Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2008

Из первых рук

Электронный учебник: как с ним работать

Технические средства настойчиво входят в нашу повседневную жизнь, в том числе и в процесс образования. На прилавках книжных магазинов можно увидеть электронные учебники практически по всем предметам. Произведения многих известных писателей перенесены на маленькие электронные диски. Как использовать этот поток технических средств и при этом сохранить здоровье детей?

Рассказывает Любовь Михайловна Текшева, заведующая отделом нормирования и гигиенической экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

– В настоящее время нет единой точки зрения на правила отображения информации на экране видеотехники, рынок электронных учебников развивается стихийно. Информация на экране предъявляется пользователю по правилам бумажного носителя, без учета специфики экрана и возрастных физиологических особенностей зрительной системы восприятия.

В нашем исследовании анализировались 12 современных учебников, разработанных ведущими издательствами учебной литературы. И были выявлены многочисленные факторы, которые способствуют быстрому зрительному и общему утомлению. Это – нарушение допустимых уровней яркости и ее неравномерное распределение, малый размер кеглей шрифтов, излишнее многообразие шрифтового и цветового оформления. Если использовать электронную продукцию с такими нарушениями, это неминуемо скажется на зрении пользователей.

А есть ли у электронных средств обучения преимущества по сравнению с традиционными средствами?

– Есть. Они заключаются в следующем:

  • эти средства позволяют самостоятельно прорабатывать учебный материал;

  • учащиеся могут самостоятельно выбрать место и время работы;

  • ученики могут получить доступ к уникальным информационным материалам, представленным в мультимедийной форме;

  • простота обновления информации, легкость ее тиражирования и более простое распространение.

Но наряду с преимуществами компьютерные средства обучения имеют и отрицательные стороны. Во-первых, это сложность восприятия информации с экрана компьютера, обусловленная спецификой экрана и повышенными требованиями к организации световой среды. А в большинстве общеобразовательных школ (95% случаев) световая среда классов сейчас не соответствует нормам.

Во-вторых, это – отсутствие регулярного контроля за режимом работы с электронными средствами обучения.

К тому же существуют еще электромагнитные и электростатические поля, действие которых обсуждается многими специалистами. И если при недостатке света можно изменить позу, придвинуться ближе к окну... то действия электромагнитного и электростатического полей избежать трудно.

Уже достоверно известно, что электростатическое поле может быть причиной возникновения дерматитов, а электромагнитное действует на иммунитет...

Кроме того, работа с экраном приводит к перенапряжению зрительной системы, мышц плечевого пояса, вызывает негативные сдвиги в нервно-эмоциональном статусе. Особенно выражено отрицательное влияние на зрение. Сегодня и так отмечается тенденция к ухудшению общего здоровья детей и подростков, в том числе и ухудшения у них зрения. Количество учащихся со сниженным зрением от 1-го к 11-му классу увеличивается в 5 раз.

У школьников старших классов уже через 30 минут непрерывной работы с компьютером частота жалоб на зрительное и общее утомление увеличивается почти в 10 раз. Отмечаются снижение уровня функциональных возможностей центральной нервной системы до 36% и снижение показателей умственной работоспособности до 45%.

– Почему при чтении с компьютера на глаза падает большая нагрузка?

– Это объясняется особенностями физиологии зрения. Развитие зрительной системы проходило под действием отраженного света, наблюдение светящегося объекта противоречит самой природе глаза. Неестественным для зрительной системы является также и сокращение аккомодационной мышцы при горизонтальной или направленной вверх линии взора. Наблюдение сплошного образа (отпечаток на бумаге) является менее сложным физиологическим процессом. А кроме того, пульсирующая световая волна приводит к снижению чувствительности зрения, негативному изменению его характеристик.

Процесс чтения с экрана существенно отличается от чтения с бумажного листа. При чтении с листа существует период врабатываемости, который переходит в период адаптации, характеризующийся снижением количества ошибок. Потом наступает период устойчивой работоспособности (от 3000 до 6000 знаков текста), и только при чтении седьмой тысячи знаков начинает проявляться утомление. При чтении текста с компьютера отсутствует фаза устойчивой работоспособности. После адаптации сразу наступает утомление.

Не последнюю роль для зрения играет и цветовое оформление. Выбирая тот или иной электронный диск в качестве обучающего средства, следует обратить внимание на его цветовые показатели. Наиболее благоприятными для чтения с экрана являются следующие цветовые решения:

  • синие знаки на желтом фоне,

  • желтые знаки на синем фоне,

  • красные знаки на зеленом фоне.

Это должны знать как учителя, так и родители, которые покупают для детей различные обучающие программы.

Синие знаки на белом экране – лучшее сочетание для жидкокристаллического экрана. Белые на синем фоне предпочтительнее для обычного электронного компьютера. А для жидкокристаллических дисплеев нежелательным является черный и красный фон.

Чтобы обеспечить благоприятный процесс чтения с экрана, необходимо также соблюдать требования к яркостным характеристикам:

  • уровень яркости экрана должен быть в пределах 35–120 кд/м2,

  • суммарная неравномерность распределения яркости по экрану не должна превышать 40%.

Все допустимые нормы есть в СанПиНах, и их надо выполнять.

Учитель, выбирая средства обучения для своего предмета, должен уметь сделать правильный выбор. Для чтения текстовой информации лучше отдавать предпочтение обычным учебникам. Если выбирать между телепросмотром и просмотром на компьютере, предпочтительнее телевизор.

А при выборе электронных учебников следует остановиться на тех, где больше рисунков и меньше текста.

В начальной школе общение детей с компьютером желательно свести к минимуму. Но исключить его совсем не получается, и это приходится воспринимать как факт. Можно только постараться свести к минимуму отрицательные последствия. Школьникам начальных классов следует устанавливать компьютер с жидкокристаллическим экраном и жестко регламентировать время работы. Ситуация, когда школьник с экрана читает литературные произведения, не будет способствовать ни хорошему зрению, ни общему здоровью.

– Можно ли ожидать, что со временем электронные учебники заменят обычные?

О замене традиционных учебников речь не идет. Электронные учебники можно рассматривать только как вспомогательный материал, который облегчает процесс обучения. Известно, что усвоение новой информации зависит от способа ее предъявления. На слух усваивается не более 8% информации, визуально – 20%, а аудиовизуально – 45%. Так, например, на уроке биологии, используя компьютерные средства, можно наглядно показать те или иные биологические процессы, то же касается уроков физики или химии. Зрительные впечатления хорошо дополняют рассказ учителя и способствуют лучшему запоминанию. Поэтому электронные учебники следует использовать в качестве наглядного пособия, которое может украсить урок или облегчить восприятие материала.

Екатерина Ушакова