программы по стоматологическому просвещению школьников.
– Основная причина кариеса зубов и воспаления десен – это низкий уровень гигиены полости рта, – комментирует основы образовательной программы Людмила Ивановна. – Научить человека принципам рациональной гигиены полости рта и питания необходимо еще в детстве. Поэтому разработка и внедрение профилактических программ для детей и подростков – актуальный вопрос стоматологии.
В профилактической программе, разработанной на кафедре профилактики стоматологических заболеваний совместно с кафедрой психологии и педагогики университета, учитываются возрастные особенности восприятия детьми новой информации, благодаря чему программа уже успела показать свою эффективность.
Вопрос о здоровьесберегающих технологиях в подготовке людей с ограниченными возможностями подняла Наталья Владимировна Кудрявая, профессор кафедры педагогики и психологии. Еще великий русский писатель Л.Н. Толстой обратил внимание на опасность психотравмирующих факторов авторитарного обучения и воспитания.
– Душевный комфорт и чувство безопасности, – разъясняет позицию Толстого профессор, – это основа для творческих действий учащихся, их желания расти, совершенствоваться, становиться лучше, умнее, благороднее. На базе этого и строятся гуманистическая педагогика и психология, которые в наше время только начали утверждаться.
В заключение беседы участники конференции высказались о своей готовности работать над различными программами и проектами, которые смогут улучшить положение людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране. Однако осуществление этих планов невозможно без финансовой и законодательной поддержки государства.

Рада Гостина