Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2008

Из первых рук

Европейская сеть

В чем Россия впереди

Сегодня школы играют все большую роль в формировании здорового образа жизни, сохранении здоровья детей. Проблемы, которые волнуют специалистов Европы в области школьной и университетской медицины, – это: психическое здоровье детей; избыточный вес и ожирение (до четверти подростков Европы имеют избыточную массу тела); прививки, которые они получают в школе; состояние их зубов. Интересно сопоставить организацию школьной медицины у нас и в Европе.
Школьное здравоохранение в России в настоящее время «выстраивается» Правительством России в рамках национальных приоритетных проектов. По ряду позиций мы обогнали Европу. Например, наши европейские коллеги рассматривают Интернет лишь как фактор, содействующий рискованным формам поведения подростков. А то, что Интернет может быть библиотекой электронных учебников, для которых надо создать и принять гигиенические нормы, они пока в расчет не принимают. Российские же гигиенисты этим озабочены всерьез.
То же самое касается школьной мебели, школьных нагрузок. Наше преимущество в том, что мы эти вопросы рассматриваем вместе с педагогами. Сейчас активно разрабатываются образовательные стандарты второго поколения, в их подготовке самое активное участие принимают гигиенисты. У европейцев столь тесного взаимодействия ученых и учителей-практиков нет.

Европейская сеть школ здоровья была создана по инициативе трех международных организаций: Совета Европы, Европейского комитета и Европейского регионального бюро ВОЗ. Сейчас ENHPS является одной из наиболее продвинутых международных программ по содействию сохранению здоровья школьников в мире. В проекте участвуют 43 европейские страны.
В 2007 г. Организационный секретариат Европейской сети школ здоровья переместился в Национальный институт содействия здоровью министерства здравоохранения Нидерландов. Это положило начало созданию сети школ здоровья в Европе.
Цель этой сети – обеспечивать страны участников проекта информацией, способствовать исследованиям, налаживать обмен практическими знаниями, сохранять и защищать здоровье учеников.

Проблемы одни, отношение разное

Но проблемы, которые приходится рассматривать и нашим специалистам, и зарубежным, похожи. Видимо, сказывается глобализация. Недостаточная двигательная активность, рискованные формы поведения, ожирение – все это характерно и для российских детей (исследования нашего института показывают, что в РФ начинает расти доля детей, имеющих избыточную массу тела), и для детей Европы. Проблемы у нас одни, но возможности их решения различные.
У нас в стране гораздо более развит, во всяком случае продекларирован, государственный подход. В организационном плане, в степени проработки, обоснованности направлений деятельности российское школьное здравоохранение выше. А в конкретной работе европейские коллеги нас опережают. У них большую ответственность за ребенка несут родители. В Европе мамы и папы знают, что если, скажем, ребенка не вакцинировать в школе, его не возьмут в колледж. А у нас родители не очень этим озабочены, могут от прививок отказываться. И за состоянием здоровья детей следят меньше. Сняли острые проявления болезни – и успокоились. Только 15–20% родителей заболевших детей выполняют рекомендации врачей по восстановительной терапии и физиотерапевтическим процедурам.

Представителем России в сети школ здоровья является главный детский специалист, эксперт Минздравсоцразвития по профилактической и оздоровительной работе, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН профессор В.Р. Кучма.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН является признанным лидером в области школьной гигиены не только у нас в стране, но и за ее пределами. Именно этот факт побудил национальных представителей стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии выдвинуть профессора Кучму в состав Комитета по планированию сети школ здоровья в Европе.

Учитель научит учителя

Всегда считалось, что главная задача школы – обучение и преподавание. Хотя школы обладают огромным потенциалом, который позволяет обеспечить здоровье и детям, и всему школьному сообществу, включая работников школы.
За последние 15 лет Европейская сеть школ, содействующих здоровью, на примере многих государств показала, что обеспечение здоровья – неотъемлемая часть основной деятельности школы.

В состав комитета входят представители стран – участниц сети: Австрии, Германии, Дании, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Российской Федерации, Шотландии и Уэльса.
Первое заседание нового комитета состоялось в январе этого года в Амстердаме. Комитет выработал окончательные рекомендации по организационной структуре сети школ здоровья в Европе. Она будет состоять из ассамблеи сети, комитета по планированию, исследовательской и стратегической группы, технического секретариата сети.

Основными достоинствами школ Европейской сети являются:

– активное участие самих учеников в укреплении своего здоровья;

– развитие компетенций учащихся в укреплении здоровья;

– оптимальная для детей социальная и физическая среда;

– интеграция тем содействия здоровью в педагогический процесс.

Комитет по планированию на своем заседании рекомендовал к внедрению общеевропейскую программу «Здоровое питание и двигательная активность детей в школах».
Программа призвана обеспечить обучение групп учителей из стран – участниц сети, которые затем по принципу «учитель – учителю» будут передавать эти знания у себя в странах. Но начало реализации программы пока сдерживается дефицитом ее финансирования.
Важным решением Комитета по планированию стало и утверждение плана проведения деловой встречи национальных представителей стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, которая будет проведена весной и осенью этого года.
Предполагается, что вести семинары будут не только представители ВОЗ и стран Западной Европы, но и ученые из России, Белоруссии и Украины – стран, имеющих серьезные научно-практические разработки в области укрепления здоровья школьников.

Владислав Кучма