Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2008

Особый ребенок

Лишенные любви

Вечное противостояние

Как формируется личность ребенка в условиях закрытого учреждения? Исследованию этой проблемы посвящены труды многих зарубежных и отечественных исследователей. Изучены особенности самооценки, уровня притязаний, навыков общения, проведен анализ особенностей эмоциональной сферы воспитанников детских домов.
Результаты этих исследований показывают, что картины личностного развития ребенка-сироты и ребенка, воспитывающегося в семье, различны.
Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, наследственные и психосоматические заболевания могут проявляться в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемости, сниженной концентрации внимания.
Одной из основных характеристик личности таких детей называют агрессивность. Агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и нередко распространяется даже на братьев и сестер. Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих воспринимаются подростком-сиротой как повод для конфликта. Также сильно выраженной может быть и агрессивность воспитанников в отношении взрослых.
Другой существенной особенностью воспитанников является гиперсексуальность, проявляющаяся в повышенном интересе ко всему, что связано с половой жизнью, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани.
Причиной, повышающей половую возбудимость детей, является недостаточная способность детей к торможению своих первичных чувственных влечений. По мнению исследователей, невозможность для ребенка реализовать свои социальные, исследовательские и трудовые наклонности заставляет его сосредоточиваться исключительно на себе, на интимных, телесных ощущениях.
Отсутствие стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих снижают у детей-сирот активное отношение к жизни: не формируются собственные ценности и принципы, зато развиваются зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному.


Сколько их?

  • В 2007 году в нашей стране насчитывалось 27 миллионов детей – примерно 20% от общей численности населения Российской Федерации.

  • Согласно статистическим данным за 2007 год в РФ учтено более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

– в семьях под опекой (попечительством) находится 378 141 ребенок;
– в специализированных учреждениях для детей-сирот – 170 000 детей;
– в семьях усыновителей – 150 300 детей;
– в приемных семьях – 38 429 детей;
– на других формах семейного устройства – 5925 детей.

  • Число выявленных в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 122 600.

  • В 2007 году более 6000 детей отобрано у родителей из-за непосредственной угрозы жизни или здоровью детей, 4300 родителей ограничены в родительских правах, 65 000 – лишены родительских прав.

Лишенные любви

Джон Боулби, английский психоаналитик и основатель теории привязанности, обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто не способны устанавливать и поддерживать близкие и продолжительные отношения с окружающими. Он называл таких детей «личностями, лишенными любви» и считал, что они не способны любить потому, что на раннем этапе жизни не имели возможности привязаться к матери. Эти же симптомы проявлялись и у детей, которые в течение некоторого времени росли в семьях, но затем были надолго разлучены с родителями.
Об этом же пишет психоаналитик Дональд Винникотт: «Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего эмоционального развития человека. Подавляется или вообще утрачивается способность любить, появляется ненависть».
Действительно, существует взаимосвязь между отсутствием материнской любви и эмоциональными нарушениями у детей, воспитывающихся вне семьи. Отношения привязанности, которые складываются между матерью и младенцем в первые недели и месяцы его жизни, не только служат основой, образцом для будущих отношений с другими людьми, но и определяют последующее отношение к самому себе.
Если у ребенка сформировалась привязанность к близкому, ухаживающему за ним человеку, то в дальнейшем он сможет справляться с тревогой и страхом потерять любимый объект и будет способен выстраивать адекватные отношения с внешним миром. Если же привязанность ненадежна, человек не может доверять ни самому себе, ни окружающему миру. Эти люди ведут себя так, будто отказались от возможности иметь теплые отношения с кем-либо: их общение с другими людьми часто поверхностно, они эгоцентричны и не способны к истинной близости. Они словно говорят своим поведением: боль от новой потери будет слишком велика, и поэтому мы не можем позволить себе роскошь любить и быть любимыми.

Самосознание, самооценка у воспитанников детских домов также не просто отстают, а имеют качественно иную форму. У них складывается устойчивая заниженная самооценка, часто наблюдаются неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других людей. Детям-сиротам труднее, чем их «обычным» сверстникам, осознавать и ценить собственную уникальность: вместо «чувства Я» у них формируется «чувство Мы». В то же время подобная зависимость от окружающих не основывается на теплых чувствах и добрых отношениях: уже в младшем подростковом возрасте устанавливается потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств.
Итак, психическое и личностное развитие детей-сирот носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, которая защищается от внешнего мира, а не взаимодействует с ним.

Жертвы материнской депривации

Причины их своеобразного взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей, – не смогли дать им возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.
Дети-сироты – это дети, испытывающие на себе последствия материнской депривации.
Депривация (от позднелатинского deprivatio – лишение) – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей.
Как правило, психическое состояние депривированной личности проявляется в повышенной тревожности, в чувстве глубокого недовольства собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.
Материнская депривация – синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери. Материнская депривация является мощным фактором, провоцирующим целый ряд серьезных личностных расстройств. По данным отечественных исследователей, в условиях полной материнской депривации могут наблюдаться нарушения формирования личности, нарушения психического и интеллектуального развития и даже психические расстройства. Для депривированных детей характерны недоразвитие эмоциональной сферы, задержка или искажение формирования психических функций. Это называется «синдромом сиротства».
Дети, пережившие разлуку с матерью и ставшие воспитанниками учреждения для детей-сирот, оказываются в условиях, которые, к сожалению, не дают возможности научиться устанавливать прочные связи с другими людьми. Многочисленность и «текучесть» социального окружения в детских домах, отсутствие главной фигуры, заботящейся о ребенке, рождают беззащитность и тормозят психическое развитие ребенка-сироты.


Тревожные и часто болеющие

  • Дети-сироты часто болеют, особенно на этапе устройства в государственное учреждение (по результатам углубленного осмотра 640 заболеваний на 100 детей).

  • Они в 8,4 раза чаще попадают в больницы, чем их сверстники, воспитывающиеся в семьях.

  • У детей-сирот старшего возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения и дыхания, а у детей раннего возраста – врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7%).

  • Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья за счет дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья.

  • Пребывание детей в интернатах отрицательно сказывается на их здоровье. Уровень заболеваемости в домах ребенка увеличивается в 2 раза, возрастает количество воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии.

  • Дети-сироты начинают рано курить и употреблять алкогольные напитки (до 11 лет).

  • У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). Первое место принадлежит расстройствам психологического развития, в том числе специфическим расстройствам развития школьных навыков.

  • Тревожность, вызванная социальным окружением, наблюдается среди сирот в 4 раза чаще, чем среди детей, воспитывающихся в семьях.

  • Около 11% детей-сирот страдают умственной отсталостью.

  • У 30% детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения; треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием.

Можно ли оказать помощь таким детям?

Основная задача специалистов – психологов и педагогов, работающих с детьми-сиротами, – помочь им изменить формы общения со сверстниками и взрослыми.
К сожалению, в учреждениях для детей-сирот, да и в образовательных учреждениях в целом общение между взрослым и ребенком строится не по типу «взаимодействие», а по типу «воздействие». Взрослые требуют от воспитанников подчинения, оставляя мало места для проявления собственной инициативы и активности. Жизнь в закрытой воспитательной системе строго регламентирована: ребенок окружен взрослыми, которые его контролируют и несут ответственность за его поведение. В таких условиях остается мало места для выявления собственных желаний и чувств ребенка.

Последствием ориентации на дисциплину и послушание может стать исключение личности ребенка (да и педагога) из процесса общения. Любой выход «за рамки» осуждается, в результате со стороны ребенка нарастают либо пассивность, либо протестное поведение.
Такой подход не дает детям получить социальный опыт, более того, он деформирует не только личность ребенка, но и личность педагога, который лишается возможности получать удовлетворение от процесса и результата своей работы.
Дети нуждаются в атмосфере, наполненной позитивными человеческими контактами. «Инструментом» специалистов может стать проведение тщательно разработанных занятий, направленных, например, на создание в группе дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией.
Но самым главным «инструментом» является личность самого взрослого. Его профессионализм не должен заменяться «просто» добрым отношением.
Самыми важными профессиональными умениями являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы. Такая работа становится возможной при наличии глубокого эмоционального контакта со значимым для ребенка взрослым – педагогом. Работа с такими детьми требует от педагогов преодоления внутреннего недоверия и недоброжелательности со стороны воспитанников (а нередко и своего собственного), большой наблюдательности, педагогического такта и доброжелательности.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук