Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2008

Вместе с психологом

О зависимом поведении

Курение, алкоголь,  наркотики,   компьютерные игры...  Почему специалисты   объединяют эти проблемы? Речь идет о зависимом  поведении, о навязчивом стремлении изменять  свое психическое  состояние с помощью  приема некоторых  веществ или отдаваясь  азартным играм

Подростковое курение: причины и профилактика

Почему подростки начинают курить? У некоторых детей первые попытки закурить происходят еще в младшем школьном возрасте, и вызваны они, как правило, обычным любопытством (в этом возрасте велика познавательная активность). Чаще всего, получив достаточно негативный опыт (головокружение, кашель, тошнота), ребенок не возобновляет своих попыток.

Но настоящей проблемой это может стать в подростковом возрасте. Теперь пробы табака происходят не только из любопытства, но и из стремления подражать значимым взрослым или сверстникам, из желания быть принятым в компанию. И если курению приписываются такие «функции», как облегчение общения, взрослость, «крутизна», то подросток, преодолевая неприятные ощущения от первых проб и страх наказания, может начать курить, и курение будет удовлетворять важные для него потребности.

Важно понять, что влияет на складывающиеся у ребенка установки относительно курения. Обычно знакомство детей с употреблением табака происходит в раннем детстве при наблюдении за поведением старших, особенно в семье. По мнению специалистов-психологов, противоречие между отрицательным отношением к курению и любовью к курящим папе или маме решается подростком в пользу подражания родителям.

Существуют разные подходы к профилактике курения. Один из самых распространенных – информирование о вреде курения. Информация, поданная к месту и ко времени авторитетным человеком, действительно может повлиять на решение подростка. На многих ребят сильное впечатление производят, например, картинки с изображением легких курильщика. Если научить детей переживать стресс, справляться с неприятностями, чувствовать себя уверенно в общении, что очень актуально в подростковом возрасте, – это тоже станет, по существу, профилактикой курения.

В младшем школьном возрасте желательно обучать детей умению отстаивать свое мнение, противостоять давлению окружающих, отказываться от рискованных предложений, не боясь потерять авторитет.

Можно ли помочь тем, кто уже попал в зависимость? Большинство людей, решивших бросить курить, при желании в состоянии сделать это самостоятельно. В то же время врачи и психологи пользуются разными способами, помогающими облегчить процесс отвыкания от курения. Это и психотерапевтические воздействия – внушение отвращения к курению в легком гипнотическом (трансовом) состоянии, и иглоукалывание, и медикаментозная помощь, и различные психологические приемы, ослабляющие влечение к табаку.

Подростки, алкоголь и наркотики

Каковы основные причины, по которым подростки начинают употреблять алкоголь или наркотики? Сами по себе особенности подросткового возраста могут подтолкнуть к экспериментированию с различными психоактивными (изменяющими сознание) веществами.
Это присуще большинству подростков: любопытство, жажда новых ощущений, склонность к риску, чувство протеста против правил и ограничений, повышенная потребность в общении, желание получить признание в компании сверстников, стремление к взрослости (особенно привлекательной оказывается внешняя атрибутика).

Другие причины вытекают из особенностей характера – пониженной стрессоустойчивости, неумения справляться с неприятностями, склонности к депрессии, повышенной тревожности. Фактором риска является и присущее некоторым подросткам выраженное стремление к получению удовольствий при низком самоконтроле, неумение получать удовлетворение от деятельности, требующей усилий, творчества. Подобные свойства личности, особенно в сочетании с семейным неблагополучием и неблагоприятной наследственностью, увеличивают риск не только первых проб алкоголя или наркотиков, но и последующего злоупотребления ими.

Под семейным неблагополучием мы в первую очередь понимаем проблемы алкоголизма у родителей, особенно у матери. Недостаток тепла и доброго отношения в семье также может заставить подростка искать «утешения» в компании сверстников. Результатом авторитарного воспитания обычно становятся либо зависимость и пассивность ребенка, либо подростковый бунт, сопровождающийся разными нарушениями поведения. Кроме того, употребляемые алкоголь и наркотики могут создавать у таких подростков иллюзию душевного комфорта.

Какие существуют методы профилактики подросткового алкоголизма и наркомании? Это в первую очередь развитие тех свойств характера, которые делают употребление ненужным и бессмысленным. Если человек в состоянии получать от жизни удовольствие, умеет уверенно общаться, справляться с неприятностями, решать проблемы, ставит себе определенные цели и активен в их достижении, то и потребности в алкоголе или наркотике у него не возникает. Конечно, может случиться так, что подросток попробует алкоголь или даже наркотик, но вероятность дальнейшего употребления значительно уменьшается.

Очень важно, как родители ребенка сами относятся к употреблению наркотиков или алкоголя. Например, в семье может считаться, что алкоголь – незаменимое средство в праздники, от усталости, для аппетита, при простуде, в горе и в радости. Такие же представления складываются и у детей, причем задолго до первой пробы; подрастая, дети начинают им следовать. Также не рекомендуется провоцировать ребенка на первую пробу, предлагая спиртное за праздничным столом. Многие родители рассчитывают подобным образом контролировать поведение ребенка и количество выпитого им алкоголя. Однако сами дети воспринимают такое знакомство с алкоголем как снятие запрета, у них пропадает «страх перед первой рюмкой», и расчет родителей на строго регламентированное семейное употребление не всегда оправдывается. Доказано: чем позже происходит первая проба, тем меньше риск последующего злоупотребления.

Бывает так, что в семье кто-то из взрослых болен алкоголизмом или наркоманией. Специалисты называют эту болезнь химической зависимостью. И химическая зависимость неизбежно нарушает семейные взаимоотношения.

Очень трудно выживать рядом с алкоголиком и наркоманом. Злость, беспомощность, вина, депрессия – эти чувства чаще всего испытывают родственники зависимых.

Однако не зря говорится, что члены семьи своим поведением могут и способствовать, и препятствовать употреблению. Иногда близкие люди, сами того не подозревая, поддерживают разрушительную болезнь. Это происходит, когда кто-либо из родственников (жена, мать) берет на себя всю ответственность за последствия чужой зависимости (обслуживает наркомана или алкоголика, отдает за него долги, не заботится о себе, пытается контролировать, критикует, обвиняет).

Изменения же происходят тогда, когда разрушаются старые, привычные роли. Когда родственники перестают приносить себя в жертву, начинают заботиться о себе и позволяют зависимому человеку столкнуться с последствиями его же поведения, вот тогда он получает возможность что-то изменить в своей жизни.

Если не удается убедить родственников алкоголика или наркомана начать его лечение, то все равно остается один выход – начать с себя. И, изменившись, изменить ситуацию в семье, возможно, с помощью психолога или группы поддержки.

Если же родственники согласны на лечение, то важно грамотно выбрать клинику или лечебную программу.

Есть много разных способов получить наркологическую помощь: это может быть бесплатное амбулаторное лечение в наркологическом диспансере по месту жительства, стационарное лечение (при тяжелом состоянии) в наркологической больнице. Есть достаточное количество платных клиник и частнопрактикующих врачей (следует помнить: настоящее лечение бывает серьезным и длительным, это не «исцеление по фотографии за один сеанс»). Лечебные программы могут включать в себя непосредственно медикаментозную помощь для нормализации физического состояния; обязательно работу с психологами и психотерапевтами (преодоление психологической зависимости, решение актуальных проблем) и программы помощи семье в налаживании отношений.

Есть и альтернативные способы помощи. Сегодня в решение этой проблемы активно включилась церковь, созданы даже бесплатные христианские общины, куда уезжают на длительный срок зависимые и там решают свои проблемы.

Есть и «группы самопомощи» – сообщества анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов, а также группы для родственников. Это бесплатные группы, объединяющие людей, которые ставят своей целью выздоровление от зависимости.

Компьютерная и интернет-зависимость

Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 1980-х годов. По их мнению, симптомы зависимости таковы: навязчивое желание проверять свой почтовый ящик в Интернете, постоянное ожидание следующего выхода в Сеть, пристрастие к играм, программированию, электронным покупкам, непреодолимая тяга к поиску информации в Сети и общению в чатах.

От родителей часто можно услышать жалобы: дети много времени проводят за компьютерными играми, предпочитая их чтению, прогулкам, урокам, человеческому общению. С медицинской точки зрения самые явные проблемы связаны с нарушением осанки и зрения: статичная искривленная поза и мерцание экрана быстро наносят ущерб; есть жалобы на онемение пальцев правой руки.

А вот чтобы понять, какой ущерб компьютер может нанести детской психике, надо познакомиться с разновидностями компьютерных игр. Четкая их классификация затруднена, так как игра может как представлять собой смешение существующих жанров, так и не относиться ни к одному из них.

Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр – в основном пасьянсы. Они могут быть хороши для отдыха и переключения внимания, тренировки мышления; из этой же серии игры-головоломки и различные обучающие. Симуляторы – это игры-имитации. При помощи компьютера имитируется управление сложным техническим средством (например, боевым истребителем); спортивные симуляторы – игры, воспроизводящие спортивные соревнования (футбол, баскетбол, автогонки). Игры в стиле «экшн» и «аркада» – это игры-действия: от играющего требуется быстро передвигаться, стрелять и собирать призы. В таких играх сцены насилия могут оказаться разрушительными для детской психики, спровоцировать детей на агрессивное поведение в реальной жизни. При современном уровне графики кровь на экране после выстрела может показаться вполне настоящей. Задача родителей – не допустить появления таких игр у ребенка.

Еще существуют так называемые ролевые компьютерные игры. К ним относятся «стратегии» (игрок управляет целым компьютерным миром – строит здания, завоевывает территории, добывает «ресурсы», например, нефть или золото). Важно понять, что привлекает ребенка в таких играх: умение управлять миром или сцены агрессивных баталий? Игры из жанра «Квест» и РПГ (Role-Playing Games, ролевые игры) характеризуются наибольшей глубиной погружения в виртуальную реальность. Игрок управляет «своим» персонажем, продвигаясь по сюжету, общается с другими героями и решает логические задачи. Отрицательная сторона – затягивающий иллюзорный мир. Кроме того, многие игры этого жанра сделаны «с видом из глаз», что способствует «слиянию» игрока со своим персонажем. И тогда гибель героя на экране может переживаться почти как своя собственная.

Сформулируем общие советы родителям, которые озабочены чрезмерным увлечением своих детей компьютерными играми и Интернетом.

Желательно регламентировать время, проводимое за компьютером (обговорив условия с ребенком, составить договор о пользовании компьютером; открыто говорить о своих опасениях; пользоваться «помощниками» – например, будильником; обязательно хвалить за соблюдение времени, подчеркивать, сколько еще интересного и полезного удалось успеть). Желательно контролировать выбор игр и стараться использовать позитивные возможности компьютера – дети часто с интересом овладевают программированием, веб-дизайном, компьютерной графикой, анимацией.

И еще одно важное замечание. Часто бывает так, что за «компьютерной зависимостью» скрываются совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, неуверенность, одиночество, реакция на семейное неблагополучие. Такой ребенок комфортно чувствует себя в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.

Что делать,
если ваш ребенок
начал курить?

Причины, по которым подростки начинают курить

  • Любопытство.

  • Подражание авторитетным людям.

  • Стремление быть взрослым и «крутым».

  • Облегчение общения.

  • Желание быть принятым в компанию сверстников.

  • Потребность в снятии напряжения.

Сначала курение помогает подростку расширить дружеские контакты, повысить свой авторитет у сверстников.

Потом курение становится привычкой, без сигареты подросток чувствует себя неуютно, напряженно.

И в конце концов формируется никотиновая зависимость.

Как предупредить начало курения

  • Отказаться от курения в семье.

  • Информировать о вреде курения.

  • Развивать уверенность в общении.

  • Развивать устойчивость к стрессам.

  • Обучать детей умению отстаивать свое мнение, противостоять давлению окружающих.

Советы родителям

  • Спокойно и доброжелательно поговорите с подростком. Попробуйте разобраться, почему он начал курить, что хорошего приносит ему курение. Обсудите другие возможные пути получения этой же «выгоды». Например, если подросток с помощью сигареты снимает напряжение, предложите ему обучиться аутотренингу и релаксации. Если подросток с помощью курения демонстрирует свою взрослость, помогите ему найти в себе такие способности, которые сделают его популярным и уважаемым среди сверстников.

  • Сообщите о своем отрицательном отношении к курению, расскажите о влиянии никотина на здоровье и внешний вид.

  • Не финансируйте покупку сигарет.

  • Не разрешайте курить в квартире.

  • Предложите обратиться к подростковому психологу или к психологу, работающему с зависимостями.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук