Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/1999

Архив

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК: что делать?  

Как правило, родители списывают агрессивность своих подрастающих чад на “сложный характер”, раздражительность – на переходный возраст. Считают, что подрастет – выправится ребенок. Спохватываются потом, когда в биографии ребенка появляется строка «привод в милицию».
Как реагируют взрослые на первые признаки той агрессивности, которая со временем ведет к криминалу? Проведенные нами анонимные опросы родителей школьников 5–11-х классов показали, что подавляющее большинство родителей (46%), недолго думая, при малейших проявлениях агрессивности используют старый метод кнута или лишают ребенка каких-либо удовольствий. К сожалению, только 18% родителей пытаются разобраться в происходящем, хотят понять своего ребенка. Вдумаемся: всего лишь 18% готовы к малому – элементарно поговорить с ребенком. Однако без этого нельзя вникнуть в детские переживания и увидеть, что за нездоровой агрессивностью чаще всего стоят детские страхи, от которых ребенок не может избавиться сам.

Почему же налицо такой дисбаланс? Почему с таким огромным счетом, 46:18%, торжествует невнимание к ребенку? Долгое время в нашем обществе господствовало репрессивное отношение к агрессии – с ней требовалось бороться, ее следовало подавлять. Общество любило послушных, тихих и забитых отличников – «ботаников». По поведению школа ставила оценки – и плохо приходилось тому, кто получал даже четверку. На него накидывались всем миром – от педсовета до домового комитета. Непослушание, агрессивное поведение рассматривалось как крайне разрушительное и для общества, и для человека. Так вырастали колонны не детей, а послушных роботов.
В то время на Западе поощрялся поиск «инакомыслящих» детей. По всем данным выходило, что именно они обеспечивают творческое развитие общества. Несогласие с чужим мнением – мать открытия нового. В целом ряде специальных научных работ была доказана полезная, адаптивная роль агрессии. Вовремя замеченная и направленная в продуктивное русло, агрессия оказывается естественным психологическим феноменом, имеющим природную нейроэндокринную основу. Агрессивные дети либо действительно не вполне здоровы, либо просто особенного склада характера. Не наказывать их надо, а либо лечить, либо просто по-особому к ним относиться.

Вообще же вся жизнь человека, все его психическое развитие связаны с постоянной мобилизацией «полезной агрессивности». Она есть уже у новорожденного младенца – его первый крик есть символическое выражение яростного желания жить, несмотря на родовую боль. Ее ведь не только мать, но и ребенок испытывает. У растущего младенца нормальная, защитная агрессивность проявляется в плаче. Это простейший сигнал о переживаемых им неудобствах и нуждах. Затем приходит потребность кусать или даже рвать предметы. Это результат развития перцептивной координации и простейших действий с предметами. В более позднем возрасте появляются те взрывы раздражения, которые и кажутся невнимательным родителям немотивированными. На самом деле это простейший формы выражения вполне терпимого несогласия со взрослыми и выработки собственного мнения. За ними – тот самый кризис «самости» или «самоидентификации» – поиск ответов на вопросы «кто я?», «какой я?» и «что я могу?». Почти по Ф.Достоевскому: помог бы кто Раскольникову правильно ответить на вопрос, «тварь ли я ползучая или Наполеон», – глядишь, осталась бы жива старушка-процентщица.

У всех людей такие кризисы проявляются в поисках своих «пределов допустимого» – границ между «можно» и «нельзя». Помните в анекдоте: «Если нельзя, но очень хочется, то можно»? Вот дети и ищут, до каких же пор может «хотеться».
У дошкольников это обычно проявляется в попытках нарушения навязываемых взрослыми правил. Важно различать, где такие попытки – простое упрямство, а где – спонтанное побуждение к исследованию. Где перед нами хулиган, а где – маленький экспериментатор.
У младших школьников именно в таком экспериментировании проявляется развитие способностей к самоутверждению в детском коллективе. У подростков за этим же обнаруживается повышенное стремление к самостоятельности, стремление к защите своей психологической индивидуальности от подчас излишне жестких социальных правил – навязываемых поведенческих ролей. Выработка своего, особенного, но в целом приемлемого другими стиля жизни. В зрелом возрасте в таком творческом, экспериментальном подходе к жизни выявляется самое ценное в человеке – умение полностью реализовать себя, раскрыть свои способности и возможности. Это та самая воспетая психологами «самоактуализация» – нахождение удовлетворяющих самого человека и окружающих его людей творческих альтернатив совместной жизни, избегание вызывающей раздражение излишней зависимости и, как следствие, отчужденности, замкнутости, невротических конфликтов. Однако такое обучение трудно назвать продуктивным – оно идет методом проб и ошибок, через конфликты и болезненные переживания. Вот от чего хотелось бы избавить наших детей – от ненужных проб и роковых ошибок. Путь же один – родительское умение понять своего ребенка. А поняв, вовремя удержаться от наказания и подсказать ему приемлемый, не раздражающий других людей путь к самореализации.

Так бить или не бить? Конечно, нашему, постсоветскому человеку трудно во всем согласиться с таким подходом к воспитанию, но детскую агрессивность надо не подавлять (все равно вылезет и только к худшему приведет!), а использовать в «мирных целях», для развития творческой личности. Это трудно потому, что перевоспитывать придется... самих себя.
Воспитание ребенка начинается с самовоспитания родителей. Родителям, сталкивающимся с проявлением агрессивности у своих детей, необходимо прежде всего оценить свой собственный уровень агрессивности. Ведь давно известно: яблочко от яблони недалеко падает. Стереотипы поведения, его модели и сценарии задаются семьей. Ребенок начинает с того, что просто копирует то, что видит. Беда в том, что часто он видит, а родители уже не замечают. Или не хотят замечать. «Неча на зеркало пенять...» – учит народная поговорка. Тем более бесполезно наказывать зеркало. Если родителю тяжело разобраться в мотивах поведения своего ребенка, он может обратиться к специалисту – к школьному психологу или социальному работнику. Не надо стесняться этого. Не надо загонять детские проблемы внутрь. Надо активно разрешать их.
В истории человечества давно уже выработаны способы реканализации детской агрессивности – направления ее в другое русло. Это и особые ритуалы, и специальные «замещающие игры», и многое другое. Не будем говорить о развитых, «цивилизованных» странах пресловутого «дикого Запада». Возьмем заведомо отсталые, экзотические примеры. Чтобы не заниматься непосредственным мордобоем, например, аборигены Австралии выплескивают свою агрессивность в танце. Эскимосы Аляски в конфликтной ситуации поют особые «ругачие песни».
К сожалению, наши дети, поругавшись с родителями или со школьным учителем, разрисовывают стены зданий, корежат кабины лифтов, затевают бессмысленные драки со сверстниками... Почему? Да потому, что наша система воспитания не может «разрядить» поведение ребенка в тревожной, травмирующей его ситуации (мы подавляем в ребенке агрессивные эмоции, а они только накапливаются). Поэтому и имеем то, что имеем.

Однако есть надежда, что так будет не всегда. Если постараться, то можно заметить пресловутый «свет в конце туннеля». Так, в частности, в последнее время у нас, в подражание Западу, получили распространение специальные куклы – бафиты. Это особые воспитательные куклы, использующиеся для снятия не только детской, но иногда и взрослой агрессивности. По мысли создателей таких кукол, агрессивный ребенок, лупя и калеча эту специальную игрушку, будет тем самым освобождаться от накопившейся злобы, гнева и раздражения. Представьте – помогает!
Сошлюсь на многолетний личный опыт работы в качестве психолога. Он убедительно показал эффективность этого метода. Однако дело не просто в том, чтобы потрепать куклу. К примеру, «новые русские» родители, имея большие материальные возможности, заваливают своих детей сверхдорогими игрушками такого типа. А потом жалуются, что ничего не меняется – дети растут распущенными хулиганами, наркоманами, правонарушителями. И не понимают, что дело совсем не в купленных за доллары куклах.

Не в куклах дело! Главное – в сопровождающей этот процесс психотерапевтической беседе. Как правило, между вспышками детского гнева и возможностью ее «реканализации» проходит время – ребенок успевает «остыть». Тогда поздно предлагать ему снова пережить эту ситуацию и с помощью куклы «выместить злость» на тряпичной кукле. Не поздно другое – предложить разыграть вместе с этой куклой маленький спектакль. И поменяться ролями – самому сыграть роль обидчика. И почувствовать то, что в это время чувствует другое существо – мама или папа. Такой путь обогащает ребенка новыми переживаниями. Он взрослеет, он понимает «пределы допустимого». Он изживает свою неконтролируемую агрессивность, учится управлять собой и развивать свое поведение.
Для этого не нужны особые деньги. Нужно внимание к своему ребенку – той самой «кровиночке», ближе которой у нас нет ничего. Давайте попробуем?

 Екатерина ОЛЬШАНСКАЯ,психолог