Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2008

Особый ребенок

Отнимем детей у диабета

Отнимем детей у диабета

Главной целью лечения сахарного диабета (СД) I типа у детей и подростков являются: достижение близкого к нормальному состояния углеводного обмена, соответствующее возрасту физическое, соматическое развитие и психосоциальная адаптация. Дети, больные сахарным диабетом, в полной мере должны реализовать свое право на получение образования. Именно поэтому не только родители ребенка должны хорошо ориентироваться в проблемах сахарного диабета, но и школьные педагоги, с которыми пациенты проводят значительную часть дня.
Целью проведенного исследования стала оценка причин, по которым дети, больные сахарным диабетом, не выполняют врачебных рекомендаций во время пребывания в школе, что самым негативным образом влияет на качество компенсации заболевания.
Проанкетировано 148 детей школьного возраста, имеющих среднюю длительность заболевания 4,15±3,00 года.
Среди всех опрошенных 60% учатся в обычных общеобразовательных школах, почти треть – в различных колледжах и спецшколах, а каждый 7-й школьник находится на домашнем обучении. При этом лишь 1 из 5 детей считает, что у него не возникает никаких проблем в школе, связанных с его заболеванием. Пятая часть детей основной проблемой считают возможность проявления гипогликемии в школе и, главное, необходимость купирования ее во время урока. Треть опрошенных в значительной степени волнуют повышение уровня сахара в крови и необходимость дополнительных инъекций инсулина. И у четверти школьников возникают проблемы с едой.
На вопрос о том, знают ли о заболевании ребенка сахарным диабетом в школе, были получены следующие результаты. Более половины детей ответили, что о СД в школе знают все учителя, треть опрошенных сочли нужным сообщить о своем заболевании только классному руководителю, а некоторые никому о СД не сообщили. Половина детей не считают необходимым скрывать диагноз от одноклассников, меньше половины сочли нужным рассказать о своем заболевании лишь нескольким друзьям, некоторые скрывают диагноз от всего класса.
Поскольку наибольшую опасность в школе представляет собой гипогликемия как в момент ее возникновения, так и в плане последствий ее несвоевременного и неправильного купирования, часть вопросов касалась именно этого состояния.
Наиболее поразительные данные были получены при ответе на вопрос, знают ли в школе, как помочь в случае тяжелой гипогликемии – состояния, прогноз которого зависит от быстрой реакции людей, окружающих ребенка, поскольку самостоятельно помочь себе в данной ситуации ребенок не может. Только пять процентов опрошенных проинформировали педагогов о правилах поведения в данной ситуации и обеспечили препаратом «ГлюкаГеном», проинструктировав о том, как правильно его вводить. Среди опрошенных половина детей ответили, что о правилах помощи при подобном состоянии никто не знает, но при возникновении любой нестандартной ситуации они будут связываться в первую очередь с родителями. Около половины детей о действиях в такой ситуации не сообщили никому, считая, что с ними этого не может случиться.

Дети, больные сахарным диабетом, в полной мере должны реализовать свое право на получение образования. Именно поэтому не только родители ребенка должны хорошо ориентироваться в проблемах сахарного диабета, но и школьные педагоги, с которыми пациенты проводят значительную часть дня

Для проведения своевременной коррекции лечения в школе (инсулинотерапия или питание) невозможно обойтись без контроля гликемии. Но оказывается, что менее трети пациентов носят для этой цели в школу глюкометры. Контроль сахара крови в школе по различным причинам никогда не проводят большинство школьников.
Постоянно на занятиях в «школе диабета» мы говорим о том, что СД не является противопоказанием для занятий спортом, по крайней мере неэкстремальными его видами. Но даже обычные уроки физкультуры в школе посещают лишь две трети детей. Примерно одна треть опрошенных детей регулярно посещает спортивные секции, другая треть считает свою физическую активность аналогичной здоровым сверстникам, а оставшаяся треть предпочитает вести малоактивный образ жизни.
Один из предлагаемых вопросов касался того, как дети с СД оценивают влияние своего заболевания на успеваемость в школе. Нас насторожил тот факт, что многие считают актуальным создание специальных школ для детей с СД, возможно, именно по причине некомфортного существования в обычной школе.
Таким образом, выявленные проблемы диктуют необходимость обязательного информирования педагогов в школах, где учатся дети с сахарным диабетом, об основных проблемах заболевания и методах их решения. Потребность в подобной информации должна удовлетворяться посредством широкого создания специальной обучающей литературы и методических пособий.

Е. Андрианова