Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2008

Вне урока

На солнечной поляночке

Игра-путешествие «Будь здоров!» проводится в день здоровья для всей начальной школы с привлечением родителей, которые выполняют роль ведущих на определенных станциях. Игра организована на свежем воздухе, в лесу

ХОД ИГРЫ

1. Выход в лес. Инструктаж по технике безопасности: как вести себя в лесу.

2. Торжественная линейка.

3. Основная часть.

Ведущий: Лес – это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будут успешными ни его охрана, ни воспроизводство его богатств. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать это делать другим – этого сейчас мало. Надо не только хорошо его знать, охранять, но и выращивать новые леса, новые деревья!

Дети (читают стихи)

Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родной страны неприхотливый лес!
Ты полон свежести,
И все в тебе живое,
А сколько у тебя загадок и чудес!
(Р.Рождественский)

Нет ничего милее –
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться,
И видно все до дна:
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если я устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой,
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
(С.Никулин)

Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю.
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчизну свою.
(И.Романова)

Ведущий: Сегодня в нашей школе – день здоровья. А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(Ответы детей.)

Правильно, ребята! Поэтому мы сегодня собрались, чтобы провести игру, которая называется «Будь здоров!». Мы будем путешествовать по разным станциям, где каждый сможет проявить смекалку, сообразительность и творческую фантазию. Победители получат призы.

Командиры классов, получите маршрутные листы!

Образец маршрутного листа

Станция

Место расположения

Оценка

Победители

Сюжетно-ролевая

Полезные растения

Загадкино

Грибная

Зарядись-ка

Песенная

Лесные фантазеры

Станция Сюжетно-ролевая

Ведущий читает заранее подобранные отрывки из произведений о птицах, животных, природе, учитывая возрастные особенности детей, и предлагает разыграть эти сюжеты.

Например:

Чудо, чудо, чудеса:
На пеньке стоит лиса,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут!

Зайцы взялись за бока,
Заплясали трепака,
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса –
Заиграли в дудки!

И березки в пляс пошли,
Хороводы повели.
Солнце заплясало,
Всем светлее стало.
Вот какие чудеса –
Всем светлее стало!

(Дети по жребию выбирают роли.)

Станция Полезные растения

Ведущий: Люди пользуются растениями с древних времен. Самые лучшие лекарства и косметические средства делаются именно из растений, человеку приносят пользу и маленькие цветы, и огромные деревья.

Ответьтe, пожалуйста, на вопросы:

  • Вид тростника. Он растет у воды в теплых странах. В древнем Египте почти четыре с половиной тысячи лет назад из него делали писчий материал, похожий на бумагу. О каком растении идет речь? (Папирус.)

  • Из растений можно сделать краску. Какую краску получают из свеклы и ежевики? Из луковой шелухи?

(Красную, желтую.)

  • Что объединяет цветки липы и мелиссу? (Из цветков липы готовят лечебный чай; из мелиссы лекарственной успокоительный чай.)

  • Зачем индейцы в амазонской сельве применяют краску из ягод? (Чтобы защитить себя от насекомых.)

  • Из какой ягоды в старину делали чернила? (Из черники.)

  • Назовите лекарственные растения, которые вы знаете.

Станция Загадкино

Ведущий: Отгадайте-ка мои загадки:

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица:
«Ай, не трогайте меня!
Обожгу и без огня».
Что это за диво?
Это же ... .
(Крапива.)

В лесу у пня – суета, беготня,
Народ рабочий
Целый день хлопочет.
Кто они, откуда?
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Муравьи.)

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
(Одуванчики.)

Вырос в поле, злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей.)

Жаль озябшего бедняжку:
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес.)

Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит над горой.
(Береза.)

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница.)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)

Станция Грибная

Ведущий: Помогите мне, ребята, отделить съедобные грибы от поганок. (Грибы могут быть как настоящие, так и нарисованные на плакате или макетные.)

Станция Зарядись-ка

Ведущий: А теперь мы поиграем в игру «Принеси-положи».

У каждой команды по мешочку с шишками. Первые игроки выбегают, выкладывают шишки на определенное место и бегут обратно с мешочками в руках. Следующие, получив мешочки, должны собрать шишки и передать своим игрокам. И т.д.

Станция Песенная

Ведущий: В течение пяти минут вы должны вспомнить и напеть как можно больше песен, связанных с миром природы. Запевайте!

Станция Лесные фантазеры

Ведущий: В течение десяти минут из природного материала вы должны изготовить поделку и суметь ее защитить.

4. Подведение итогов. Награждение классов, лучших игроков грамотами и призами. Чаепитие.

Светлана Сырицына