Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/1999

Архив

РОСТ АЛЛЕРГИИ У ДЕТЕЙ МОЖНО СНИЗИТЬ

Значительный рост числа аллергических заболеваний у детей и взрослых составляет одну из тревожных характеристик современной патологии человека.

>Надо сказать, что в формировании здоровья населения, в том числе и детского, влияние факторов окружающей среды стоит отнюдь не на первом месте. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье населения на 50% определяется образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – неблагоприятным воздействием среды обитания и на 10% – количеством медико-санитарной помощи.

Тем не менее статистика неумолимо свидетельствует, что от 10 до 30% преимущественно горожан, проживающих в областях с высокоразвитым экономическим потенциалом, страдают заболеваниями аллергической природы. Многочисленные эпидемиологические исследования, проведенные в разных регионах Российской Федерации, показали прямую зависимость уровня аллергических заболеваний от состояния окружающей среды. Интенсивный рост городов (урбанизация) во всем мире будет и дальше влиять на распространенность аллергических болезней даже при условии снижения темпов работы химических производств. Автотранспорт, сжигание топлива неизбежно связаны с выбросом углекислого газа, окиси углерода, окислов азота, полициклических углеводородов и других веществ, провоцирующих появление аллергии.

Например, в Уфе, столице Республики Башкортостан, по данным российской эпидслужбы, вторым источником вредных выбросов после нефтеперерабатывающих предприятий является автотранспорт. На его долю приходится 40% от общего валового выброса загрязнителей в атмосферу. Уменьшение воздействия факторов окружающей среды открывает возможности снижения заболеваемости детей в экологически неблагоприятных районах.

Результаты исследования, выполненные в Башкирском мединституте, показали, что за 10 лет (с 1988 по 1997 г.) из 5 тысяч детей в возрасте от 0 до 14 лет у трети выявлены жалобы на случаи крапивницы, отека Квинке, затруднения дыхания, чихание и насморк, периодические боли в животе. Оказалось, что за последние 5 лет в 13,5 раза (!) возросло число детей, имеющих аллергические реакции. Это может быть связано, с одной стороны, с изменением питания населения, использованием для изготовления продуктов красителей, эмульгаторов, консервантов и ростом паразитарной и глистной инвазии, а с другой – экологическим состоянием региона и присутствием в атмосфере повышенного содержания различных загрязнителей.

Современные данные позволяют утверждать, что пищевые красители, эмульгаторы и консерванты, продукты жизнедеятельности паразитов и глистов, химические соединения, обнаруживаемые в атмосферном воздухе, могут способствовать освобождению в организме биологически активных веществ, которые вызывают симптомы, сходные с аллергическими проявлениями.

Если же говорить об аллергических заболеваниях, их число среди детей в Уфе за последние 5 лет увеличилось в два раза. При этом ведущее место принадлежит аллергическим заболеваниям кожи, на втором месте – аллергические заболевания органов дыхания (бронхиальная астма, поллиноз, аллергический насморк). В последние годы появилась тенденция к росту особенно тяжелой формы таких поражений – бронхиальной астмы. Причем это наиболее характерно для жителей экологически неблагоприятных регионов. Уже доказано, что именно неблагоприятные факторы окружающей среды вызывают рост астмы у детей (Уфа по экологическому состоянию воздушного бассейна относится к числу наиболее загрязненных городов).

Риск аллергических заболеваний у детей увеличивается в 3,1 раза при проживании в пределах 100 м от автомагистрали. Исследования показали, что расстояние от дома до автомагистрали в пределах 50 м было в 45% случаев заболевания детей, до 100 м – в 33%, до 500 м – в 15% и свыше 500 м – лишь в 5% случаев!

Нужно сказать, что выбросы от автотранспорта наиболее опасны именно для детей, так как максимальное их количество скапливается на уровне роста ребенка.

Основным фактором риска, влияющим на аллергическую заболеваемость среди обследованных детей, оказались следующие:

  • – наследственная отягощенность – 72%, причем при выявлении аллергии у обоих родителей риск развития аллергических заболеваний детей возрастает в 3 раза;

  • – патология беременности;

  • – неблагоприятные санитарно-гигиенические факторы жизни ребенка;

  • – частые вирусно-бактериальные инфекции.

При изучении влияния экологической среды жилища на аллергическую заболеваемость оказалось, что, если в семье есть домашнее животное или в квартире много мягкой мебели – ковров, книг на открытых полках, – риск заболевания возрастает в два раза.

Во многом экологию жилища определяет наличие табачного дыма в воздухе: содержащиеся в табачном дыме никотин, окись углерода и соли тяжелых металлов оказывают раздражающее действие на слизистую оболочку бронхов, причем пассивное курение (присутствие в помещении, где курят) еще более опасно, чем активное.

При изучении возрастных аспектов возникновения аллергических заболеваний оказалось, что для детей, проживающих в неблагоприятных условиях, характерно раннее начало их возникновения – в первые три года жизни и переход в хронически рецидивирующее течение болезни, которая с годами становится все тяжелее.

Ученые пришли к выводу, что высокоэффективным методом лечения при легком и среднелегком течении является так называемая специфическая иммунотерапия по ускоренной схеме с последующим введением дозы аллергена. У детей с тяжелым течением эффективность специфической иммунотерапии повышается при ее сочетании с иглорефлексотерапией. Детям с пищевой аллергией и сопутствующей патологией желудочно-кишечного тракта и желчной системы исследователи рекомендуют активную биологическую добавку в виде экстракта люцерны посевной – эраконд.

Детей-аллергиков надо обязательно вывозить на лето из города, а квартиры, в которых они живут, освободить от лишней мягкой мебели и ковров, подчеркнули ученые.

Андрей ЛЕКМАНОВ, профессор

 

ПАПА ПОТЕРЯЛ РАБОТУ

Почему женщинам легче

Представляю, как должны бесить мужчину, потерявшего работу, дежурные утешения родных и знакомых. Дескать, ничего, все еще впереди, все еще будет!

Я не была подолгу в шкуре безработного, да и неправильно переносить женский опыт на мужчину. Женщины легче адаптируются, и сегодня это очевидно всем, не только психологам. Посмотрите, с какой легкостью (относительной, конечно) представительницы слабого пола меняют квалификацию и даже творческую работу на совсем неквалифицированную и механическую. Причин такой гибкости много.

  • Во-первых, женщину недаром называют хранительницей домашнего очага. Перед лицом угрозы ребенку, семье, то есть очагу, она способна на все. Это срабатывает на уровне инстинкта! И если для спасения очага нужно окончить бухгалтерские курсы, торговать с лотка или ездить в Китай за ширпотребом – нет вопросов. Еще и постарается себя чем-нибудь успокоить, взбодрить, скажет, что в новом деле есть и привлекательные стороны. Женская натура, как правило, не терпит долгого уныния.

  • Во-вторых, женщины в массе своей, как ни странно, менее стыдливы и менее ранимы, чем мужчины. Я говорю не о внешних проявлениях, а о глубинных свойствах характера. Конечно, бывают исключения как с той, так и с другой стороны, но здесь речь о некоей общей тенденции.

  • И, наконец, последнее: мужчина и по складу, и по жизненной роли более социален. Обратите внимание на людей, вышедших на пенсию. Как легко, а нередко даже с удовольствием женщина переходит на домашний образ жизни, и как страдает, мечется, не знает, куда себя деть, «новоиспеченный» пенсионер-мужчина.

Несчастное большинство

Бывает, что мужчина, ставший безработным, не нуждается ни в советах, ни в сочувствии, ни в поддержке. Он энергично, целенаправленно ищет другую работу, не боится никаких предложений, смело смотрит в будущее. Словом, не теряется.

Но таких, представьте себе, меньшинство. Во всяком случае в России. А характерное заблуждение мужчины, оставшегося без работы и пребывающего, мягко говоря, в растерянности, сводится к тому, что это он, наоборот, в меньшинстве! «Все как-то крутятся, приспосабливаются, один я – недотепа, ничего не могу!» Увы, нередко и жена «помогает» ему так думать. Но это и жестоко, и не соответствует реальности.

Сегодня огромное количество вполне нормальных, вполне достойных и талантливых людей оказалось в катастрофическом положении: без работы, без возможности в ближайшем будущем обрести новую. Это очень тяжко и унизительно, когда не знаешь, как прокормить семью, как помочь своим старикам.

Не теряйте облик всемогущества!

Занимаясь психотерапией с детьми, я сплошь и рядом сталкиваюсь с отчаянием безработных отцов. Совсем недавно они были учеными, инженерами, наладчиками приборов, слесарями-сборщиками, а теперь... «Теперь я никто!» – часто слышишь от них горестное восклицание.

Безусловно, профессия во многом определяет мужчину. Но отнюдь не исчерпывающе. У него много жизненных ролей: муж, отец, сын, друг.

И мне хотелось бы особо остановиться на роли отца. Да, ребенку плохо, когда отец безработный. Но ему в тысячу раз хуже – я это вижу по множеству детей! – когда отец раздавлен и повержен. Потерять работу – беда, стать в глазах малолетнего сына слабым – вина. Ведь тогда ребенок лишается самого главного – образа всемогущего отца. И эта травма, поверьте, несопоставима ни с какой другой, она искажает душу ребенка, поселяет в нем страх, накладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу. Согласитесь, есть ради кого держаться мужественно, бороться!

Еще одно соображение. Почему-то, когда человеку плохо, он сравнивает себя с теми, кто удачлив и благополучен. И при этом забывает посмотреть туда, где боль, горе, где остро нуждаются в помощи. Мне, мол, своих бед хватает, да и чем я могу помочь другому, если я даже себе помочь не могу?

А вот это неправда! Бывает, что другому гораздо легче помочь, чем себе. И душевные силы откуда-то берутся именно тогда, когда думаешь, что у тебя их нет. Тут не работает закон сохранения энергии, а происходит что-то другое, скорее из области метафизики. Чем больше отдаешь, тем больше прибывает. И жить становится не так тошно, и человеком снова начинаешь себя чувствовать.

Волшебная игра

В силу своей профессии я знаю множество книг по психотерапии. Но, пожалуй, самая лучшая из них вовсе не относится к разряду специальной литературы. Эта книга даже не для взрослых, а для детей, называется «Полианна». Она была написана давно, почти столетие назад, не известной у нас писательницей Элеонор Портер. Главная героиня – двенадцатилетняя девочка со странным именем Полианна, у которой по очереди умерли мать и отец. Отец не оставил дочери наследства, но успел научить ее игре... в счастье. Главным правилом игры было найти даже в самой плачевной ситуации что-то хорошее, радующее. И вот, когда осиротевшую Полианну привезли в маленький городок к тетке-опекунше, началась эта игра в счастье. Тетка, вздорная старая дева, сразу невзлюбила свою воспитанницу. Но девочка очень быстро завела окрестные знакомства, причем ее знакомыми стали люди отверженные, обиженные судьбой: тяжелобольная старуха, джентльмен-мизантроп, который был в ссоре со всем белым светом, мальчишка-беспризорник. С каждым из них Полианна делилась драгоценным наследством, доставшимся ей от отца, – она учила их играть в счастье. В конце концов этой игрой «заразился» весь городок.

Однажды Полианну сбил автомобиль (дело было в начале века), и она потеряла способность двигаться. Впервые в жизни ей не помогла волшебная игра: она была безутешна. Но, узнав о случившемся, девочку стали навещать ее воспитанники. И они, каждый на свой лад, нашли возможность порадовать Полианну, вернуть ее к жизни...

Конечно, это сказка. Но сказка мудрейшая. И очень по сути правдивая (как, впрочем, и любая настоящая сказка). Сострадая слабому, набираешь силу. И постепенно научаешься жить «в режиме подвига». Ведь сейчас многие фактически в таком режиме и живут. Месяцами, даже годами не получают зарплату – и все равно приходят в школу, в поликлинику, на завод, в конструкторское бюро. Терпят невзгоды, но не теряют при этом человеческий облик, не перестают надеяться на лучшее, стараются противостоять разрушению жизни.

Постарайтесь и вы не ощущать себя жертвой, а героически выстоять. Я очень хорошо понимаю тех, кто не может, лишившись работы, переступить через себя и пойти торговать пивом или рекламировать газеты в электричках. Но мне трудно извинить мужчин, которые борьбу с несправедливостью перекладывают на женские и детские плечи. Все-таки мужчина, даже самый застенчивый, – это воин.

Ирина МЕДВЕДЕВА, психолог