Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2008

Урок здоровья

Ритмопластика – урок самопознания

Предлагаю на суд читателей сценарные разработки по развитию ритмопластических ощущений. Может, у школьных учителей возникнет желание опробовать потешные образы народной педагогики

Педагогическое взаимодействие с детьми школьного и дошкольного возрастов требует четкого и бережного развития их телесно-пластических ощущений. К сожалению, все, что предлагают методисты, очень иллюстративно, подражательно, хотя и называется психомоторной гимнастикой, пальчиковой гимнастикой… Даже в музыкальной педагогике методисты сумели свести до минимума телесно-пластические ощущения, ограничив «пластическое интонирование» всего лишь… движением рук. В то время как настоящее развитие, на мой взгляд, – это упражнения в преображении, в образы, значимые для повседневной жизни, а не для занятий с педагогом.
К примеру, как показать во время пальчиковой гимнастики образ «кузнеца-молодца», или, допустим, «воеводу потешного войска», или «путешественника»?
Это иной класс воспитывающих образов. И он не менее важен, чем тот, который позволяет создавать знакомые большинству педагогов «тотемные» образы – кошечку, заиньку, собачку, птичку.

– Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец!
Ты подкуй его опять!
– Отчего ж не подковать.
Вот гвоздь, вот подкова,
Раз, два – и все готово!

Все знают этот текст. Но знания слов для ритмопластики мало. Начнем с пошагового алгоритма пробных действий, попробуем их на себе и только потом предложим детям на уроках в виде оздоровительных пятиминуток.

Шаг 1. Выразите голосом ликующее, а не командное обращение «первого героя» – пусть будет воображаемый пока «наездник». Не нужно скрывать динамику собственного голоса. Наоборот, зычность голоса вполне можно выработать.
Подсказка для «тихословов». Нужно тембром восклицающего голоса выделить звуки «эй» как уверенное, уважительное обращение. (Почему громко восклицая? Потому что воображаемый кузнец работает в своем цехе и от грохота ничего не слышит. Нец в слове «кузнец», дец в слове «молодец», вался в слове «расковался», бец в слове «жеребец», куй! в слове «подкуй», ять в слове «опять». Ну чем не голосовая тембральная гимнастика?!
Здесь дышать надо более активно, чем при напряженном учебном процессе. В этой гимнастике все «герои» равны. Они учатся восстанавливать свои возможности. Никакое это не соревнование в громкости и лихости. А просто нормальная тембральная, звуковая гимнастика, в основе которой лежит правильная атака собственного звука-голоса.
Но какое значение этот шаг № 1 имеет для художественной ритмопластики?
1. Восстановительное. Ибо от собственного тембра звука возникает резонанс пластического раскрепощения мышц тела.
2. Образ обращения «одного героя» к «другому» – это литературные персонажи, в данном случае малой литературной формы.
3. Если использовать этот стихоряд как считалочку, то каждый, кто произносит слова «ты», «и все готово», может преобразиться в «кузнеца».

Шаг 2. Образ кузнеца имеет не только другой тембр голоса, но и позу, походку, разворот плеч. Это человек, уверенный в самом себе. Его голос ближе к тембру низкого баритона, он более раскатистый, четко сканирующий каждый звук, «для пущей важности».

Шаг 3. Попытаемся перевоплотиться в кузнеца при помощи пластики и жестов рук, а потом и позы.

Я предлагаю так. Если ученик сидит за партой или на стуле в кругу, то, слушая считалку, при обращении «ТЫ подкуй его опять», ученик встает со словами «Отчего не подковать» и как сильный человек, напрягая вес собственного тела, упирается в крышку парты или спинку стула.
Со словами «Вот гвоздь» – показывает «бицепсы» одной руки, со словами «Вот подкова» – показывает бицепсы другой руки. Слова «Раз, два – и готово» произносит вместе с сильными хлопками, вытянув руки вперед. В завершение разводит руки широко, щедро в стороны и с важностью опускается на свое место.
И так мы вроде бы все разыгрываем «понарошку». Но голос, поза, ощущения у детей реальные. И эта тренировка – вхождение в образ «антихулиганский», «антидрачунский», «антизабиякский».
Будет желание разыгрывать эти образы дальше – можно вспомнить магическое клише: «Два притопа, три прихлопа». Один показывает другому, как это выглядит. Далее можно исполнить тот же показ вместе с речовкой, например: «Все ребята молодцы. Дружные, хоть сорванцы».

Выглядит это так.
«Все» – топ ногой. «Ребята» – другой топ ногой. «Молодцы» – «хлоп» на каждый гласный звук: МО-ЛОД-ЦЫ.
Но в словах следующей фразы ритмическое клише будет выглядеть по-другому.
Хотите, так: топ со словом «дружные», топ – со словом «хоть»;
три хлопа на каждый звук слова СОР-ВАН-ЦЫ.
Можно иначе:
топ на слог «друж»; топ на слог «ные». Слово «хоть» произносим самостоятельно. Три хлопа на гласные слова «сорванцы».

По мне же – самое интересное начинается тогда, когда все можно переставить местами. То же ритмическое клише прочитать и исполнить так:
«Три притопа – два прихлопа». Одним речевым фокусом эту загадку не решить. Придется включить «тело-интеллект». И в этом альтернативном обучении слову, говорящей речи есть тоже своя азбука. Азбука «тела-интеллекта». Эта азбука развивается на основе экологической функции организма, которая по неведению многих узкопредметных педагогов, воспитателей традиционной системы обучения разрушается до такого состояния, что приходится ее, эту систему саморазвития и самовыражения, восстанавливать, реабилитировать. Эту отрасль я называю педагогической терапией и образовательной реабилитологией. В этом суть методологических отличий здоровьесохраняющих процессов в сфере образования от частных методов здоровьесберегающих технологий.
У нас принято знакомить учащихся с окружающим миром через словесные пояснения, а можно проигрывать образы литературных персонажей с помощью психопластики. Причем именно положительных персонажей. Еще мудрецы древности говорили, что плохому учить не надо. Оно само пристает. Учить нужно хорошему.
Весь спектр чувствования развивающегося человека заключен в мышечной пластической форме, которая по-разному проявляется в различных ситуациях. Поэтому потенциалом в развитии здоровьесохра- няющих процессов являются специальные сюжетные педагогико-терапевтические ситуации. Для развития пластических свойств телодвижений недостаточно только физкультурных занятий, музыкально-ритмических упражнений или отдельных игр. Гораздо более эффективно развивать безбрежный потенциал воображения. Этому содействует специально формируемая среда: с пением, танцами, художественным чтением…
Преображения самого педагога – вот тот учебник, который написать невозможно. Обучиться такому преображению может каждый мыслящий педагог! Правда, считать, что ваши ученики будут реагировать на сказочные образы так же, как вы в детстве, рассчитывать не стоит. Ведь если бы все было так просто, не нужно было бы специально накапливать художественный репертуар, специально учиться им пользоваться, становиться педагогом-терапевтом, чтобы обучать детей безопасному выражению эмоций, как учим мы их элементарному счету, грамоте.
В заключение хочу предложить читателям газеты потешный образ для оздоравливающих пятиминуток «Воевода». Этот образ навеян такой социальной игрой, как «Воевода приказал».

Кратко о сюжете игры.
Выбирается воевода. У него есть отличие, преимущество перед всеми. Он создает пароль. Например: «Воевода приказал». Еще одно его преимущество перед всеми игроками – он говорит, командуя. Например, «Встать», «Сесть», «Повернуться», «Встать на одну ногу», «Чихнуть»…
Если звучит слово-пароль «Воевода приказал» и после этой фразы следует команда «воеводы», то распоряжение (приказ) нужно выполнять точно. Допустим: «Воевода приказал пять раз топнуть» – исполняют все четко. Или: «Воевода приказал поднять руку вверх» – все исполняют четко. Но, если звучит команда без слова-пароля, например, так: «А теперь все встали» – она не должна выполняться. Кто ее выполнит, тот проштрафился, то есть с того фант (творческий «штраф»).
В чем педагогический смысл этой игры? В том, чтобы показать, что лидер тот, у кого четкий голос, кто умеет точно определить полезное действие, кто своим приказом не заставляет одного человека унижать другого, в том, что каждый может стать в наблюдательную позицию, выступить в роли воеводы.

В чем терапевтический смысл?
В том, что педагог создает ситуацию, ориентированную на доброжелательные действия, а не насмешки, которые иногда возникают, когда дети играют одни, без взрослых. Восстанавливается равенство в лидирующих возможностях каждого, нейтрализуются застенчивость, скованность в собственном размышлении, говорении, поведении. Такое педагогическое вмешательство гораздо глубже и значительнее, чем только нравственное или патриотическое воспитание. Это реабилитация самоуважения и самоактуальности.
Терапевтический потенциал художественной ритмопластики широчайший. Я готова писать об этих сокровенных для педагогики и психологии возможностях и далее. Но хотелось бы, чтобы и читатели присылали свои вопросы. Я могла бы сопровождать свои рассказы видеообзором, такой материал у меня накоплен. Это интереснейшая информационная технология, созданная мною в помощь повышению квалификации работников образования.
А всех, кто заинтересуется особенностями преподавания ритмопластики, готова пригласить на свои курсы повышения квалификации через редакцию газеты «Здоровье детей».

Дорогие читатели!

Номер 12 нашей газеты будет посвящен «особым» детям. Вы познакомитесь с мнением экспертов, участников круглого стола на тему «Инклюзивное образование», узнаете о проблемах, с которыми сталкиваются дети-инвалиды при получении образования. Мы расскажем о методиках обучения в специальных школах.

Редакция

Любовь Богомолова