Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2008

Из первых рук

Лучший школьный врач-2007

В 2007 году Союз педиатров России впервые провел конкурс на лучшего педиатра страны в номинации «Школьный врач». Победителем стала Елена Сорокина – врач средней школы № 8 г. Кстово Нижегородской области

– Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, что это за конкурс?

– Уже 15 лет Союз педиатров России ежегодно проводит конкурс среди врачей различных специальностей. Определяют лучшего детского анестезиолога, невропатолога и т.д. В 2007 году впервые появилась номинация «Школьный врач», соревновались в ней представители десяти регионов.

– По каким критериям оценивались заслуги школьного врача, что принималось во внимание?

– Конкурс проходил в заочной форме. Самое главное – нужно было представить отчет о проделанной работе. Учитывались также публикации, выступления на семинарах и конференциях различного уровня, награды.

– Какие награды есть у вас?

– Почетная грамота Нижегородского земского собрания, в 2006 году – дипломы победителя регионального конкурса по программе «Разговор о правильном питании» и конкурса методических материалов по здоровому образу жизни. И еще – почетная грамота Министерства образования и науки РФ.

– Вы возглавляете школьный медицинский центр восстановительного лечения. Как давно вы работаете здесь?

– Я пришла в эту школу 15 лет назад. Здание только готовилось к сдаче, медицинский центр был уже построен, но не укомплектован. Я занималась закупкой оборудования, всего необходимого.

– Зачем образовательному учреждению нужен медицинский центр, ведь в школе учат, а не лечат?

– Сейчас родители так загружены работой, а дети учебой, что зачастую они не успевают обратиться за медицинской помощью на ранних стадиях заболевания. Тем более что поликлиника находится достаточно далеко. Задачи центра – ранняя диагностика отклонений в развитии, проведение коррекционно-оздоровительных мероприятий. Каждого ребенка, имеющего заболевание, консультирует педиатр, а при необходимости – специалисты детской поликлиники.
У нас есть процедурный, физиотерапевтический, стоматологический и массажный кабинеты, ингаляторий, зал для занятий ЛФК. Оборудована комната для релаксации и проведения сеансов ароматерапии. Есть водолечебница, предназначенная для принятия ванн (с морской солью, йодобромных, хвойных, фито и др.), душей (дождевого, циркулярного, восходящего, Шарко), проведения гидромассажных процедур. В штат центра входят: педиатр, стоматолог, медсестра (это ставки поликлиники), медсестра по физиотерапии, медсестра водолечебницы, массажист, инструктор ЛФК, психолог, социальный педагог.

– У вас на каждого школьника заведена карта здоровья или вы пользуетесь данными поликлиники?

– В поликлинике свои карты, а у нас – свои, по школьной форме 026. При диспансеризации данные поступают и в поликлинику, и к нам. Знание диагноза позволяет не только назначить ребенку лечение, но и при необходимости обеспечить ему индивидуальный режим занятий. С разрешения родителей информация поступает учителю. Есть еще личные дневники здоровья, которые заполняют дети.

– Одна из функций школьных медиков – проведение прививок. Существуют различные мнения о необходимости массовой вакцинации. Вы перед прививками берете письменное разрешение у родителей?

– Обязательно. Этот вопрос сейчас активно обсуждается в печати и на телевидении, многие папы и мамы возмущаются «принудительным» характером вакцинации. Несколько лет подряд школа участвует в неделе иммунизации: мы проводим просветительскую работу с родителями, читаем лекции, а дети делают презентации, доклады. Некоторые родители все же отказываются от прививок по религиозным убеждениям или если ребенок страдает каким-либо хроническим заболеванием.

– Что еще входит в ваши обязанности?

– Профилактика, которая включает несколько пунктов. Соблюдение СанПиНов, например. С этого года наша столовая отказалась от услуг комбината питания, теперь у нас столовая полного цикла. Занимаюсь вместе со школьной администрацией составлением меню по принципу щадящего питания. Пока, к сожалению, только 60% детей получают горячее питание в школе (или завтрак, или обед).

– Питание у вас бесплатное?

– Платное. Если говорить о малообеспеченных семьях, то сейчас форма получения социальных дотаций изменилась: деньги на детское питание перечисляют родителям, а они уже дают их школьнику. На мой взгляд, эта система не работает, даже нормальные, заботливые родители не всегда правильно оценивают ситуацию, не понимают, как важна для ребенка горячая еда в школе. Диетических столов пока нет, но, возможно, организация диетического питания будет следующим этапом работы столовой.

– Расскажите, пожалуйста, о здоровьесберегающих педагогических технологиях в школе.

– Прежде всего это рациональный режим обучения. СанПиНы допускают продолжительность урока 40 минут, что мы и сделали. Длительность четвертей и каникул обычные, но со следующего учебного года мы хотим перейти на чередование 6 недель учебы и недели каникул. Я участвую в составлении учебного расписания, протестую против назначения нескольких контрольных в один день или слишком большого объема домашних заданий. Иногда даже приходится спорить с учителями.

– А ранцы вы не взвешиваете?

– Пытались. Ничего хорошего не получается, вес ранцев намного превышает нормативы. У ребят, особенно это касается учащихся начальной школы, нет ни второго комплекта учебников, ни книг, специально разделенных по четвертям. Единственное, что можно сделать, – оставлять в школе принадлежности для труда, рисования.

– Как вы боретесь с гиподинамией?

– Расписание предусматривает три урока физкультуры в неделю, один из них – плавание. В школе работают бассейны: 25-метровый и десятиметровый «лягушатник». Этого, конечно, недостаточно. Во всех классах проводятся физкультминутки. В младшей школе с них начинаются уроки, а дальше они проводятся каждые 15 минут. А вот как старших заставить? Ученые доказали, что достаточно эффективной мерой борьбы с гиподинамией является перевод школьника из положения сидя в положение стоя. Учитель, не прерывая урока, предлагает всему классу встать, дети несколько минут стоя слушают объяснения педагога, затем садятся.

– Вы пользуетесь конторками Базарного?

– Использовали их и сейчас не отказываемся, просто старая мебель пришла в негодность, а новую еще не приобрели. Это хорошая технология, но нужно ее правильно применять. Нельзя весь урок работать стоя. А вот зрительные тренажеры у нас есть – плакаты в углах классов, «восьмерки» на потолке...

– Какие программы проводятся в вашей школе?

– Реализуются программа «Здоровое детство», включающая психопрофилактику, проекты «К здоровью ученика – через здоровье учителя», «Здоровый ребенок в здоровой семье», «Королевская осанка» и «Школа без вредных привычек». В 2005 году мы стали победителями Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья».
Со следующего года в школьное расписание будут включены уроки здоровья, сейчас они тоже проводятся, но в форме классных часов. С сентября школьники с 1-го по 11-й класс будут заниматься по программе, разработанной в Нижегородском институте развития образования. Уже закуплены учебники, методические пособия для педагогов и рабочие тетради. Программа для начальной школы рассчитана на обычного учителя, в среднем звене уроки может проводить биолог.

– Вы занимаетесь профилактической работой?

– Я провожу беседы со старшеклассниками по профилактике вредных привычек, ВИЧ/СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП).

– Некоторые педагоги и чиновники считают, что разговоры о ЗППП развращают подростков.

– По данным исследования, проведенного в Нижнем Новгороде, 22% девочек и 40% мальчиков начинают половую жизнь с 14–15 лет. Поэтому я убеждена, что с подростками на эту тему нужно говорить обязательно.

– В вашей школе наверняка проходят различные праздники, мероприятия, связанные с темой здоровья. Вы принимаете участие в их подготовке?

– Конечно. Ежегодно 7 апреля мы отмечаем Всемирный день здоровья. В этом году темой праздника была защита здоровья от изменений климата. На первом уроке во всех классах прошел единый классный час. Затем для второклассников был организован спортивный праздник «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», для третьеклассников – «Веселые старты». Пятиклассники участвовали в соревнованиях «Спорт – наш друг», а школьники 6–7-х классов – в первенстве по плаванию. Старшеклассники провели олимпиаду на знание навыков ЗОЖ и конкурс стенгазет. Всемирному дню здоровья были посвящены очередной выпуск нашей газеты «ОРЗ» и красочный информационный стенд. Праздник получился интересным для всех.

– Как работа лечебно-оздоровительного центра и применение здоровьесберегающих педагогических технологий влияют на самочувствие ребят?

– Ежегодные мониторинги показывают, что состояние здоровья учащихся улучшается. За 15 лет число детей, имеющих 3-ю группу здоровья (хронические заболевания), уменьшилось с 20 до 15%. Недавно проведенное обследование показало, что в результате психопрофилактики патология нервно-психических заболеваний у наших детей не выходит на первое место, как в других учебных заведениях области.
Обычно дети приходят в школу уже с какими-то проблемами здоровья, и с каждым годом учебы их самочувствие ухудшается. В нашей школе 65% детей сохраняют свое здоровье на прежнем уровне, а 20% даже несколько улучшили состояние.
Мы считаем большим успехом то, что снижается количество детей, впервые поставленных на учет. Если 4 года назад у нас было 75 впервые поставленных диагнозов, то в прошлом году – только 22. Количество рецидивов хронических заболеваний у учащихся снизилось в 4 раза, а количество детей, длительно пропускающих занятия по болезни, уменьшилось в 3 раза.
Все это результаты планомерной и тщательной работы всего коллектива нашего медицинского центра и педагогов школы.

– От души желаем вам успехов в дальнейшей работе.

Нина Семина