Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2008

Урок здоровья

Дорога добра и Гарри Поттер. Занятие в младших классах

Занятие в младших классах

Цель:

  • формирование у детей младшего школьного возраста навыков ответственного поведения.

Ход занятия

1-я часть

Урок начинается необычно: ученики средних классов показывают сказку «Дорога добра и Гарри Поттер».
Под таинственную музыку и перезвон колокольчиков на сцену, кружась, выбегает профессор Люпин, облаченный в черную накидку.

Профессор: Здравствуйте, мои друзья! Вы меня не узнали? Это же я, профессор Люпин! (Сбрасывает с головы накидку, ожидает восхищенных возгласов, но, увидев пустую сцену, растерянно оглядывается.) Ну вот, хотел удивить своих старых друзей: Гарри, Рона, Гермиону. Они же всегда здесь собираются. Где они? Без волшебства не обойтись. (Вынимает из кармана волшебную палочку, делает пассы рукой, бормочет заклинания: «Амигус, выходикус!».)

(На сцену выходят дети: у Гарри – теплый шарф на шее, у Рона подвязана щека, у Гермионы – непричесанные волосы. У всех измученный вид, они еле-еле передвигают ноги.)

Профессор: Друзья, вы ли это? Что с вами случилось?

(Дети пытаются что-то сказать, но у Гарри получается только сип, у Рона – стон, а Гермиона зевает.)

Профессор: Попытаемся выяснить, что с вами случилось. (Волшебной палочкой делает пассы над головой ребят.) Диагноз ясен: нелюбикос себякос. А проще говоря, не смогли защитить себя от самих же себя.

(Дети обмениваются недоуменными взглядами, пожимают плечами, жестами просят объяснить подробнее.)

Профессор: Я вас понял и попробую все объяснить. А для начала вы должны говорить. (Делает жест волшебной палочкой, дети начинают нормально говорить.) Начнем, Гермиона, с тебя. Ты зеваешь, у тебя утомленный вид, я не вижу твоих красивых волос. Что с тобой?

Рон (вмешивается в разговор): Она хочет пройти несколько курсов за один год. Терпеть не могу задавак!

Гермиона: Неправда, я не задавака! Просто мне все интересно! Я хочу все узнать и… и…

Профессор (продолжая за нее): И ты не спишь ночами, и не ходишь гулять на улицу, и перекусываешь на ходу. И я был таким же, пока не понял: нельзя объять необъятное! Знания и опыт приходят к нам только с возрастом. Скажи честно: когда ты в последний раз общалась с друзьями? Была ли ты на этой неделе у лесничего Хагрида? Летала ли на метле? Выгуливала ли свою любимую кошку?

Гермиона (вспоминает, нахмурив лоб): Нет.

Профессор (обращается к Рону): А у тебя, Рон, болят зубы?

Рон: Да, ни с того ни с сего начали болеть. Никакие заклинания не помогают.

Профессор: Ты же волшебник, Рон, и должен знать, что просто так ничего не бывает!

Рон (вздохнув): Родители прислали конфеты, и все разного вкуса. Мне больше всего нравятся со вкусом ванили, я искал их, искал... Но попадались со вкусом ваксы, ушной серы, горького перца, а ванили я так и не нашел. И не заметил, как съел целую кучу конфет…

Профессор: И сейчас мучаешься от зубной боли. А ты лечишь зубы?

Рон (испуганно): Уж-ж-жасно б-боюсь з-зубных в-врачей!

Профессор: А пытался успокоить зубную боль? (Рон отрицательно качает головой.) Вы ведь проходите уроки зельеварения? Тогда ты должен знать, что, например, настой из коры дуба поможет успокоить зубную боль.

Рон (радостно): Сегодня же сделаю этот настой!

Профессор: Есть много рецептов, но все же ты должен сходить к зубному врачу. И не спорь со мной... Ну а ты, Гарри?

Гарри: А я летал на метле, попал под дождь и простудился. Но я лечусь, профессор Люпин.

Профессор: Вы хотите изменить мир к лучшему, но вначале вы должны изменить свое отношение к себе. Помните: в большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Гарри: Профессор, но мы же волшебники! Взмах палочкой – и мы здоровы!

Профессор: Не все так просто, Гарри. Во-первых, вы не имеете права пользоваться волшебством в обычном мире людей, где живете большую часть своей жизни. Во-вторых, надеясь только на волшебство, вы перестанете полагаться на себя, утратите разум и осторожность. Вот поэтому в волшебной школе Гриффиндора вас лечат не волшебством, а отварами из лекарственных растений.

Гермиона: Не знаю, как вы, а я поняла, что за диагноз нам поставил профессор: нелюбикос себякос. В самом деле, нужно умудриться не любить себя, чтобы заболеть так, как я, Рон или Гарри. Теперь я знаю, в чем моя ошибка: я не соблюдала режим дня.

Рон: А я оказался слишком жадным, и это почувствовали на себе мои зубы.

Гарри: А я слишком беспечен к себе. И еще я понял, что никакое волшебство не вернет здоровья.

Профессор: Еще раз напоминаю: не изменив своего отношения к себе, не изменишь мир к лучшему.

В конце представления актеры поют куплет из песни «Дорога добра» (слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова):

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

(Под мелодию актеры кланяются и уходят.)

2-я часть. Беседа с учениками по сказке

– Ребята, ваше впечатление от сказки? А какую главную мысль можно извлечь из этой сказки?

– Кто сможет перевести с волшебного языка на русский диагноз профессора Люпина: нелюбикос себякос? Что означают эти странные слова?

– К какому выводу пришли Гермиона, Гарри, Рон? Будут ли они заботиться о своем здоровье? Какие советы вы дадите каждому из этих героев? Каким должен быть распорядок дня? Как вы бережете свои зубы, глаза, волосы? Нужно ли закаляться?

– Могут ли больные люди изменить мир к лучшему? Почему? Значит, главная мысль заключена в словах профессора: не изменив своего отношения к себе, не изменишь мир к лучшему.

– А напоследок давайте споем все вместе песню «Дорога добра».

Заключительное слово учителя

– Ребята, вы сами пришли к выводу, что нужно беречь свое здоровье. А это начинается с малого: соблюдать режим дня, закаляться и заниматься спортом, быть умеренным в еде. Только здоровый человек сможет изменить мир в лучшую сторону.

Эльвира Капкаева