Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2008

Образ жизни

Хочу быть менеджером

Отзвенел последний звонок, сданы экзамены, позади выпускной вечер. А что дальше? Помогает ли школа выпускникам сделать правильный выбор?

Психологические особенности возраста зачастую не позволяют подросткам со всей ответственностью подойти к выбору профессии. Кроме того, подростки и молодежь не учитывают имеющиеся у них заболевания при получении профобразования и самостоятельном трудоустройстве и тем самым повышают риск ухудшения здоровья.
Для определения роли общеобразовательных учреждений в профориентации подростков и изучения социально-гигиенических особенностей профессионального самоопределения школьников было проведено анкетирование учащихся 9-х и 11-х классов 8 школ города Рязани. В исследовании анализировались 1344 анкеты.
Анализ результатов анкетного опроса девятиклассников выявил следующее. Естественные науки привлекают 58,7% учащихся, общественные науки – 19,9%, гуманитарные – 9,7%, искусство – 9,2%; определенные интересы отсутствуют у 2,5% школьников. На вопрос: «Какую профессию вы хотели бы освоить после окончания школы?» – по 9,2% школьников ответили «врач» и «повар», 8,7% – «юрист», 6,3% – «менеджер», по 5,3% – «экономист» и «дизайнер». Остальные 66% учащихся 9-х классов не имеют четкого представления о своей будущей профессии. 50% учащихся 11-х классов также отдают предпочтение естественным наукам, 17,4% – общественным, 11,6% – гуманитарным, 14% – искусству; определенные интересы отсутствуют у 7% школьников.
Среди одиннадцатиклассников популярностью пользуются такие профессии, как экономист – 12,2%, менеджер – 11,6%, юрист – 10,4%, программист – 6,4%. Остальные 59,4% учащихся 11-х классов настроены на получение высшего образования, не имея определенных интересов к какой-либо специальности. Рабочие специальности были выбраны 15 школьниками.
Таким образом, на этапе профессионального самоопределения у подростков возникают диспропорции между намерениями и реальной необходимостью в этих профессиях. Это свидетельствует о недостатках в системе профориентационной работы, а порой о полном ее отсутствии в современных школах. Не менее актуальной является проблема рациональной организации трудового обучения детей и подростков в общеобразовательных школах. Она имеет ряд недостатков: это нерациональная организация и проведение уроков трудового обучения, практика сдваивания уроков, неправильная расстановка оборудования, отсутствие или недостаток защитных приспособлений и спецодежды. Нуждаются в улучшении и материально-техническая база, а также методическое оснащение трудового оборудования. Отсутствует личная заинтересованность подростков в освоении предлагаемых навыков и умений.
В ряде правительственных документов ставится важная социально-экономическая задача современного общества – обеспечить высокий уровень трудового обучения подрастающего поколения с целью подготовки квалифицированных рабочих кадров, рационального распределения и использования трудовых ресурсов. Для ее выполнения необходимы своевременное квалифицированное проведение медицинской профессиональной ориентации и врачебно-профессиональной консультации, помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных психофизиологических особенностей, с учетом потребностей общества в кадрах.

О. Казаева ;
Г. Стунеева