Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2008

Пульс событий

Новости

Офтальмологическая помощь

В Омской областной офтальмологической больнице после масштабной реконструкции открыто единственное в этой области специализированное детское офтальмологическое отделение. Это отделение на 70 мест – гордость клиники. Закуплено новейшее оборудование, позволяющее осуществлять диагностику и лечение заболеваний глаз на самом современном уровне.
Высокоспециализированную медицинскую помощь получают все нуждающиеся в ней дети Омска, а также 32 районов области: 1800–2000 пациентов в год, 45% больных – сельские дети. Значение открытия этого отделения трудно переоценить, особенно потому, что за последние 5 лет распространенность болезней глаз среди детей и подростков Омской области неуклонно растет.

Горячее питание в школах Прииртышья

С начала нынешнего года вступило в силу решение правительства области о дотациях на горячее питание для учащихся общеобразовательных школ области.
Необходимость такого решения была очевидна: по данным местного управления Роспотребнадзора, в 2007 году обедали в учебное время только 4 из 10 школьников: в семьях остальных не хватало средств на полноценное питание. Теперь горячая еда обеспечена более чем 200 тысячам школьников г. Омска и сельских районов области с 1-го по 11-й класс.

О безопасности товаров

Недавно на заседании президиума РАМН обсуждались вопросы химической и биологической безопасности товаров для детей. По данным Роспотребнадзора, отклонения от гигиенических норм составляют для игрушек и игр 37%, детской одежды – 21%, обуви – 10,7%. При санитарно-эпидемиологической оценке игрушек установлено превышение нормативов по содержанию фенола в 2–130 раз, формальдегида – в 1,76 раза, свинца – в 23 раза, кадмия – в 6 раз. Эти вещества отрицательно воздействуют на нервную систему, кровь, кожу, половые железы. Действие вредных химических факторов осуществляется на фоне устойчивых неблагополучных тенденций в состоянии здоровья детей.

«Молочная» добавка

Вскоре каждый день ученики младших классов школ Подмосковья будут, кроме стандартного завтрака, получать стакан молока или кефира. Сейчас на завтрак выдается лишь по 10 руб. на каждого подмосковного школьника. «Молочная» добавка увеличит стоимость бесплатного завтрака в два раза. Кто из учеников станет получать кефир, а кто – молоко, решит педиатр.

Для детей с диабетом

Министерство здравоохранения Челябинской области провело трехдневный семинар для врачей-эндокринологов, детей с сахарным диабетом I типа и их родителей, на котором 100 больных ребят из разных городов и районов области получили инсулиновые помпы – приборы для регулирования уровня глюкозы, непрерывно подающие инсулин в кровь.
Решение о том, кто из детей получит этот дорогостоящий аппарат, принимала специальная комиссия. В первую очередь помпы получили дети, у которых, несмотря на постоянный самоконтроль, отмечалось нестабильное течение сахарного диабета.

Откуда берется лишний вес?

Ученые сделали вывод, что особенности жизни и питания современных людей чреваты появлением избыточного веса. К сожалению, это касается и детей. Уже у многих школьников, страдающих ожирением, можно обнаружить обменные нарушения, характерные для так называемого метаболического синдрома.
Сотрудники Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии изучали особенности питания, которые могли стать причиной ожирения у детей.
Обследовали 120 детей (основная группа – 30 детей с ожирением и 30 с хронической гастродуоденальной патологией, имевших нормальную массу тела, контрольная – 60 детей I–II групп здоровья). Все дети были опрошены с целью выяснения их пищевого поведения, медики внимательно прочли заполненные ими анкеты и «пищевые» дневники.
Выявлены отклонения в режиме питания детей с ожирением – частые беспорядочные приемы пищи, смещение максимума пищевой нагрузки на поздние часы. Нарушения качественного состава питания были установлены у детей как основной, так и контрольной группы: недостаточное потребление некоторых полноценных белков, пищевых волокон, широкое использование продуктов, содержащих «скрытые» жиры и легкоусвояемые углеводы.

Качество жизни

Специалисты Саратовского государственного медицинского университета провели оценку качества жизни детей с ожирением в сравнении с показателями у практически здоровых их сверстников.
Обследовали 135 мальчиков и девочек с ожирением и 70 практически здоровых детей без ожирения школьного возраста. Оценивали параметры физического развития: рост, массу тела, окружность талии (ОТ) и бедер (ОБ); рассчитывали показатели индекса массы тела и отношения ОТ/ОБ. Для оценки качества жизни использовали анкеты, составленные из 23 вопросов по четырем основным компонентам благополучия ребенка: физическому, эмоциональному, социальному состоянию и отношению к жизни в школе.
Общий показатель качества жизни при ожирении оказался значительно ниже по оценке как самих детей, так и их родителей. Дети с ожирением ниже оценивали свое физическое и социальное здоровье, чем их здоровые сверстники. Родители также дали невысокие оценки физического, социального и эмоционального аспектов качества жизни своих детей, причем оценки родителей были ниже, чем детские.
Ожирение ограничивало некоторые виды двигательной активности: бег, выполнение физических упражнений, участие в спортивных играх и соревнованиях, что приводило к неблагоприятным социальным последствиям.
Дети с ожирением испытывали проблемы в общении со сверстниками, болезненно переживали недостатки своей внешности.
Интересно отметить, что как дети с ожирением, так и их здоровые сверстники, а также родители детей очень низко оценивали жизнь в школе. Таким образом, по-видимому, школу можно рассматривать как стрессовый фактор, влияющий на качество жизни детей.

Цифры на заметку

Сколько длится перемена?

Не менее 10 минут должна длиться перемена между уроками.

30 минут - продолжительность большой перемены после второго или третьего уроков.

Две перемены по 20 минут каждая - альтернатива одной большой перемене.

До 45 минут разрешается удлинять большую перемену при проведении ежедневной динамической паузы, из которых не менее 30 минут отводится на двигательную активность в спортивном зале или в рекреациях, оборудованных тренажерами, а также на школьной спортплощадке.