Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2008

Особый ребенок

Книжная полка

В.Бациев, Р.Дименштейн, П.Кантор, И.Ларикова

Образование и реабилитация особого ребенка
в условиях «монетизации льгот»

М.: Теревинф, 2007. – С. 112

В сборнике проведен анализ законодательных изменений в сфере образования и реабилитации особых детей и практических последствий этого. Термин «особые дети» относится прежде всего к детям с широким спектром серьезных психических и психоневрологических проблем, с сочетанием нескольких тяжелых нарушений в развитии. Они составляют свыше 60% от общего числа детей-инвалидов (от 1 до 1,5 млн). Для них пока нет места в государственной системе образования и реабилитации. Вызывает тревогу и судьба так называемых пограничных детей, постоянно имеющих проблемы в обучении и общении со сверстниками. Их на порядок больше, чем детей-инвалидов. Эти дети также вытесняются из системы образования в корректирующие классы и вспомогательные школы.
Обсуждаются результаты «монетизации», существенно осложнившей и без того трудную правовую ситуацию вокруг особых детей, а также возможные пути выхода. Главная цель издания – объединить усилия представителей некоммерческих организаций, правозащитников, управленцев, юристов и экономистов, способных разработать правовые и организационно-экономические механизмы интеграции особого ребенка в социальную сферу, помочь родителям сформировать активную жизненную позицию для реализации прав своего ребенка.
Специалистами Центра лечебной педагогики совместно с привлеченными экспертами представлены в настоящем сборнике модельные проекты регионального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»; сформулированы и базовые принципы необходимых подзаконных актов.
Сборник предназначен тем, кому небезразлична судьба «особого ребенка» в России.

Елена ДРЕЙЕР


Т.П. Смирнова

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

Р/Д: Феникс, 2007. – С. 154

Книга представляет собой практическое руководство по коррекции агрессивного поведения детей в возрасте от 5 до 12–14 лет. Агрессией называют мотивированное, деструктивное, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе поведение, наносящее физический вред объекту нападения. Проблема агрессивного поведения сейчас актуальна: агрессивных детей становится с каждым годом все больше, и учителя порой не знают, как справиться с ними.
В книге три части. В первой рассматриваются источники детской агрессивности. Важнейший из них – семья, которая может демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление у ребенка; другой источник – поведение сверстников и третий – сцены насилия, постоянно наблюдаемые с экранов телевизора. Автор приводит критерии, позволяющие говорить о наличии у ребенка агрессивности (по возрастным группам), анализирует характерологические особенности агрессивных детей и их семей. Агрессивное поведение – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о необходимости внимания к их внутреннему миру, где накоплено слишком много разрушительных эмоций, с которыми дети не в силах справиться самостоятельно.
Во второй части дается комплекс основных направлений коррекционной работы. Наконец, в третьей обсуждаются работа психолога с родителями агрессивных детей и с педагогами, факторы воспитания и стиля поведения, которые способствуют развитию агрессивности, подробно описываются приемы конструктивного общения с детьми.

Вячеслав Весновский ;
Елена Дрейер