Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2008

Урок здоровья

Что и как мы едим. Занятие в 8-м классе

Цели: сформировать у учащихся четкое представление о том, что важным фактором здоровья является правильное питание; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: видеосюжет из программы «Время», словарь терминов, код пищевых добавок, карточки для практических работ, блюда якутской кухни. 

Здоровье не все, но все без здоровья – ничто. 

Сократ

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта ABBOT MAMA, представляющего продукцию компании Abbott - одного из самых уважаемых в мире производителей продуктов питания для оптимального роста, развития и здоровья человека. На сайте abbottmama.ru будущие мамочки узнают много полезной информации о планировании и ведении беременности, о здоровом питании в период ожидания ребенка, а те, у кого уже родились малыши, получат советы по выбору молочной смеси и поближе познакомятся с продукцией компании Abbott, которая помогает малышам расти здоровыми и полноценно развиваться. Специалисты компании, понимая, что лучшая молочная смесь - та, которая по своим характеристикам наиболее близка к грудному молоку, разработали уникальные по составу, адаптированные молочные смеси Similac с Системой Защиты Животика и Комплексом для развития мозга и зрения. Стоит также отметить отсутствие пальмового масла в смесях Similac, что способствует формированию мягкого стула у малышей и более высокому усвоению ими необходимого кальция. На сайте abbottmama.ru можно не только подробно ознакомиться с ассортиментом и составом выпускаемых компанией молочных смесей, но и узнать, где их можно купить.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы находимся в нашем кафе, и я приглашаю вас сесть за столики. Рассаживайтесь, как вам удобно. 

– А теперь – внимание на экран (видеосюжет об отравлении детей недоброкачественной пищей). 

– Каковы причины массового заболевания ваших сверстников? 

– Так о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о здоровом питании и его особенностях в районах Крайнего Севера.

– Сегодня вы будете исследователями, ответите на вопросы теста, покажете правила этикета, а для некоторых из вас я приготовила адресную помощь «Здоровое питание». В конце нашего занятия мы должны вместе составить основные принципы питания человека, живущего на Севере. 

– Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе больше. (Предлагается тест «Правильно ли вы питаетесь», см. Приложение)

– Какие продукты стоит употреблять, а от каких лучше воздержаться? 

– Что показал вам тест? 

– Какое важное правило питания мы можем выделить? 

На доске открывается запись: «увеличение потребления овощей, фруктов, ягод». 

– Большое значение для здорового питания имеет качество продуктов. Когда покупаете продукты питания, смотрите на упаковку. Не всегда красивая упаковка соответствует качеству товара. В странах ЕЭС при производстве продуктов питания не разрешается применять эмульгаторы, консерванты, стабилизаторы и красители, вызывающие расстройства кишечника, оказывающие вредное влияние на печень и почки. (У каждого на столе список вредных пищевых добавок с указанием их кода с литерой Е и словарь терминов.) 

– Сейчас вы выступите в качестве исследователей. Посмотрите на задание и скажите, какая цель вашей работы. 

Практическая работа № 1

Блицопрос. Поднимите руки, кто из вас любит чипсы, китайскую лапшу, майонез «Моя семья». 

Внимательно посмотрите на упаковки, оставшиеся от продуктов питания. Найдите, какие пищевые добавки имеет в своем составе тот или иной продукт. Сверьте со списком канцерогенов. Сделайте для себя определенные выводы. 

– Нужно ли употреблять продукты, содержащие эти пищевые добавки? Вы съели данное печенье, к чему это может привести? Вы заправили салат этим майонезом, что он может вызвать? 

– Какой важный принцип питания? Что можно записать?

– Исключать продукты, содержащие вредные пищевые добавки. (Адресная помощь ученику, у которого выявлено заболевание – гастрит (См. в приложении Диету № 2.)

Проблема питания всегда вызывала большой интерес у всех людей, и это неудивительно, т.к. от характера питания зависят рост и развитие организма, его здоровье. В то же время не утихают споры о том, что значит «правильно питаться». Существуют разные взгляды на питание: сторонники одной теории придерживаются вегетарианской диеты, другие предпочитают сыроедение, третьи являются сторонниками энергетического питания. 

– Кто же из них прав? Попробуем в этом разобраться.

Практическая работа № 2

Цель работы: выявить достоинства и недостатки той или иной кухни. 

План работы в группе 

1. Прочитать и проанализировать выданный текст (карточки в приложении).

2. Занести необходимую информацию в таблицу.

3. Сделать устное сообщение по выполнению задания.

– Из названных достоинств перечисленных кухонь сформулируйте следующие принципы: 

  • Частое употребление зелени, лука, чеснока, салата, укропа, петрушки. 

  • Употребление кисломолочных и мясных продуктов. 

  • Все это способствует улучшению обмена веществ. 

  • В нашем кафе присутствует наш школьный медик, который покажет вам комплекс упражнений, укрепляющих работу кишечника и стимулирующий обмен веществ. (Cм. в Приложении.) 

Особенности национальной кухни

Вид национальной кухни

Достоинства

Недостатки

– Еще хотелось сказать несколько слов об особенностях питания человека в условиях Севера. В процессе адаптации человека на Севере у него меняются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой, витаминный, микроэлементный. Чтобы здесь питаться рационально, надо максимально использовать местные природные ресурсы. Вам предлагаются блюда якутской кухни. (Девушка в национальном костюме вносит поднос с блюдами. Звучит якутская песня.) 

– Мы продолжим эту тему и на следующем занятии. Какое домашнее задание вы хотели бы получить? 

Темы выступлений, предложенные учениками:

1. О «родной колбасе».

2. Жвачка – польза или вред?

3. Как сделать пищу более безопасной.

4. История открытия витаминов.

5. Заболевания желудочно-кишечного тракта.

– Давно замечено, что, когда мы едим с удовольствием, выделяется много желудочного сока и съедаемая пища хорошо усваивается. Большую роль в развитии аппетита играют высокое качество продуктов, их правильная кулинарная обработка, красивая сервировка стола. На уроках трудового обучения девочки знакомились с правилами этикета. Давайте вспомним их и проведем игру. 

Игра

Используя предложенную литературу, каждая группа составляет карточки по основным правилам этикета (задания группа выбирает самостоятельно).

1-я группа – «Как вести себя за столом».

2-я группа – «Не облизывай перстов».

3-я группа – «Чтобы по усам не текло, а в рот попало».

4-я группа – «Сервировка стола».

(После работы по составлению карточек учитель собирает их, затем задает вопрос по содержанию одной карточки.) 

– Используя столовые и чайные приборы, скатерть и другие предметы убранства стола, продемонстрируйте свое умение накрывать стол. (Правильность ответа обсуждается и комментируется учащимися всей группы. )

– Подведем итоги (составление схемы-коллажа). Назовите ключевое понятие нашего заседания (здоровое питание). Быстро, четко напишите на лучах слова, термины, раскрывающие данное понятие, вы можете записать: «хочу», «могу», «надо», «не надо», «что можно», «чего нельзя» и т.д. 

– Вы составили единую систему здорового питания. Надеюсь, что в жизни она вам поможет. 

– Я вас благодарю. Вы были хорошими посетителями кафе. Вы показали высокую культуру поведения, правильные навыки потребления пищи, сумели эстетически оформить стол. Спасибо. До свидания.

Приложение

Памятка «Золотое правило питания» 

В питании человек должен максимально использовать продукты, сохранившие свои естественные биологические свойства.
При приготовлении пищи следует как можно реже использовать консервы, ограничивать потребление сахара, соли, жиров, муки и кулинарных изделий из муки. 

Особенности национальной кухни

Карточка № 1. Китайская кухня

Богата овощами и сравнительно бедна жиром. Очень быстрое приготовление овощей на сильном жару с добавлением необходимого количества масла и при постоянном их перемешивании позволяет достаточно хорошо сохранить витамины. Соусы, которых так много в этой кухне, содержат много соли.

Карточка № 2. Японская кухня

Ее основу составляют богатые белками соевые продукты, рыба, овощи, мучные изделия и рис. Блюда японской кухни содержат очень мало жира. Морские водоросли, широко используемые в этой кухне, богаты микроэлементами. Недостатком следует считать злоупотребление солью.

Карточка № 3. Итальянская кухня

В североитальянской кухне много говядины, телятины, сливочного масла и сливок; южно- итальянская кухня богата мучными изделиями, овощами, фруктами и рыбой. Недостаток – довольно высокое содержание жира в пище.

Карточка № 4. Русская кухня

Основу составляют грибы, рыба, овощи (огурцы, капуста, редька, свекла, лук, чеснок). Широко применяются мясные блюда (жаркое, студень, гуляш), молоко, масло, сметана. Популярны каши с добавлением меда, мучные изделия (хлеб).

Недостаток – мало фруктов.

Карточка № 5. Якутская кухня

Якуты издревле употребляли в пищу конину. Овощей не было, но их отсутствие восполнялось ягодами, травами. У якутов на первое место по популярности выходит молочная пища, затем растительная, а мяса они едят мало, в основном только зимой.

Словарь терминов

Красители

Находятся в диапазоне от Е-100 до 199. У людей с аллергической предрасположенностью причиной крапивницы, слезоточения, отеков, приступов астмы могут быть азотокрасители, имеющие обозначения Е-102, 110, 122–124, 127–129 и 151. Эти вещества добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты.

Консерванты

Увеличивают срок хранения продуктов и кодируются номерами Е-200–299. С точки зрения вероятной провокации аллергической реакции наиболее безопасны сорбиновая (Е-200–203) и муравьиная (Е-236–238) кислоты. А вот от бензойной кислоты и ее солей (Е-210–217), а также двуокиси серы (Е-220) и сульфитов (Е-221–226, 239) людям с предрасположенностью к аллергии лучше отказаться.

Антиокислители

Защищают продукты от повреждающего действия кислорода и имеют индексы Е-300–399. Витамин С (Е-300) не представляет опасности, но так называемые галлаты (Е-311–313) могут стать причиной головной боли, кожных реакций. Эти вещества применяются в изготовлении бульонных кубиков, жевательной резинки, мороженого.

Стабилизаторы

Эти вещества (Е-400–499) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Многие из них являются производными метилцеллюлозы и, употребленные в большом количестве, вызывают расстройство желудочно-кишечного тракта.

Эмульгаторы

Используются для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов (Е-500–599). Чаще всего в качестве эмульгаторов применяют натуральное вещество лецитин, получаемое из яичного желтка. Об этом нужно помнить тем, у кого аллергия на яйца.

Усилители вкуса и ароматизаторы

Глютамат (Е-620), который часто добавляют в соусы, приправы, колбасы и другие продукты, бывает причиной не только аллергической реакции, но и приступов мигрени и сердцебиения.

Диета № 2

Назначается при хронических гастритах с секреторной недостаточностью.

Цель назначения: обеспечить полноценное питание и стимулировать секреторную функцию органов пищеварения. 

Общая характеристика: пища готовится отварная, тушеная, запеченная, жаренная без грубой корочки, протертая. 

Режим питания: 4–5 раз в день при ограниченном количестве пищи. 

Запрещено: употребление свежего хлеба и изделий из сдобного и слоеного теста; молочных супов, супов с пшеном, бобовыми; жирного мяса и рыбы, копченостей, консервов; яиц вкрутую; сырых непротертых овощей; лука, редьки, чеснока, грибов; ягод и фруктов с грубой кожицей и мелкими семенами; сала животного и кулинарных жиров. 

Рекомендовано: супы на некрепких бульонах и отварах с протертыми овощами, крупами, щи, борщи; блюда из нежирных мяса и рыбы – отварные, запеченные, жареные; кисломолочные продукты, молоко; блюда из яиц; каши на воде с добавлением молока; овощные блюда отварные, тушеные, запеченные, из протертых овощей; салаты из свежих помидоров; заливное мясо, рыба; сахар, джем, варенье; чай, какао; сливочное, топленое, растительное рафинированное масла.

Советы по здоровому питанию:

– ешьте разнообразную пищу, поддерживайте нормальный вес;

– придерживайтесь рациона с низким содержанием жиров, насыщенных жирных кислот, холестерина;

– включайте в рацион больше овощей, фруктов и продуктов из злаковых растений;

– ограничивайте употребление соли, сахара.

Комплекс упражнений,  укрепляющих функцию кишечника  и стимулирующих  обмен веществ

1. Ноги врозь. Наклон влево, руки скользят вдоль туловища и ног – вдох. Выдох. Наклон вправо (8 раз). 

2. Стоя прямо, ноги вместе. Левую руку – на бедро, правой описать круг, начиная движения вперед, а потом назад. Затем правую руку на бедро, левой описать два круга (6 раз). 

3. Ноги на ширине плеч, руки упираются в бока, наклоны вправо, влево (при гастритах). 

4. Стоя, ноги на ширине плеч, опускание и поднимание по очереди рук до пояса попеременно (при холециститах).

Пример однодневного меню

Завтрак

1 тарелка рисовой каши на молоке с низким содержанием жира.
1 кусок хлеба.
1 кусок сыра.
Чай или кофе.

Обед

1 десертная тарелка овощного салата с подсолнечным маслом.
1 десертная тарелка горохового супа.
1 кусок нежирного мяса.
1/2 десертной тарелки гречневой каши.
2 куска хлеба.
1 стакан сока.

Ужин

1 кусок хлеба.
1 десертная тарелка овощного салата с оливковым маслом и отварным картофелем.
1 порция рыбы.
Чай.

Перед сном 

1/2 стакана нежирного кефира.

Тест «Правильно ли вы питаетесь?»

1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

а) Всегда, круглый год.
б) Иногда, когда заставляют.
в) Никогда.

2. Сколько раз в день вы едите?

а) 4–6 раз.
б) 3 раза.
в) 2 раза.
г) 7–8 раз, сколько захочу.

3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

а) Ежедневно, несколько раз в день.
б) 2–3 раза в неделю.
в) Очень редко.
г) Никогда.

4. Когда и что вы едите на ночь?

а) Мясо с гарниром в 9 часов.
б) Кашу молочную в 9 часов.
в) Стакан кефира или молока в 9 часов.
г) Ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов вечера.

5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

а) Иногда петрушку и укроп в супе, салате.
б) Лук и чеснок не ем никогда.
в) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве.
г) Ем иногда или когда заставляют.

1. а) – 5, б) – 2, в) – 0.
2. а) – 5, б) – 3, в) – 0, г) – 0.
3. а) – 5, б) – 3, в) – 1, г) – 0. 
4. а) – 1, б) – 2, в) – 5, г) – 0. 
5. а) – 1, б) – 0, в) – 5, г) – 2.

Если вы набрали 13–15 баллов, то вы достаточно едите овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9–12 баллов, это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
0–9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании: и о том, что вы едите, и о том, как часто. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.

Галина Леонова