...чрезвычайно важно не только
и не столько лечить ОРЗ,
сколько предупреждать его возникновение...
Диагноз “острое респираторное
заболевание” (ОРЗ) сегодня известен даже
дошкольникам – так распространена эта болезнь
среди детей. И врачи знают, какого внимания
требуют часто и длительно болеющие дети, ведь на
их долю приходится до 57% зарегистрированных
больных с такой инфекцией.
Поэтому чрезвычайно важно не только и не столько
лечить OРЗ, сколько предупреждать его
возникновение. Известно, что неоднократные
случаи этого заболевания отрицательно влияют на
состояние здоровья детей и часто формируют
повторяющуюся и даже хроническую патологию
бронхолегочной системы.
Как правило, с
возрастом частота случаев ОРЗ у детей снижается,
что, очевидно, связано с уменьшением
чувствительности ребенка к возбудителям
заболевания. Повышенная же чувствительность
маленьких детей объясняется прежде всего
незрелостью защитных функций растущего
организма.
Часто повторяющиеся ОРЗ обычно проявляются у
ребенка, когда он начинает посещать дошкольное
учреждение (ясли, детский сад), из-за высокой
интенсивности контактов и незакаленности
организма.
В НИИ педиатрии РАМН
проведено исследование, направленное на
разработку эффективной системы неспецифической
(без применения лекарств) профилактики ОРЗ у
здоровых и часто болеющих детей, воспитывающихся
в дошкольных учреждениях. Надо сказать, что сама
природа и характер течения ОРЗ подсказывают
необходимость и целесообразность использования
именно средств неспецифической профилактики,
направленных на повышение защитных сил детского
организма, так как вакцина, которая создается в
период одной эпидемии, обычно недейственна при
новой вспышке.
Закаливание – один
из общепринятых методов неспецифической
профилактики ОРЗ. Традиционно оно сводится к
воздушным и водным процедурам с постепенным
понижением температуры. Однако в реальной
практике дошкольного учреждения трудно охватить
закаливающими процедурами детей всей группы,
соблюдая к тому же индивидуальные дозировки,
поэтому закаливание не дает положительных
результатов, которых от него ожидают.
Ученые, проводящие
исследование, взяли за основу данные о
закаливающем эффекте пульсирующего
микроклимата. Суть этого эффекта такова: если
при традиционном закаливании предполагается
приспособление организма ребенка к холоду, здесь
применяется также и тепло, то есть используются
два фактора, контраст между которыми – внезапное
охлаждение после перегревания – чаще всего и
провоцирует заболевание ребенка.
Создавая модель
воздействия “холод–тепло”, можно рассчитывать
на выработку детским организмом соответствующих
защитных терморегулирующих реакций.
При анализе заболеваемости детей, посещающих
детские учреждения, медики обнаружили
естественную закономерность: наиболее высокая
заболеваемость выявлена в первый год после
прихода в ясли или сад – почти треть всех
случаев. Затем заболеваемость снижается до 25% на
второй год и до 20% на третий-четвертый. При этом
отмечено, что вероятность заболеть для часто
болеющего ребенка, как ни странно, одинакова во
все сезоны года, а не в переходные сезоны –
осенне-зимний и зимне-весенний, как мы привыкли
думать, поэтому оздоровительные мероприятия
нужно проводить круглогодично.
Как же организовать
закаливание с помощью контрастных процедур? Вот
как это было при проведении исследований.
Начинали процедуру после дневного сна: в 15 часов
дети просыпались под звуки музыки, что создавало
у них радостный настрой на выполнение
закаливающих процедур, а это очень важно для
получения положительного эффекта. Если же
ребенок плачет и противится оздоровительным
занятиям, можно быть уверенным, что должную
пользу они не принесут.
Затем, лежа в постели, дети делали в течение 2–3
минут физические упражнения, охватывающие все
группы мышц, а встав с постели, в течение 1–1,5
минут выполняли циклические движения умеренной
интенсивности (бег, ходьба, танцевальные
элементы) попеременно в “холодном” и “теплом”
помещении, то есть принимали общую
воздушно-контрастную ванну.
Температура
воздуха в двух помещениях в начале занятий
составляла в “теплом” 21–24°, а в “холодном” –
на 3–5° ниже. Затем эта разница увеличивалась: в
“теплой” комнате температура повышалась
включением калориферов, а в “холодной” –
понижалась за счет интенсивного проветривания,
летом вплоть до сквозняков. За время занятий (12–15
минут) дети босиком, в одних трусах перебегали 4–6
раз из одной комнаты в другую.
Для повышения
двигательной активности у детей раннего
возраста использовали “игровые дорожки” в
сочетании с контрастными воздушными ваннами
после дневного сна. “Игровую дорожку”
обозначали в группе (спальне, игровой,
раздевалке) импровизированными спортивными
снарядами и инвентарем (тазики с галькой и водой,
махровый коврик, ребристая доска, банкетка,
лесенка и коврики – резиновые, шерстяные, теплые,
холодные, сухие, влажные). Этот дополнительный
инвентарь располагался так, чтобы дети всей
группой могли заниматься одновременно, переходя
от одного снаряда к другому.
Введение в режим дня
детей раннего возраста таких общеразвивающих
упражнений и подвижных игр повышало их
двигательную активность, способствовало
правильному формированию стопы, развивало
координацию движений, вписываясь тем самым в
общий комплекс оздоровления.
Там, где были закрытые бассейны, проводили
контрастное водное закаливание два раза в
неделю. Занятия организовывали так, чтобы
разница температур струи воды в душе составляла
от 10 до 20°. В процессе закаливающей процедуры
температура воды колебалась в пределах 15–28° с
постепенным переходом к резким перепадам до 3–4
раз в течение 40–45 минут. Занятия в бассейне под
руководством инструктора продолжались полчаса.
Детям после
перенесенного ОРЗ в период выздоровления
проводить закаливающие процедуры можно в
условиях щадящего режима: одежда при
воздушно-контрастном закаливании – майка,
гольфы или чешки, а продолжительность процедуры
в первые 5–7 дней сокращается вдвое. При этом к
возобновлению плавания нужно подходить
индивидуально.
Какова же была эффективность такого закаливания?
Ученые наблюдали около 1500 детей раннего и
дошкольного возраста, посещающих детские
дошкольные учреждения Центральной России. У них
ОРЗ из общего числа болезней составляло 83%. Часто
болеющих детей был 31%. При диспансерном осмотре у
15% выявлена отоларингологическая патология
(хронический тонзиллит, аденоиды и др.), у 11% –
заболевания опорно-двигательного аппарата
(плоскостопие, нарушения тазобедренного сустава,
искривление позвоночника).
При выборе
закаливающих процедур предпочтение отдавалось
менее трудоемким для персонала, охватывающим все
детские группы и легко вписывающимся в режим дня.
Такими и оказались контрастные методики –
воздушная и водная в комплексе с упражнениями и
музыкальным сопровождением.
В ходе исследований
обнаружено, что при систематическом применении
воздушно-контрастных ванн в сочетании с
двигательной активностью случаи ОРЗ уменьшились
на 35%, а отоларингологическая патология – на 36%.
Воздушно-контрастные ванны сочетались с
полосканием горла отварами лекарственных трав,
приемом коктейлей из них и поливитаминов.
У детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата предложенный комплекс упражнений не
только компенсировал обнаруженные дефекты, но и
исправлял их конфигурацию и резко повышал
функциональные возможности. Корригирующие
упражнения помогли выработать правильные,
жизненно необходимые двигательные умения,
повысили общую двигательную активность и
укрепили организм.
В целом же использование предложенных методов
неспецифической профилактики позволило
уменьшить число часто болеющих детей в два раза,
а длительность заболевания сократилась почти в
три раза за счет уменьшения числа осложнений.
Полученные
результаты подтверждают необходимость
соблюдения основных принципов закаливания:
постепенное
увеличение интенсивности закаливающих
воздействий;
систематическое
и последовательное их проведение;
учет
индивидуальных особенностей и возраста ребенка;
проведение
закаливающих процедур только при положительных
эмоциональных реакциях детей.
Андрей
ЛЕКМАНОВ, профессор |