Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2008

Урок здоровья

Палочка-выручалочка, или С трудными детьми нужно играть на уроке

В процессе гуманизации образования среди педагогов особенно возрос интерес к игре. Функции игры значительно расширились в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, здоровьесберегающей и коррекционной работе и других направлениях. Сделаем и мы в этой статье акцент на игру как метод диагностики и средство коррекционной работы с девиантными детьми младшего школьного возраста. Наши рекомендации адресованы педагогам разных типов учреждений, воспитателям, родителям и студентам педагогических колледжей и вузов

Игры с целью диагностики

При использовании игр педагогу нужно:

  • четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

  • варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменениями игрового содержания;

  • осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.

Если педагогу стало ясно, что он овладел новым методом и будет его применять, тогда можно осуществлять подбор игр в зависимости от девиаций учащихся.

Словесные игры – как средство диагностики развития речи у детей и их интеллектуальных способностей, памяти, внимания.

Подбор игр для разного типа детей – подвижных, агрессивных, ленивых, невнимательных, гиперактивных, робких.

Игры за ширмой («Кукольный театр», «Би-ба-бо», «Пальчиковый театр») – для закомплексованных, застенчивых детей.

Игры с правилами – как показатель общего развития ребенка.

«Палочки-считалочки». Педагог предлагает детям выложить на бумаге счетными палочками строчку по образцу. Образец показывается несколько секунд, а потом убирается.

«Угадай и собери». Вначале можно вспомнить некоторые из эмоциональных состояний человека. А потом из разрезанных частей изобразительного материала составить эмоциональные модальности и назвать полученную эмоцию.

«Это не...» Ведущий выкладывает перед ребенком 4 ряда картинок (в каждом ряду по 5 картинок) и дает инструкцию: скажем, надо отыскать в каждом ряду лишнюю картинку. Например, «это не фрукт»: груша, апельсин, ананас, банан, лист.

«Что не подходит?» Педагог зачитывает слова, а дети должны догадаться, какое слово здесь не подходит. Свой ответ они аргументируют. Например: пишет, звенит, смеется, соловей.

«Компас». Ребенку предлагается страница с изображением нескольких предметов, которые по-разному расположены в пространстве. Педагог спрашивает: «Какие предметы нарисованы? Где нарисована груша? Где нарисован дом? Барабан? Мяч? Что нарисовано справа от домика? А слева? Назови предмет слева вверху». И т.д. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем считается тот, кто получает 10–11 фишек.

В процессе наблюдения и организации игр с правилами педагог приучает учащихся принимать задание в полном объеме, соблюдать его в процессе выполнения игровых действий и контролировать себя. Игры с правилами помогают быстрее выявить учащихся с пониженным уровнем обученности, а это позволяет учителю своевременно начать соответствующую коррекционную работу.

Важный момент диагностики: если в начале игры в нее вовлекались 1–2 учащихся, то к концу диагностического этапа в игре участвует почти весь класс, дети сами пытаются усложнять правила игры, начинают радоваться успехам других и сопереживать.

Игры  на развитие произвольного внимания,
общения со взрослыми и сверстниками

«Брейн-ринг». В игре принимают участие 2 команды. Игра идет до 6 очков. Обдумывание вопроса – 1 минута.

Вопросы для игры

1. Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, печатях, монетах. (Герб.)

2. Кого с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток.)

3. Какой месяц в народном календаре называют «хлеборост»? (Июнь.) И т.д.

«Звездный час». В игре принимают участие 5 игроков. Игра состоит из трех туров (из области москвоведения, из области химии, музыки) и финальной игры. Ведущий задает участникам вопросы, за правильный ответ они получают фишки. После каждого тура происходит подсчет фишек; те участники, у которых оказалось меньше всего фишек, выбывают.

«В мире флоры и фауны». Учащиеся делятся на 2 команды. Ведущий раздает карточки и говорит, что, после того как он произнесет текст задания, будет предъявлена карточка с тремя вариантами ответов, обозначенными буквами А, Б, В.

Дети должны выбрать правильный ответ и через 30 секунд поднять соответствующую карточку. Выигрывает команда, набравшая к концу игры наибольшее количество очков.

Требования к педагогу в организации игр с трудными детьми: доброжелательность, поддержка ребенка, сдержанность, выразительность, четкость, индивидуально-дифференцированный подход; поощрение стремления к саморазвитию; предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели; создание условий для конкретного воплощения творческих идей; исключение какого-либо давления на детей; создание обстановки доверия и открытости; помощь в реализации творческого потенциала, организации самоанализа, оценивании ребенком собственных достижений.

Литература

1. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М., 2002.

2. Щуркова Н.Е. За гранью урока. – М., 2004.

Ирина Сергеева