Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2008

Нам пишут

Устраивайте детям отдых!

7 апреля весь мир отмечает Международный день здоровья. хочу рассказать о том, как мы проводим этот праздник в нашей школе

В народных пословицах утверждается: «Здоровье – это не все, но все – ничто без здоровья», «Здоровый нищий счастливее больного короля».
Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Благополучное развитие детей зависит от многих факторов: образа жизни, окружающей среды, организации досуга, питания, пребывания на свежем воздухе и т.д.
Наша школа работает по программе «Школа, содействующая здоровью». Это значит, что каждый учитель, осуществляя учебный и воспитательный процесс, органично соединяет его с заботой о самочувствии своих учащихся, ведь успешность обучения во многом зависит и от состояния их здоровья.
Каждую четверть мы проводим День здоровья, который становится днем отдыха и радости для всех учащихся. Существует много разных форм его проведения: выезд на природу, экскурсии, посещение музеев, театров, библиотек, организация праздников, спортивных состязаний, эстафет. Каждая из этих форм хороша по-своему.
Для детей младшего школьного возраста третья четверть оказывается самой сложной, многие испытывают утомление, вялость, теряют интерес к учебе, и в это время необходимо организовать несколько Дней здоровья.
В зимний период хорошо провести день отдыха на улице, организовать прогулку с играми, эстафетами, включить элементы состязаний. Ведь именно пребывание на свежем воздухе улучшает самочувствие ребенка, оказывает положительное влияние на его эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости; у детей исчезает утомление и улучшается работоспособность. Известно, что пребывание младших школьников на открытом воздухе должно продолжаться 3–3,5 часа. Лишь в сильные морозы нельзя проводить на улице такие мероприятия. Но их можно перенести в спортивный зал или заменить другой формой отдыха.
Подвижные игры особенно полезны для детей. Они включают многие виды интенсивного движения: ходьбу, бег, лазанье, метание и т.д., что необходимо детскому организму. В процессе игры дети занимаются спортом, учатся дружить, приучаются к соблюдению определенных правил, умению контролировать себя, у них воспитывается более внимательное и чуткое отношение друг к другу, и самое главное – они испытывают подъем и радость, что положительно влияет на их здоровье.
Как правило, современные дети мало играют в подвижные игры, но если их организовать и научить, то начинают проявлять к ним большой интерес.
Предлагаем игры и эстафеты, в которых одновременно участвуют все дети и которые пользуются у них наибольшей популярностью.

Эстафета «Хоккеист»

Дети делятся на две команды, становятся друг за другом. На расстоянии 1 м от них устанавливаются кегли – через 1 м друг от друга. Каждой команде выдаются клюшка и шайба. По сигналу первым участникам обеих команд необходимо клюшкой обвести шайбу вокруг кеглей и вернуться обратно, передав клюшку вторым игрокам. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит это задание.

Эстафета «Стрелок»

Учащиеся делятся на две команды. Строятся друг за другом. На расстоянии 1,5–2 м от команд стоят ведра. Необходимо в ведро забросить снежок. (Это задание можно усложнить, если в ведро кидать снежок левой рукой, а левше – правой.) Победит та команда, которая быстрее выполнит задание и у которой в ведре будет больше снежков.

Эстафета «Кто быстрее соберет шишки»

Участники делятся на две команды, строятся друг за другом. На расстоянии 1,5 м от первого участника кладут шишку, за ней через каждые 2 м еще 6 шишек. Необходимо собрать все шишки в ведро.
По сигналу первый учащийся подбегает к первой шишке, кладет ее в ведро и бежит обратно, передает ведро следующему участнику. Второй игрок подбегает ко второй шишке и возвращается обратно, передавая ведро третьему участнику, и т.д. Победителем станет та команда, которая быстрее выполнит задание.
Весной, когда пробуждается природа, когда воздух наполняется необыкновенными ароматами и ласково пригревает солнце, стоит выехать за город и все это ощутить на себе. А сколько сил и здоровья прибавится от такой вылазки! В апреле можно запланировать проведение Дня здоровья и в виде экскурсии, например, в какую-либо старинную усадьбу. Так, одним ранним весенним днем мы с ребятами отправляемся на автобусе в музей-усадьбу Кусково. Перед началом экскурсии на свежем воздухе ребята делают утреннюю гимнастику, которая окончательно пробуждает их, создает хорошее настроение... Вместе с экскурсоводом проходим по территории усадьбы и знакомимся с теми достопримечательностями, которые там есть: дворцом, гротом, оранжереей, церковью и колокольней, итальянским и голландским домиками. Ребята узнают много интересного, неожиданного: например, у одного из самых богатых людей того времени, графа Шереметева, в парке среди деревьев можно было увидеть обманки... Что это такое? Многие узнают о них сами, посетив этот музей.
Во время экскурсии необходимо обратить внимание учащихся на природные объекты – водоем и парк, понаблюдать, в каком состоянии они находятся ранней весной, отметить, какие изменения произошли в природе. Ребята будут слушать пение птиц и любоваться окружающей красотой. В заключительной беседе вместе с детьми хорошо бы вспомнить правила охраны природы.
А затем на территории лесопарка можно провести несколько подвижных игр.
День отдыха, организованный таким образом, принесет пользу в оздоровительном, в познавательном и в эстетическом отношениях и, безусловно, останется незабываемым в памяти ребенка.

День здоровья как ресурс воспитательной работы.
Как организовать День здоровья,
чтобы оздоровить не только тело, но и взаимоотношения в классе?
Читайте об этом в № 6
газеты «Классное руководство и воспитание школьников».

Марина Украинская ,
замдиректора по социальной защите ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 198, Москва