Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/1999

Архив

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

Владимир ТАТОЧЕНКО, профессор

Говорят, что один “новый русский” в ответ на вопрос, не болит ли у него голова, постучал себя по голове и с удивлением сказал: “А чему здесь болеть, ведь это же кость?”
Действительно, есть люди, у которых голова никогда не болит (и в прямом, и в переносном смысле этого слова), но все же больше тех, кому головная боль “до боли знакома”.

Головная боль, пожалуй, самая частая жалоба как взрослых, так и детей школьного возраста и подростков, самая частая причина пропусков уроков, причем не только при желании избежать контрольной. В то же время эта жалоба весьма субъективна, поскольку у врача очень мало средств проверить, действительно ли у ребенка болит голова, а если болит, то насколько сильно. А маленькие дети вообще не жалуются на головную боль, они лишь становятся раздражительными и капризными. И все же сейчас мы знаем о головной боли гораздо больше, чем раньше, да и возможностей лечения у нас стало больше. Рассмотрим некоторые из причин головных болей.

От чего болит голова

Ткань мозга не имеет чувствительности, головная боль возникает при растяжении или сдавливании сосудов в результате повышения кровяного или внутричерепного давления, при расстройствах кровообращения в мозгу, при заболевании черепно-мозговых нервов. Такие головные боли нередко сопровождаются тошнотой или рвотой.
Но нередко головная боль возникает и как проявление стресса и неврозов (психогенная головная боль), без указанных выше органических причин.

Инфекционные заболевания тоже могут протекать с головной болью – это грипп, ОРЗ, воспаление придаточных пазух носа. Причина этих болей очевидна: интоксикация продуктами воспаления. Изменяются кровоток в сосудах мозга и нормальная циркуляция спинномозговой жидкости. Особенно сильные боли испытывает больной менингитом, ведь при этом воспаление развивается в оболочках мозга. Очевидно, что снять такие боли может только лечение основного заболевания, хотя, конечно, и в этих случаях приходится прибегать к помощи средств от головной боли.

Головная боль – постоянный спутник сотрясения мозга, что вполне понятно: голова болит, как любой другой орган после ушиба. Но дело и в том, что при сотрясении сильно нарушается циркуляция крови и повышается давление спинномозговой жидкости, развивается отек мозга, повреждаются нервные клетки и волокна.
Невралгия тройничного нерва – основного чувствительного нерва лицевой области – сопровождается мучительными болями. К счастью, у детей это заболевание наблюдается нечасто.
Очень сильные головные боли бывают при опухолях мозга, при этом резко повышается внутричерепное давление.
Изредка стойкие головные боли связаны с болезнями суставов челюсти, нарушением прикуса, косоглазием и близорукостью, так что у ребенка с постоянными жалобами на головную боль все эти причины игнорировать нельзя, его надо тщательно обследовать.

Если органические причины болей отсутствуют, но боли все-таки есть, это можно объяснить раздражением болевых рецепторов при слишком сильном растяжении мозговых артерий и переполнении вен из-за нарушения сосудистого тонуса. Такие аномалии хорошо видны при реоэнцефалографическом исследовании черепа. Среди таких форм головных болей наиболее часто встречается мигрень. Но бывает, боли связаны с нарушениями в системе позвоночных артерий вследствие травмы, которая произошла при родах.

Психогенные головные боли возникают как результат стресса, нервного напряжения, в основном у подростков. Эти боли трудно бывает отличить от мигрени. Как правило, их интенсивность нарастает в школе, особенно перед контрольными. Они усиливаются и уменьшаются в течение длительного времени (недель и месяцев) и проходят во время каникул. Ребята обычно жалуются на боли во лбу, которые редко имеют пульсирующий характер. В отличие от болей при повышении внутричерепного давления и мигрени эти боли не сопровождаются тошнотой или рвотой. Нередко дети жалуются на головную боль, подражая кому-то из взрослых в семье.

О лекарствах и обследованиях

Вряд ли есть повод сильно беспокоиться по поводу первого эпизода несильной головной боли у ребенка без признаков острого заболевания. Покой, очищение кишечника (запор тоже может вызывать головную боль), тепло или холод на голову, стакан чая или кофе обычно решают эту проблему. При редких, эпизодических жалобах можно дать ребенку обезболивающие средства, такие как парацетамол (10–15 мг/кг на прием), ацетилсалициловую кислоту (10–15 мг/кг на прием), а также комбинированные препараты, содержащие кофеин и спазмолитики (Спазмовералгин, Цитрамон и др.).
Если головные боли сильные или повторяются часто, если они не прекращаются даже после приема лекарств, ребенка надо показать врачу-невропатологу, который располагает достаточным арсеналом средств для диагностики серьезных заболеваний.

...в большинстве случаев врачи имеют дело с неорганическими, а часто и чисто психологическими причинами головных болей. Поэтому, применяя разумный минимум медикаментов, надо искать пути психологической и поведенческой коррекции этой патологии.

Изменения структур мозга видны при проведении компьютерной томографии (КТ) или ядерно-магнитно-резонансной томографии (ЯМР). Эти методы позволяют увидеть не только дефекты мозговых структур, но и оценить изменения плотности ткани на отдельных участках и таким образом обнаружить разные заболевания. Эти методы полностью вытеснили рентгенографию черепа, информативность которой была очень низкой. С помощью реографии (определения электрического сопротивления мозга) можно оценить состояние кровообращения в отдельных полушариях, а метод ультразвуковой доплерографии покажет скорость кровотока в основных сосудах. Помогает в диагностике и изучение активности мозговых клеток с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ).

Если ребенок просыпается от головной боли, если головная боль возникает у него приступообразно и сопровождается судорогами, потемнением в глазах, если головная боль возникает при кашле, такого ребенка надо обязательно серьезно обследовать.

Мигрень

Мигрень – наследственное заболевание, связанное с нарушением тонуса мозговых сосудов, оно часто повторяется в семье из поколения в поколение. Чаще всего мигрень наблюдается у детей школьного возраста; по данным из Швеции, ею страдают 4% школьников. У девочек мигрень чаще наблюдается в подростковом возрасте, у мальчиков – в возрасте до 10 лет, причем более чем у половины мальчиков мигрень с возрастом проходит.

Приступы головной боли при мигрени возникают с определенной периодичностью, их может вызывать переутомление, сильный шум и мелькание перед глазами, некоторые виды пищи (шоколад, орехи, напитки с орехами, кола, копченая рыба, приправа – глютамат натрия), изменения метеорологических условий. Нередко приступ возникает в связи с нервным возбуждением, переутомлением, стрессом, особенно вызванным школьной нагрузкой.

Приступу головной боли примерно за час может предшествовать аура (необычные звуковые, обонятельные или оптические ощущения, проходящие в течение 30–60 минут), сама боль обычно пульсирующая, она усиливается при ходьбе, иногда бывает столь сильной, что ребенок не находит себе места. Приступ головной боли длится обычно 3–4 часа, иногда 1–3 дня, часто сопровождается тошнотой, свето- и звукобоязнью и заканчивается обильной рвотой, после чего ребенок чувствует облегчение.

Диагноз мигрени ставят лишь ребенку с периодическими головными болями и свободными от болей интервалами и если головную боль сопровождают хотя бы три из следующих признаков:
боли в животе;
тошнота или рвота;
односторонний характер болей;
облегчение болей после сна;
мигрень у родственников.

У большинства ребят мигрень протекает как простая, без ауры, с двусторонними болями в лобной или теменной области. Реже встречается классическая форма с болями в половине головы и аурой: дети видят яркие линии, вспышки света, темные участки, искажение предметов. Иногда возникает головокружение, легкость в голове, необычные ощущения или онемение вокруг рта, в кистях и стопах. Искаженные ощущения собственного тела ярко передал Льюис Кэролл (сам страдавший мигренью) в словах Алисы, обращенных к гусенице: “Я не могу сохранять один и тот же размер своего тела даже в течение 10 минут”.
Есть и другие, более редкие варианты мигрени, например с острой потерей ориентации, с развитием парезов.
Особой формой мигрени у маленьких детей является ацетонемическая рвота, при которой, естественно, ребенок не жалуется на головную боль, но у него наблюдается неукротимая рвота в течение нескольких дней.

Заподозрить мигрень несложно, если у ребенка имеются все те симптомы, которые я перечислил. Но во многих случаях диагноз этого заболевания остается предположительным, и только проведение соответствующего лечения позволяет его подтвердить или отвергнуть. Должен сказать, что многие родители просто не верят, что вся эта яркая картина – просто мигрень, они требуют проведения всего комплекса исследования для выявления более серьезной причины.

Предупреждение мигрени заключается в устранении всех возможных провоцирующих факторов как пищевого рациона, так и окружающих стрессов. Иногда бывает достаточно снизить требования к успеваемости подростка, перевести его в класс без повышенных нагрузок, чтобы приступы мигрени прекратились.
Избегание громких звуков, ярких вспышек света, прямых солнечных лучей, избыточной физической нагрузки, чувства голода позволяют наполовину снизить частоту приступов у детей с головными болями.

Лечение мигрени лучше проводить у специалиста-невропатолога, хотя, конечно, опытный педиатр не менее сведущ в этих вопросах. Но очень важно, чтобы родители больного ребенка знали современные подходы к лечению этой болезни.

При приступе простой мигрени обычно помогают обезболивающие средства, такие как парацетамол, ацетилсалициловая кислота (Аспирин), комбинированные препараты (Аскофен, Цитрамон). Важно помнить, что при возникновении головной боли на фоне гриппа или ОРВИ препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, применять опасно.
Если приступы головных болей сопровождаются рвотой, в самом начале приступа обезболивающие лучше применять в комбинации с противорвотным средством – метаклопрамидом (Церукалом); помимо противорвотного действия, этот препарат проникает через гематоэнцефалический барьер в мозг, где воздействует на тонус кровеносных сосудов. Метаклопрамид лучше вводить в инъекциях.

К сожалению, эти средства помогают не всегда, особенно при классической мигрени. Тогда применяют препараты спорыньи (эрготамин – 1%-й раствор, 10–15 капель или по 0,5–1,0 мг в порошке; драже Беллоид – 1–2 драже при приступе), нормализующие тонус мозговых сосудов. Лучше всего эти препараты принимать сразу при возникновении ауры, если надо, дозу можно повторить через 30–60 минут. Поскольку выпить лекарства ребенку во время приступа бывает трудно из-за тошноты (да и действуют они медленно), преимуществом обладает недавно зарегистрированный в России назальный спрей Дигидергот, он всасывается быстро, прекращая приступ за 20–30 минут. Важно помнить: препаратами эрготамина нельзя пользоваться дольше 3–4 дней (!) – они могут существенно нарушить питание тканей конечностей. Препараты эрготамина не подходят также тем, у кого во время приступа мигрени наступают двигательные расстройства (парезы).

В наиболее тяжелых случаях вводят новое средство – суматриптан (Имигран), но его недостаток в том, что к нему быстро привыкают и цена его довольно высокая.
При редких приступах длительного профилактического лечения ребенку обычно не назначают, но если приступы повторяются 3 раза в месяц и чаще, приходится прибегать к длительному приему сильнодействующих средств (противосудорожные, в первую очередь фенобарбитал, блокаторы симпатической нервной системы - пропранолол, антидепрессанты – амитриптилин, противогистаминные средства – ципрогептадин, другие препараты), которые без консультации врача пить недопустимо. Широкий набор этих средств показывает, что каждое из них эффективно далеко не во всех случаях. К счастью, более чем у половины детей приступы мигрени со временем становятся менее тяжелыми и исчезают вовсе.

Большое значение при борьбе с мигренью имеют психотерапевтические методы, направленные на изменение поведения ребенка, на самовнушение позитивных стимулов. Из ряда исследований видно, что эти методы не уступают длительному медикаментозному лечению.

***

В заключение хочу еще раз обратить внимание родителей на множественность причин головных болей у детей. Да, во всех случаях надо исключить серьезные органические причины. Но в большинстве случаев врачи имеют дело с неорганическими, а часто и чисто психологическими причинами головных болей. Поэтому, применяя разумный минимум медикаментов, надо искать пути психологической и поведенческой коррекции этой патологии.

Конечно, голова – не одна кость, как думал “новый русский”, у которого она никогда не болела; но органические поводы, вызывающие головную боль, встречаются намного реже, чем психогенные.