Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2008

Учительская

Если ребенка учат хорошему

В младших классах закладываются основы всей дальнейшей школьной жизни. Задача учителя – научить малышей буквально всему: и нормам поведения, и законам вежливости, и правилам общения с окружающими людьми...

Очень важно именно в начальной школе сформировать крепкий, дружный коллектив. Детей нужно научить дружить, проводить время вместе, избегать конфликтов или уметь их решать в случае возникновения, договариваться друг с другом; надо учить ребят терпимости, взаимопомощи и порядочности.
Взаимоотношения детей целиком зависят от учителя. В его силах сделать ребят либо друзьями, либо врагами. Какие качества личности разовьются у наших учеников, во многом зависит и от нашей реакции на ситуации, неизбежно возникающие в детском коллективе. Педагогу предстоит проявлять осторожность в принятии решений и, чтобы они были справедливыми, всегда искать причину случившегося, прежде чем управляться с последствиями.
В формировании детского коллектива помогает такая деятельность, как экскурсии, конкурсы, викторины, подготовка к праздникам и сами праздники. Во время подобных мероприятий дети ведут себя более раскованно и естественно и зачастую открываются друг для друга и для учителя совсем с неожиданной стороны.
Кроме того, именно в начальной школе из каждого ребенка постепенно формируется личность, и задача учителя – научить маленького человека уважать себя, так как уважающий себя человек никогда не позволит себе быть невоспитанным, невежливым, непочтительным, грубым, нечестным с окружающими его людьми. Уважающий себя человек не обидит слабого, не станет высмеивать и унижать товарища, всегда придет на помощь и отнесется с пониманием к чужим проблемам.
Как же этого добиться? Прежде всего никакая сфера общения не должна раздражать ребенка, пугать его, вызывать уныние или чувство униженности. В годы детства каждому малышу требуется максимум добра, ласки, участия. Если этого нет, мы получим в конце концов равнодушие и бессердечие.
Еще один интересный факт. Оказывается, обращение к детям по фамилии переводит общение с ними в официальную тональность и лишает личностного участия и сочувствия. Воспитывать детей нужно не только нравоучительными беседами, но и личным примером, что гораздо эффективнее. Нельзя забывать, что мы, учителя, старше, мудрее, сильнее и не должны позволять себе раздражаться, кричать на отданного нам ребенка и тем более унижать и оскорблять его. Мы должны оберегать, уважать, воспитывать детей и помогать им, если нужно, а не только учить. Научить наукам всех невозможно, но научить правильно жить среди людей мы обязаны каждого. Давайте никогда не будем забывать слова В.А. Сухомлинского: «Ум без сердечности, знание без нравственности говорят о бездуховности и бедности»; «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». И сделать это должны мы – учителя!

Елена Вичужанина